Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слово проявляется в умении учащихся выделять в слове лексическое значение и устанавливать смысловые связи данного слова с другими словами [Баранов, 1988, с.158]. Эти умения специально развиваются при изучении лексики и закрепляются при изучении нелексического материала, а также на уроках развития речи учащихся. Программа по русскому языку устанавливает ступенчатое изучение данного раздела русского языка, то есть часть теоретического материала изучается в пятом классе, а часть - в шестом классе. В пятом классе изучают лексические явления, которые определяют значение слова, а в шестом классе осваивают лексический материал, связанный с употреблением и происхождением слов. В программу для V класса частично включены отдельные лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья, способы толкования лексического значения слова. Так, переносное значение слова обозначается сокращенно перен., разные значения многозначного слова нумеруются цифрами по порядку, у омонимов справа вверху ставятся цифры 1, 2 и т.д. Перечисленные лексикографические понятия необходимы как для лучшего усвоения лексических понятий, так и для организации словарной работы, для формирования у детей умения находить справки о том, или ином слове в толковых словарях [18]. По сравнению с предыдущими изданиями учебниками для V класса раздел "Лексика" не претерпел существенных изменений, поэтому все ранее изданные методические указания к учебнику вполне можно использовать. В связи с расширением общих целей изучения русского языка в школе в разделе "Лексика" уточнена функция слова в языке -
служит для наименования реалий (предметов, их признаков,
действий, признаков действий, количеств). В этом разделе заменены некоторые тексты, улучшены рисунки, введены рамки, в которых дается происхождение лексикологических терминов, использованных в данном разделе. При изучении лексикологических понятий необходимо руководствоваться следующими принципами: грамматическим, контекстным. Для ознакомления с лексическими понятиями в учебнике имеется, во- первых, материал для наблюдений, во-вторых, короткие лингвистические тексты о том или ином лексическом понятии. Материалы для наблюдений состоят из рисунков и вопросов к ним. В лингвистическом тексте перечисляются существенные признаки лексического понятия. Материал для наблюдения можно использовать двояко: либо он анализируется под руководством учителя, либо учащиеся анализируют его самостоятельно, индивидуально. Лингвистический текс тоже используется двояко: либо учитель на его основе составляет свое слово и сообщает сведения о новом лексическом явлении в своей краткой речи, либо школьники самостоятельно читают этот текст, выявляя существенные признаки явления [5]. Во всех четырех случаях ведется подготовка к составлению определения изучаемого лексического понятия. В сильном классе пятиклассники могут это сделать самостоятельно (для этого учитель
сообщает формулу определения: синонимы - это слова...), проверив себя по учебнику. В слабом классе целесообразно эту формулу заполнить коллективно под руководством учителя. Для закрепления полученных знаний и формирования соответствующих лексикологических умений используются упражнения нужных для этого типов: − нахождение изучаемых лексических явлений (среди слов в тексте); − подбор слов, обозначающих изучаемое понятие; − составление словосочетаний или предложений с данными группами слов (синонимами, многозначным словом и т.д.); − нахождение в толковом словаре слов по заданию; − нахождение лексических ошибок. Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает основу для работы по развитию речи детей - по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико- стилистическими нормами, по формированию монологической речи. Обогащение запаса слов и фразеологизмов опирается на знание школьниками лексического значения слова и фразеологизма, способов толкования семантики слов и фразеологизмов, синонимов и слов с переносным значением, а также на умение пользоваться толковым словарем. "Овладение лексико- стилистическими нормами связано со знанием сочетаемости слов и фразеологизмов в зависимости от их семантики" [4, с.61]. Выбор слов и фразеологизмов при создании текста определяется их стилистическими свойствами, способностью слов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении. Вывод по первой главе Исходя из первой главы, я могу сказать, что становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наоборот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в
методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью решения речевых задач, побуждают у него желание общаться, делиться своими мыслями. Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это второе условие развития речи ребенка. Изучение лексики и фразеологии значительно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка - словом, а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка. Школьники узнают об источниках пополнения словарного и фразеологического запаса языка, о членении лексики по территориальному и социальному признакам. Ученики получат сведения о том, что слова и фразеологизмы в языке не отделены друг от друга, а объединены в группы. Изучение лексики и фразеологии показывает богатство словарного и фразеологического запаса русского языка. При изучении раздела "Лексика" в школьном курсе русского языка у учащихся формируются учебно-языковые умения и поэтому они должны знать следующее: 1. Отличать лексическое значение слова от грамматического; 2. Толковать лексическое значение слов; 3. Определять значение употребления слова в данном контексте; 4. Пользоваться толковым словарем; 5. Подбирать к изученным лексическим понятиям синонимы или антонимы. Как считает методист М.Т. Баранов, особое внимание в изучении лексики имеет развитие у школьников лексико-семантического взгляда на слово. Лексико-семантический взгляд на слово проявляется в умении учащихся выделять в слове лексическое значение и устанавливать смысловые связи данного слова с другими словами [Баранов, 1988, с.158]. Эти умения специально развиваются при изучении лексики и закрепляются при
изучении нелексического материала, а также на уроках развития речи учащихся. ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2.1 Особенности организации
развития культуры речи учащихся при изучении лексики Формированию речевой культуры у школьников нужно уделить особое внимание. В связи с этим возникает необходимость решения определенных задач: 1) усовершенствование знаний учащихся о реальной системе языка; 2) овладение нормами литературного языка, а также коррекции таких умений, как: 1) правильно выражать свои мысли, 2) целенаправленно употреблять слова и выражения, 3) умение выбирать слова в соответствии с темой высказывания и ситуацией общения. Вся работа, направленная на формирование культуры речи, строится с учетом общего представления учащихся о языке (его происхождении, строении, развитии) и речи, а также в овладении орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами литературного языка, являющиеся важными составляющими элементами речевого развития. Чтобы правильно организовать эту работу, необходимо определить ее место в общем процессе обучения школьников русскому языку. Одним из условий формирования речевой культуры является знание учащимися того факта, что слово - это основная стилистическая единица. Работа над формированием речевой культуры предполагает в первую очередь работу над словом, так как, по определению В.В. Виноградова, "слово есть единица, неотступно представляющаяся нашему уму как нечто центральное во всем механизме языка" [Виноградов, 1972, с.90]. Эту мысль подтверждает Н.М. Шанский, считая, что "слово выступает в качестве основной единицы языка, определяющей его особый характер среди других семиотических систем" [Шанский, 2009, с.9]. Мотивом выбора слов и других средств языка, как утверждают лингвисты, служит так называемая коммуникативная целесообразность [12]. Б.Н. Головин обращает внимание на то, что "ощущение говорящим и пишущим, понимание им целесообразности того или иного слова, той или иной интенции, той или иной синтаксической конструкции
служит для наименования реалий (предметов, их признаков,
действий, признаков действий, количеств). В этом разделе заменены некоторые тексты, улучшены рисунки, введены рамки, в которых дается происхождение лексикологических терминов, использованных в данном разделе. При изучении лексикологических понятий необходимо руководствоваться следующими принципами: грамматическим, контекстным. Для ознакомления с лексическими понятиями в учебнике имеется, во- первых, материал для наблюдений, во-вторых, короткие лингвистические тексты о том или ином лексическом понятии. Материалы для наблюдений состоят из рисунков и вопросов к ним. В лингвистическом тексте перечисляются существенные признаки лексического понятия. Материал для наблюдения можно использовать двояко: либо он анализируется под руководством учителя, либо учащиеся анализируют его самостоятельно, индивидуально. Лингвистический текс тоже используется двояко: либо учитель на его основе составляет свое слово и сообщает сведения о новом лексическом явлении в своей краткой речи, либо школьники самостоятельно читают этот текст, выявляя существенные признаки явления [5]. Во всех четырех случаях ведется подготовка к составлению определения изучаемого лексического понятия. В сильном классе пятиклассники могут это сделать самостоятельно (для этого учитель
сообщает формулу определения: синонимы - это слова...), проверив себя по учебнику. В слабом классе целесообразно эту формулу заполнить коллективно под руководством учителя. Для закрепления полученных знаний и формирования соответствующих лексикологических умений используются упражнения нужных для этого типов: − нахождение изучаемых лексических явлений (среди слов в тексте); − подбор слов, обозначающих изучаемое понятие; − составление словосочетаний или предложений с данными группами слов (синонимами, многозначным словом и т.д.); − нахождение в толковом словаре слов по заданию; − нахождение лексических ошибок. Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает основу для работы по развитию речи детей - по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико- стилистическими нормами, по формированию монологической речи. Обогащение запаса слов и фразеологизмов опирается на знание школьниками лексического значения слова и фразеологизма, способов толкования семантики слов и фразеологизмов, синонимов и слов с переносным значением, а также на умение пользоваться толковым словарем. "Овладение лексико- стилистическими нормами связано со знанием сочетаемости слов и фразеологизмов в зависимости от их семантики" [4, с.61]. Выбор слов и фразеологизмов при создании текста определяется их стилистическими свойствами, способностью слов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении. Вывод по первой главе Исходя из первой главы, я могу сказать, что становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наоборот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в
методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью решения речевых задач, побуждают у него желание общаться, делиться своими мыслями. Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это второе условие развития речи ребенка. Изучение лексики и фразеологии значительно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка - словом, а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка. Школьники узнают об источниках пополнения словарного и фразеологического запаса языка, о членении лексики по территориальному и социальному признакам. Ученики получат сведения о том, что слова и фразеологизмы в языке не отделены друг от друга, а объединены в группы. Изучение лексики и фразеологии показывает богатство словарного и фразеологического запаса русского языка. При изучении раздела "Лексика" в школьном курсе русского языка у учащихся формируются учебно-языковые умения и поэтому они должны знать следующее: 1. Отличать лексическое значение слова от грамматического; 2. Толковать лексическое значение слов; 3. Определять значение употребления слова в данном контексте; 4. Пользоваться толковым словарем; 5. Подбирать к изученным лексическим понятиям синонимы или антонимы. Как считает методист М.Т. Баранов, особое внимание в изучении лексики имеет развитие у школьников лексико-семантического взгляда на слово. Лексико-семантический взгляд на слово проявляется в умении учащихся выделять в слове лексическое значение и устанавливать смысловые связи данного слова с другими словами [Баранов, 1988, с.158]. Эти умения специально развиваются при изучении лексики и закрепляются при
изучении нелексического материала, а также на уроках развития речи учащихся. ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2.1 Особенности организации
развития культуры речи учащихся при изучении лексики Формированию речевой культуры у школьников нужно уделить особое внимание. В связи с этим возникает необходимость решения определенных задач: 1) усовершенствование знаний учащихся о реальной системе языка; 2) овладение нормами литературного языка, а также коррекции таких умений, как: 1) правильно выражать свои мысли, 2) целенаправленно употреблять слова и выражения, 3) умение выбирать слова в соответствии с темой высказывания и ситуацией общения. Вся работа, направленная на формирование культуры речи, строится с учетом общего представления учащихся о языке (его происхождении, строении, развитии) и речи, а также в овладении орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами литературного языка, являющиеся важными составляющими элементами речевого развития. Чтобы правильно организовать эту работу, необходимо определить ее место в общем процессе обучения школьников русскому языку. Одним из условий формирования речевой культуры является знание учащимися того факта, что слово - это основная стилистическая единица. Работа над формированием речевой культуры предполагает в первую очередь работу над словом, так как, по определению В.В. Виноградова, "слово есть единица, неотступно представляющаяся нашему уму как нечто центральное во всем механизме языка" [Виноградов, 1972, с.90]. Эту мысль подтверждает Н.М. Шанский, считая, что "слово выступает в качестве основной единицы языка, определяющей его особый характер среди других семиотических систем" [Шанский, 2009, с.9]. Мотивом выбора слов и других средств языка, как утверждают лингвисты, служит так называемая коммуникативная целесообразность [12]. Б.Н. Головин обращает внимание на то, что "ощущение говорящим и пишущим, понимание им целесообразности того или иного слова, той или иной интенции, той или иной синтаксической конструкции