Файл: Отчет о проверке .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и их

сложного сцепления в пределах целостных отрезков текста и всего текста - вот та мощная сила, которая образцовую речь выковывает и позволяет говорить о высшей степени речевой культуры. Лишь разумный и прочный союз нормы и целесообразности обеспечивает культуру речи общества и отдельного человека" [Головин, 1980, с.19]. Основное назначение слова - быть средством номинации (наименования) реалий окружающего мира (предметов, признаков, действий) и формирования соответствующих понятий. Подход к слову как к единице лексической системы создает основу для выбора основных лексических понятий, которые представляют лексику как систему; выявление и обоснование лингвометодических приемов изучения лексики и выработку навыков; обозначение типичных лексических явлений, которые могут быть использованы как дидактический материал при формировании речевой культуры у учащихся средней школы. Изучение лингвистической литературы подтверждает, что формирование навыков речевой культуры учащихся требует учета характерных особенностей каждой формы языка: устной и письменной [15]. В работе В. Капинос "Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах" [Капинос, 2015] автор раскрывает такие понятия, как правильность речи, точность, богатство, выразительность, а также содержательность и логичность. Правильность речи предполагает соблюдение орфографических, лексических, орфоэпических и пунктуационных норм русского литературного языка в продуктивных видах речевой деятельности (говорении, чтении, письме) [Капинос, 2015, с.4]. Точность речи обеспечивается отбором слов, которые в наибольшей мере соответствуют содержанию высказывания [Там же, с.4]. Богатство речи проявляется
в разнообразии используемых лексических единиц с учетом требования речевой ситуации [Там же, с.4]. Богатство речи проявляется в разнообразии используемых языковых средств (бедная речь, как правило, характеризуется неоправданным повторением одних и тех же слов, конструкций). Выразительность речи достигается использованием таких языковых средств, которые обеспечивают воздействие на читателя (слушателя), то есть вызывают определенные чувства, желание для создания собственных высказываний в устной и письменной форме, [Там же, с.5]. Следует также выделить и такие свойства речи, как ее содержательность и логичность. Первое из них, отражая взаимосвязь мышления и речи, предполагает необходимую степень лаконизма, отсутствие многословия, второе выражается в требовании непротиворечивости, в соблюдении логической последовательности в изложении мыслей. "В связи с изучением лексики проводится также словарно-семантическая и словарно- стилистическая работа, направленная на формирование умений использовать слова в разных стилях речи в соответствии с их значениями и стилистическими свойствами" [16, с.160]. При подготовке к написанию сочинений или изложений необходимо предупреждать о лексических ошибках. А после проверки творческих работ учащихся работать над исправлением появившихся ошибок. Методист Н. М. Шанский делит лексические ошибки школьников на две группы: "на лексико-нормативные и лексико- стилистические. К лексико-нормативным ошибкам относятся следующие виды: употребление слова в несвойственном ему значении; неправильная сочетаемость слова с другими словами; употребление нелитературного слова. К лексико- стилистическим ошибкам относятся: употребление в тексте

слова несвойственного тому или иному языковому стилю; лексическая тавтология; многословие, употребление штампов" [Шанский, 1975, с.223]. С учетом перечисленных свойств речи и строится работа, направленная на формирование речевой культуры у учащихся в системе работы над основными видами речевой деятельности. Исходя из этого, в процессе формирования культуры речи учащихся необходимо, на наш взгляд, уделить внимание выбору слов на уроках русского языка и соединить в системе тренировочных упражнений два основных регулятора речевой деятельности: норму и коммуникативную целесообразность. При обучении лексическим понятиям используют те же учебно-познавательные методы, применяющиеся в методике русского языка в других разделах, таких как самостоятельный анализ школьниками теоретической части, беседа, слово учителя, самостоятельный анализ упражнений. В учебниках по русскому языку теоретическая часть заключена в рамки или обозначена знаком. Также авторы учебников дают материалы для наблюдения и в конце каждого параграфа учебника дана система вопросов для самопроверки. Таким образом, формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка предполагает ряд заданий, направленных на выбор слова, определение прямого и переносного значения слов, работу с именами собственными, умение пользоваться толковыми словарями. 2.2 Комплекс упражнений по русскому языку для учащихся 5 класса при изучении лексики Выбор познавательных методов обучения русскому языку зависит от изучаемых лексических и фразеологических явлений. Для формирования лексикологических и фразеологических умений используют специальные упражнения: общие упражнения, изучающие каждое лексическое понятие; ― частные упражнения, которые индивидуальны для каждого лексического понятия. Рассмотрим ряд общих упражнений. 1. Лексическое явление, находящееся среди слов, в словосочетании, в предложении или в связном
тексте. Для выполнения данного упражнения школьники должны знать различительные признаки каждого лексического явления. 2. Выбор примеров, показывающих изучаемое лексическое явление. Для выполнения этого упражнения ученики выбирают слова печатных источников (например, словарей, учебников) или по памяти. 3. Выяснение роли лексического понятия в тексте. С помощью данного упражнения создаются условия для закрепления свойств изученных лексических единиц и для понимания изобразительно-выразительных средств в художественных произведениях. 4. Объединение в группы изучаемых лексических явлений. Для выполнения этого упражнения учеников необходимо подготовить для установления единого основания деления слов на группы. 5. Поиск и исправление лексических ошибок. Для выполнения данного упражнения материалов служат группы лексических единиц, которые составлены по нескольким основаниям. 6. Составление таблиц лексических понятий. Для того чтобы выполнить это упражнение, следует показывать способы расположения материала по вертикали и горизонтали. 7. Лексический разбор. Этот метод был определен Н.М. Шанским. Суть данного упражнения в том, чтобы охарактеризовать слова с точки зрения особенностей лексических понятий. Это упражнение выполняется при помощи словаря. Существует несколько видов упражнений для формирования умений и навыков использования толкового словаря.
Рассмотрим их. 1. Поиск в словарной статье толкового словаря ее структурных элементов. Данное упражнение закрепляет знания учащихся о структуре словарной статьи. Учеников можно попросить назвать заглавное слово, грамматические пометы, толкование лексического значения слова и примеры потребления слова. 2. Поиск в словарях слов по тем или иным пометам. Это

упражнение учит детей применять знания о тех или иных свойствах слова. 3. Составление словарной статьи того или иного слова. Это упражнение требует обобщения знаний ученика о слове, о составлении словарной статьи. Учащиеся должны помнить о слове по его признакам: часть речи данного слова; однозначность, многозначность; устаревшее или нет, ограниченное в употреблении или общеупотребительное. 4. Составление кроссворда. Все вышеперечисленные упражнения помогут сформировать у обучающихся умение пользоваться толковым словарем. Задачи изучения лексических единиц в школьном курсе лексикологии разнообразны, поэтому и виды лексических упражнений, и характер заданий к ним разный. Это зависит от изучения лексического явления и формирует лексические умения. Опишем предложенные задания для развития культуры речи учащихся 5 класс при изучении лексики. 1. Составьте словосочетания так, чтобы каждое из данных слов было употреблено в прямом и переносном значении. Горизонт, лес, голос, море; теплый, черный, сердечный; победить, оступиться, завоевать. 2. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль? 1.Мечта всегда крылата - она обгоняет время. 2. Жизнь