Файл: Отчет о проверке .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человеческая замерзла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. 3. Без мечты остаться страшно с сердцем опустелым. Обратимся к именам собственным в названиях кораблей. 1. Приведите примеры имен собственных в названиях кораблей. Постарайтесь эти названия объяснить ("Император Франц", "Слава Екатерины", "Александр", "Иосиф ІІ"). Для справок: До конца XIX в., главным образом, использовались имена царствующих лиц и их приближенных. В конце XIX в. корабли называют именами полководцев, флотоводцев и моряков-героев, это стало традицией. Появились имена адмиралов, генералов "Капитан Мышевский", "Капитан Вавилов", "Петр Шмидт" и др. 2. Подумайте и скажите, чьими именами называли корабли в начале XIX в. ("Диана", "Гектор", "Аврора", "Меркурий", "Паллада"). Приведите примеры из античной мифологии. Вспомните имена богов Древней Греции. Для справок: Господствующим стилем в начале Х1Х в. стал классицизм, который характеризовался обращением к образам античности как к норме. Классический подход проявился и при выборе названий кораблей. 3. Послушайте пословицы, запишите их и выполните указанные задания: а) пользуясь толковым словарем, объясните лексическое значение слова "адмирал". Чему учат эти пословицы? Умей быть матросом, чтобы стать адмиралом (рус.) Из капралов не производят в адмиралы (рус.) И адмиралы службу матросами начинали (рус.) б) почему слово "берег" является ключевым словом данных пословиц? Запишите свои примеры пословиц со словом "берег". Не назовешь оба берега своими, ни один твоим не станет (осет.) В море погружайся, но от берега не отрывайся (франц.) Противоположный берег всегда кажется зеленым (нем.) Без берега флот и дня не проживет (рус.) Море вышло, а берега остались (рус.) в) пользуясь толковым словарем, определите
лексическое значение слова "капитан". Объясните смысл этих пословиц? Без капитана нет корабля, без корабля нет капитана (рус.) Капитан на корабле, что бог на небе (рус.) Старый капитан лучше трех молодых (рус.) 2. Напишите мини-сочинение, названием которого будет одна из указанных пословиц. Все вышеперечисленные упражнения помогут сформировать у обучающихся умение пользоваться толковым словарем. Задачи изучения лексических единиц в школьном курсе лексикологии разнообразны, поэтому и виды лексических упражнений, и характер заданий к ним разный. Это зависит от изучения лексического явления и формирует лексические умения. Вывод по второй главе Развитие речи учащихся - одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. В результате проведенного исследования на тему "Развитие речи учащихся на уроках русского языка" мы пришли к следующим выводам. Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Следует также выделить и такие свойства речи, как ее содержательность и логичность. Первое из них, отражая взаимосвязь мышления и речи, предполагает необходимую степень лаконизма, отсутствие многословия, второе выражается в требовании непротиворечивости, в соблюдении логической последовательности в изложении мыслей. "В связи с изучением лексики проводится также словарно-семантическая и словарно-стилистическая работа, направленная на формирование умений использовать слова в разных стилях речи в соответствии с их значениями и стилистическими свойствами". При подготовке к

написанию сочинений или изложений необходимо предупреждать о лексических ошибках. А после проверки творческих работ учащихся работать над исправлением появившихся ошибок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной науке проблема формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка является довольно актуальной. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме формирования речевой культуры позволил выделить наиболее важные положения: 1. Опираясь на опыт работы профессора А. Н. Ксенофонтовой, под речевой культурой мы понимаем правильность речи, то есть соблюдение литературных норм, воспринимаемых говорящими и пишущими в качестве "идеала" или общепринятого и традиционно охраняемого обычая, образа, а также речевое мастерство - то есть не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из соответствующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно-уместный, выразительный. Показателями речевой культуры, вслед за Т. С. Бочкаревой, выделяем: ясность речи, точность, логичность, содержательность, системность, выразительность, богатство словарного запаса, образность речи, эмоциональность, правильность. 2. Задача лексики заключена в том, чтобы, обучая школьников, не понижать внимания к величию русского языка. Значение лексики в изучении русского языка очень значимо, это видно из вышесказанного. Как считают методисты, нельзя допустить формальное обучение лексики, так как при обучении орфографии или морфологии к лексике не обращаются. Необходимо прививать интерес школьников к изучению раздела "Лексика" для того, чтобы обогащать
словарный запас русского языка и через интерес изучения лексики привносить интерес к другим разделам в школьном курсе русского языка. На сегодняшний день развитие методики обучения русскому языку отмечается большое внимание к данному разделу как к основе всей работы по культуре речи школьников не только на уроках по русскому языку, но и на других школьных предметах. 3. Процесс формирования речевой культуры учащихся 5-х классов будет успешнее, если организовать систематическую работу над словом с учетом расширения кругозора школьников, воспитания у них внимания к неизвестным словам, привычки и умения работать со словарями разных типов. Следует иметь ввиду, что лексический материал учащиеся запоминают лучше и правильнее, если при восприятии слова по возможности работают все анализаторы: слуховые, зрительные,

моторно-двигательные. Поэтому новые слова должны быть произнесены учителем, учащимися, записаны после необходимого орфоэпического и орфографического анализа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Баранов М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4 - 8 классах / М. Т. Баранов // Урок русского языка на современном этапе. - М., 1978. 2 Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1988. - 275 с. 3 Бочкарева Т. С. Развитие речевой культуры студентов / Т. С. Бочкарева // Вестник ОГУ. - 2011. - №2. - С. 58-62. 4 Будагов Р. А. Введение в науку о языке: учеб. пособие / Р. А. Будагов. - М.: Добросвет - 2003. - 544 с. 5 Введенская Л.А. Русская лексикография: учеб. пособие / Л.А. Введенская. - М. - Ростов-на-Дону: Март, 2007. - 347 с. 6 Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1972. - С.14. 7 Выготский Л.С. Мышление и речь : Избранные
психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998. - 352 с. 8 Винокур Г.О. О задачах истории языка. В кн. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. - М., 1959. - С. 221 -223. 9 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 197 с. 10 Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. - М., 1988. - С. 151-156. 11 Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. пособие / Б. Н. Головин - М.: Высш. шк, 1980. - 335 с. 12 Инфантова Г.Г. Русский язык. Введение в науку о языку. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: учебник / Г.Г. Инфантова др.]. - М.: Академический проект, 2015. - 240 с. 13 Капинос В.И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах / В, И. Капинос. - М.: Просвещение, 1988. - С. 118 - 127. 14 Ксенофонтова А. Н. Речевая культура - основа речевой деятельности школьников / А. Н. Ксенофонтова. - Оренбург, 2007. - 48 с. 15 Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школ: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с. 16 Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская.

- М.: Академия, 2007. - 464 с. 17 Проценко, Д.Д. К вопросу изучения фразеологии в школе: Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе / Д. Д. Проценко. - М., 1978. - 315 с. 18 Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: