Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проблемы формирования речевой культуры школьников с целью подбора упражнений по формированию речевой культуры учащихся 5 классов на уроках русского языка при изучении лексики. Объектом исследования данной работы является процесс формирования речевой культуры учащихся 5 классов. Предмет исследования - формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка при изучении лексики. Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач: 1. Изучить сущность понятия "речевая культура". 2. Описать задачи изучения раздела "Лексика" в школе; 3. Рассмотреть особенности организации развития речевой культуры учащихся при изучении лексики на уроках русского языка; 4. Разработать упражнения по развитию культуры речи учащихся 5 классов при изучении лексики. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, синтез, обобщение. Эмпирическая база исследования: методическая по преподаванию русского языка в средней школе, лингвистическая литература, учебное пособие по русскому языку. Теоретической базой нашего исследования явились работы следующих ученых и методистов: М. Т. Баранова, Н. М. Шанского, А. Н. Ксенофонтовой и др. Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные нами упражнения могут быть использованы учителями русского языка для работы по формированию речевой культуры учащихся 5 класса на уроках русского языка при изучении лексики. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ 1.1 Сущность понятия "речевая культура" Речь - это вид деятельности человека,
реализация мышления на основе использования средств языка. Всю жизнь человек совершенствует свою речь, усваивает установленные нормы, обогащает свой словарь. На каждом возрастном этапе он получает новые знания, которые и обуславливают его речевое развитие. Наиболее значимыми ступенями овладения речью являются дошкольный и младший школьный возраст. Становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наоборот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью решения речевых задач,
побуждают у него желание общаться, делиться своими мыслями. Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это второе условие развития речи ребенка. Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь,
звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий [23]. В федеральном государственном стандарте по русскому языку определены четыре задачи школьного курса русского языка: это формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Языковая компетенция - понятие, введенное в рамках лингвистики, для описания владения языковыми средствами носителем языка. Впервые термин "языковая компетенция" был введен американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в. Согласно Н. Хомскому, языковая компетенция понимается "как способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке" [Хомский, 2005, с. 41]. Языковая компетенция является компонентом более широкой коммуникативной компетенции. По мнению таких ученых, как И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, коммуникативная компетенция относится к разряду ключевых, то есть это одна из основных компетенций, которая лежит в основе формирования здоровой личности и компетентного специалиста. Большинство исследователей сходятся в том, что языковая компетенция - это система определенных законов функционирования языка, а
также навыков и умений в использовании этих законов, целью освоения которых является успешное осуществление речевой (устной, письменной) и мыслительной деятельности. Следовательно, языковая компетентность - результат освоения этой сложной системы. И с точки зрения компетентностного подхода в образовании, языковая компетентность - это в первую очередь готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации своих жизненных, профессиональных и других задач. Подходы к решению проблем развития речевой культуры отражены в работах Л. С. Выготского, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, В. В. Ильина, В. В. Краевского, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимова, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой. По мнению А. Н. Ксенофонтовой, речевая деятельность в обучении школьников выполняет немаловажную задачу, а именно, формирование условий для стимулирования и проявления активности ребенка. Индивидуальность позиции обучающегося проявляется в форме рациональных предложений, в возможности показать свою самостоятельность в речевых высказываниях. Педагог же, в свою очередь, основывается на их активности, самостоятельности, а также творческих способностях [Ксенофонтова, 2007, с. 12]. Ни одну область человеческой деятельности невозможно представить без общения, а значит и без внутренней духовной культуры. Ещё Л. С. Выготский акцентировал внимание на том, что речевая деятельность является фундаментом взаимодействия людей и придавал ей огромное значение, а также видел богатейшие возможностей для формирования личности, мышления и всех познавательных процессов человека [5]. В методической литературе присутствует множество определений понятия речевая культура. Рассмотрим некоторые из них. Речевая культура - часть культуры народа, связанная с использованием языка. В неё включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Более того, в неё входят этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе
списка литературы. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ 1.1 Сущность понятия "речевая культура" Речь - это вид деятельности человека,
реализация мышления на основе использования средств языка. Всю жизнь человек совершенствует свою речь, усваивает установленные нормы, обогащает свой словарь. На каждом возрастном этапе он получает новые знания, которые и обуславливают его речевое развитие. Наиболее значимыми ступенями овладения речью являются дошкольный и младший школьный возраст. Становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наоборот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью решения речевых задач,
побуждают у него желание общаться, делиться своими мыслями. Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это второе условие развития речи ребенка. Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь,
звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий [23]. В федеральном государственном стандарте по русскому языку определены четыре задачи школьного курса русского языка: это формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Языковая компетенция - понятие, введенное в рамках лингвистики, для описания владения языковыми средствами носителем языка. Впервые термин "языковая компетенция" был введен американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в. Согласно Н. Хомскому, языковая компетенция понимается "как способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке" [Хомский, 2005, с. 41]. Языковая компетенция является компонентом более широкой коммуникативной компетенции. По мнению таких ученых, как И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, коммуникативная компетенция относится к разряду ключевых, то есть это одна из основных компетенций, которая лежит в основе формирования здоровой личности и компетентного специалиста. Большинство исследователей сходятся в том, что языковая компетенция - это система определенных законов функционирования языка, а
также навыков и умений в использовании этих законов, целью освоения которых является успешное осуществление речевой (устной, письменной) и мыслительной деятельности. Следовательно, языковая компетентность - результат освоения этой сложной системы. И с точки зрения компетентностного подхода в образовании, языковая компетентность - это в первую очередь готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации своих жизненных, профессиональных и других задач. Подходы к решению проблем развития речевой культуры отражены в работах Л. С. Выготского, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, В. В. Ильина, В. В. Краевского, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимова, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой. По мнению А. Н. Ксенофонтовой, речевая деятельность в обучении школьников выполняет немаловажную задачу, а именно, формирование условий для стимулирования и проявления активности ребенка. Индивидуальность позиции обучающегося проявляется в форме рациональных предложений, в возможности показать свою самостоятельность в речевых высказываниях. Педагог же, в свою очередь, основывается на их активности, самостоятельности, а также творческих способностях [Ксенофонтова, 2007, с. 12]. Ни одну область человеческой деятельности невозможно представить без общения, а значит и без внутренней духовной культуры. Ещё Л. С. Выготский акцентировал внимание на том, что речевая деятельность является фундаментом взаимодействия людей и придавал ей огромное значение, а также видел богатейшие возможностей для формирования личности, мышления и всех познавательных процессов человека [5]. В методической литературе присутствует множество определений понятия речевая культура. Рассмотрим некоторые из них. Речевая культура - часть культуры народа, связанная с использованием языка. В неё включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Более того, в неё входят этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе