Файл: Учебная программа по учебному предмету Русский язык и литература для 5.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 стремительно пробегающей жертвы и, катясь кубарем вместе с ней, успевали перекусить горло, пустить кровь и снова кинуться в погоню…
…Там, при стадах, находились люди, боги овец и они же овечьи рабы, те, кто сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто не зависит от них, а волен быть свободным…
Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооруженные стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолетах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолеты корректировали сверху цель и движение. Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…»
7. Выпишите яркое художественно-выразительное средство, используемое автором
для описания жизни в Моюнкумской саванне согласно 1 абзацу?
___________________________________________________________________________ [1]
8. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Земля с огромным сотрясением отзывалась на топот убегавших стадов сайгаков.
В) Земная поверхность могла гудеть и содрогаться от сильного града в летнюю пору.
С) Матерые волки кубарем катись от испуга перед наплывом шумных стадов сайгаков.
D) В охотничьи моменты чувствовалась атмосфера борьбы не за жизнь, а за смерть.
[1]
9. Определите стиль текста. Приведите 2 аргумента, подтверждая примерами из
текста.
Стиль
1 аргумент
2 аргумент
[2]
10. Определите не менее 2-х художественно-выразительных средств (ХВС),
используемых автором для характеристики людей согласно тексту.
ХВС
пример
роль в тексте
[2]
11. Какова авторская позиция по отношению к природе? Через какие слова
проявляется эта позиция?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[2]
12
12. Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться из
заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Образец: Никто из нас не хотел бы оказаться на месте человека, который вынужден искать работу.
Никто из нас не хотел бы оказаться на месте того человека,
_____________________________________________________________________________
Ответ:
Никто из нас не хотел бы оказаться на месте того человека, вынужденного искать работу. а) Люди, одетые в шкуры и вооруженные стрелами, появлялись на лошадях.
Люди, которые______________________________________________________________[1] б) Волки, которые пластались на бегу, шли следом и рядом с ними.
Волки,
___________________________________________________________________________ [1]
Письмо
13. Напишите эссе-рассуждение с элементами повествования/описания на одну из
предложенных тем, соблюдая пунктуационные нормы в сложных предложениях.
Обоснуйте свою точку зрения, используя существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах. Объем 140-160 слов.
1) Нужно ли ценить и бережно хранить свою культуру? Почему?
2) Согласны ли вы с высказыванием Л.Н.Толстого «Когда же будет в человеке то же, что и в природе? Там борьба, но честная и красивая. А тут подлая»?
3) Верно ли утверждение, что «человек, оторванный от природы, черствеет душой?»
[10]
Схема выставления баллов
Слушание
№
вопроса
Ответ
Балл
Дополнительная информация
1
В) любви
1
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл
Возможны другие ответы.
Балл присуждается за объяснение выражения автора.
2
А) воле
1 3
B) «…Необходимо соединить волю, разум и сердце. При этом руководящая роль должна принадлежать сердцу».
1 4
Автор хотел сказать, что благодаря сердцу и его любви человек проявляет добро по отношению к окружающим. Из сердца исходит «все доброе – милосердие, скромность, справедливость, отзывчивость».
Если сердце держать в чистоте и безупречном состоянии, то не
1
13 будет между людьми обиды.
5
«Семнадцатое слово Абая»
1
Принимаются альтернативные варианты ответа.
Говорение
Баллы
Содержание и точность языка
5
Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Говорит связанно. Соблюдает орфоэпические нормы. Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику. Учитывает целевую аудиторию. В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания.
4
Точно раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. Говорит связанно, речь поставлена. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка, которые сам исправляет Ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания.
3
Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием.
Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла.
Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию.
2
Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание
1
Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи несвязанная.
Использует очень ограниченную лексику.
Чтение
№ вопроса Ключи ответов
Балл
Дополнительная информация
7
«протекала великая охотничья жизнь в нескончаемой погоне по нескончаемым моюнкумским просторам за нескончаемыми сайгачьими стадами» (повтор
–яркое ХВС)
1 1 балл присуждается за умение определить ХВС и привести пример.
8
С) Матерые волки кубарем катись от испуга перед наплывом шумных стадов сайгаков.
1
14 9
Художественный стиль.
1) Используются ХВС для характеристики героев и природы
(например: олицетворение
«протекала великая охотничья жизнь», фразеологизм «не на жизнь, а на смерть» и другие.
2)
Цель текста
– воздействовать на чувства и мысли читателей при помощи созданных автором образов
(например,
«человекобоги, вооруженные стрелки»,
«опрокинулась жизнь в
Моюнкумской саванне вверх дном…»).
1 1
Возможны другие аргументы.
1 балл присуждается за определение стиля
1балл за каждый аргумент.
10
Автор использует метафору
(«человекобоги») и сравнение
(«точь-в-точь как волки») для характеристики людей, позволявших себе истреблять животных в разные времена/ для создания образа жестоких людей, охотившихся на сайгаков.
2
Возможны другие варианты.
1 балл –за пример изобразительно-языковых средств;
1 балл – определение роли изобразительно-языковых средств в отрывке
11
Автор с горечью и сожалением выражает свое отношение к природе
Моюнкумской степи. Его позиция проявляется через слова: «опрокинулась жизнь в
Моюнкумской саванне вверх дном…»
2
Возможны другие варианты ответа.
1 балл присуждается за определение авторской позиции;
1балл за умение привести пример.
12 а) Люди, которые были одеты в шкуры и вооружены стрелами, появлялись на лошадях. б) Волки, пластавшиеся на бегу, шли следом и рядом с ними.
2
Принимаются альтернативные верные формулировки предложений.
Итого
10
Письмо
Баллы Содержание и речь
Грамотность
5
Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ; эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи.
Организация и структура эссе на очень
Уверенное и соответствующее использование простых и сложных предложений, существительных, прилагательных и наречий, обширного словарного запаса, ярко
15 высоком уровне с четко описанным введением и заключением; раскрытые и связные аргументы. Присутствуют элементы описания/повествования. выраженный стиль письма.
Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками
4
Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи.
В целом, эссе хорошо организовано с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. Присутствуют элементы описания/повествования
Хорошее, соответствующее использование ряда грамматических форм; видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен.
В целом, ответ точен; ошибки не препятствуют передаче информации
3
Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты.
Затрудняется использовать элементы описания/повествования
Использует соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику; проявляет не всегда уместное некоторое выражение стиля.
Достаточно ясный ответ; ошибки заметны, но, в целом, не препятствуют передаче информации
2
Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи.
Эссе имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. Не использует элементы описания/повествования
Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен.
Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.
1
Неясный ответ, ограниченные примеры и ссылки в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос.
Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно
Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас; большинство структур составлено неправильно и не имеет завершённости.
Частые ошибки затрудняют понимание
16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность: 45 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих 4 вида речевой деятельности как слушание, чтение, письмо и говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы.
Характеристика заданий суммативного оценивания
в 9Я2 классе за 2 четверть
Тема
Вид речевой
деятель
ности
Проверяемая цель
Кол-
во
зада
ний*
Тип
зада
ния*
Описание задания*
Время на
выполне-
ние, мин
Общий
балл
История и личность
Реаль ность и фантазия
Слушание
9.1.2.1 Понимать значение слов общественно-политической тематики
5
МВО Обучающийся понимает информацию сообщения, определяет коммуникативные намерения говорящего
10 5
9.1.3.1Понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям
Говорение
9.2.2.1 Пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора
1
РО
Обучающийся пересказывает выбранный текст, выражает свое собственное понимание проблематики
Обучающийся анализирует фрагмент текста
Проверяется отдельно
5 9.2.1.1Владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем
Чтение
9.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения
8
МВО
РО
КО
Обучающийся анализирует фрагмент текста из художественного произведения, находит художественные средства
15 10 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов
Вид речевой
деятель
ности
Проверяемая цель
Кол-
во
зада
ний*
Тип
зада
ния*
Описание задания*
Время на
выполне-
ние, мин
Общий
балл
История и личность
Реаль ность и фантазия
Слушание
9.1.2.1 Понимать значение слов общественно-политической тематики
5
МВО Обучающийся понимает информацию сообщения, определяет коммуникативные намерения говорящего
10 5
9.1.3.1Понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям
Говорение
9.2.2.1 Пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора
1
РО
Обучающийся пересказывает выбранный текст, выражает свое собственное понимание проблематики
Обучающийся анализирует фрагмент текста
Проверяется отдельно
5 9.2.1.1Владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем
Чтение
9.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения
8
МВО
РО
КО
Обучающийся анализирует фрагмент текста из художественного произведения, находит художественные средства
15 10 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов
Письмо
9.4.1.1 Создавать тексты научного стиля
(статья)
9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания
1
РО
Обучающийся выбирает тему и создает эссе – рассуждение, выражая и обосновывая свое мнение.
В работе использует простые и сложные предложения, различные грамматические формы глагола
20 10
Использование языковых единиц
9.5.2.1 Использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения
9.5.1.1Использовать существительные, прилагательные, наречия (в т. ч.
Образованные от других частей речи) в соответствующих формах
Итого
15
45 минут
30
19
Слушание
Задание
Прослушайте эпизод разговора Гринева и Пугачева главы «Незваный гость» романа
«Капитанская дочка» А.С.Пушкина и выполните задания.
https://ilibrary.ru/text/107/p.8/index.html
Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели.
- А, ваше благородие! — сказал Пугачев, увидя меня. — Добро пожаловать; честь и место, милости просим».
Собеседники потеснились. Я молча сел на краю стола. С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю.
Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором. Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице.
Гости встали из-за стола и простились с Пугачевым. Я хотел за ними последовать, но
Пугачев сказал мне:
- Сиди, я хочу с тобою переговорить». Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз, он засмеялся с непритворной веселостию.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. Обещаешься ли служить мне с усердием?
— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Моя искренность поразила Пугачева.
-Так и быть, — сказал он, 19даряя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь.
Вопросы и задания:
1. Как автор в данном эпизоде преображает Пугачева и почему?
А) без официальности для отражения его человечности
В) без простоты в отношениях с приближенными и гостем
С) с напущенной строгостью для поддержания его статуса
D) с некоторым официальным тоном для показа властности
[1]
2. Какие черты характера героя раскрываются в отношениях с соратниками?
А) доброта и искренность
В) злость и справедливость
С) искренность и верность
D) равенство и серьезность
[1]
3. Объясните значение пословицы «Казнить так казнить, миловать так миловать»
согласно тексту.