Файл: Курсовая работа по дисциплине Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии, экономики и дизайна

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика»

По направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» направленность (профиль) «Экономика и Управление»

На тему: «Основные организационные формы учебных занятий»

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы ВТ-ЭиУ-2-1

Факультета технологии, экономики и дизайна

Баженова А.О.
Руководитель

Плужникова Е.А.

Армавир, 2023

Содержание



Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты формы организации обучения. Основные организационные формы педагогической деятельности……………………

7

Глава 2. Особенности организации различных форм обучения. Классификация форм организации обучения. Особенности организации учебной деятельности. Виды организационных форм оучения…………….

22

Заключение……………………………………………………………………..

27

Список использованной литературы………………………………………….

30


Введение
К основным организационным формам обучения относятся лекции, семинары, индивидуальные собеседования, коллоквиумы, практические и лабораторные занятия, профессиональная подготовка (ученичество), игры, преподавание, конференции, уроки (учебные центры и некоторые средние школы), экскурсии, тренировочные упражнения, стажировки, консультации, самостоятельные исследования, зачеты и экзамены.


Организационная форма обучения является одним из элементов педагогической системы. Эта категория относится к внешним аспектам организации учебного процесса, которые определяют, когда, где, кто и как происходит обучение. Принципы обучения говорят, почему обучение должно проходить именно так, методы объясняют природу учебного взаимодействия, а формы определяют, как должно быть организовано обучение в реальных условиях.

Основания для классификации форм обучения включают количество и состав учащихся, место обучения и продолжительность учебной деятельности.

По этим основаниям формы обучения можно разделить на индивидуальные, групповые, аудиторные и внеаудиторные соответственно. Хотя эта классификация не является строго научной, она позволяет организовать все многообразие форм обучения.

Организованная форма обучения - это вид учебного занятия, в котором различаются между собой доктринальные цели, состав студентов и слушателей, место проведения, продолжительность и виды деятельности преподавателей и слушателей. Организационные формы обучения обеспечивают систему взаимодействия преподавания и управления учебной деятельностью в соответствии с заранее установленной последовательностью или режимом.

В рамках различных форм обучения преподаватель использует фронтальную, групповую и индивидуальную работу для обеспечения активной познавательной деятельности обучающегося.

В структуре учебного процесса можно выделить три групповые формы организации:

- направленные в первую очередь на теоретическую подготовку студентов;

- направленные преимущественно на теоретическую подготовку студентов; и направленные преимущественно на практическую подготовку студентов;

- формы управления знаниями и умениями студентов.

Каждая организационная форма обучения имеет свои особенности, и без их учета невозможно оптимизировать процесс обучения.

Объект - процесс обучения

Предмет - особенности форм организации обучения

Исходя из определения объекта и предмета, целью курсовой работы является: изучение форм организации обучения учебных занятий.

Исходя из поставленной цели, формулирую следующие задачи:

— анализ педагогической литературы;

— изучение продкутов учебной, воспитательной деятельности и др.;

— рассмотреть понятие, сущность и классификацию форм организации обучения в целом;

— выявить особенности различных форм обучения.

Для решения поставленных задач были использованы методы:



— теоретический анализ литературы;

— синтез;

— обобщение.

В структурном отношении работа состоит из введения, заключения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Педагогика - это широкая тема, которая охватывает теорию и практику образования и методы преподавания. Написание курсовой работы по педагогике может включать изучение различных аспектов, таких как теории обучения, стратегии преподавания, управление классом, методы оценки и роль учителя в процессе обучения.

Педагогика относится к теории и практике образования, охватывая методы, стратегии и принципы, используемые для преподавания и обучения. Она включает в себя понимание того, как люди учатся, и разработку подходов к обучению, которые способствуют эффективному усвоению знаний.

Педагогика играет важнейшую роль в образовании по нескольким причинам:

Содействие обучению: Педагогика фокусируется на создании среды и опыта, способствующих эффективному обучению. Она включает в себя понимание когнитивных, социальных и эмоциональных аспектов обучения и адаптацию подходов к обучению для удовлетворения потребностей различных учащихся.

Повышение эффективности преподавания: Педагогика вооружает учителя репертуаром учебных стратегий, инструментов и методов, позволяющих вовлечь учеников, эффективно передавать информацию и способствовать развитию критического мышления, решению проблем и творчеству. Она помогает учителям принимать обоснованные решения о разработке учебных программ, планировании уроков и методах оценки.

Адаптация к разнообразию учащихся: Каждый ученик уникален, у него разные способности, стили обучения, происхождение и потребности. Педагогика предоставляет рамки и стратегии для решения проблемы разнообразия учащихся, позволяя учителям использовать дифференцированное обучение и персонализированные подходы к обучению, чтобы удовлетворить индивидуальные сильные стороны и проблемы учащихся.

Содействие активному вовлечению: Эффективная педагогика поощряет активное вовлечение учащихся, сотрудничество и участие в процессе обучения. Она отходит от пассивной передачи информации и делает акцент на практической деятельности, обсуждениях, групповой работе и экспериментальном обучении для углубления понимания и запоминания.

Развитие критического мышления и решения проблем: Педагогика направлена на развитие у студентов навыков мышления более высокого порядка, таких как критическое мышление, анализ, синтез и умение решать проблемы. Она поощряет студентов задавать вопросы, исследовать, оценивать доказательства и разрабатывать свои собственные перспективы, давая им возможность стать независимыми и обучающимися на протяжении всей жизни.


Создание позитивной учебной среды: Педагогика подчеркивает создание благоприятной, инклюзивной и уважительной учебной среды. Она способствует позитивным отношениям между учителем и учеником, поощряет активное участие и развивает чувство принадлежности, что повышает мотивацию, благополучие и общую академическую успеваемость учащихся.

Идти в ногу с развитием образования: Педагогика динамична и реагирует на развивающиеся образовательные тенденции, исследования и технологические достижения. Она использует инновационные подходы к обучению, интегрирует цифровые инструменты и ресурсы, а также адаптируется к изменяющимся образовательным потребностям и контекстам.

В целом, педагогика играет важную роль в образовании, поскольку она определяет эффективные методы преподавания, поддерживает разнообразных учащихся, способствует активному участию и критическому мышлению, а также создает позитивную среду обучения. Применяя разумные педагогические принципы, преподаватели могут максимизировать результаты обучения учащихся и способствовать развитию всесторонне развитых личностей, готовых к вызовам современного мира.

Глава 1. Теоретические аспекты формы организации обучения. Основные организационные формы педагогической деятельности
Одной из важных составляющих процесса обучения являются его организационные формы. Они представляют собой различные виды учебных занятий, которые могут отличаться как дидактическими целями, так и составом учащихся, местом проведения, а также продолжительностью занятий. Организационные формы обучения включают в себя разнообразные курсы, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.д.

Каждая из организационных форм обучения воплощает в себе систему взаимодействия между учением и управлением учебной деятельностью. Она предусматривает заранее установленный порядок и режим занятий, нацеленных на достижение определенных целей. Каждый вид занятий предполагает свой специфический контекст, который ориентирован на решение специфических задач и диктуется характером темы обучения.

Следует отметить, что в процессе обучения использование различных организационных форм позволяет более эффективно использовать время и ресурсы, подходящих для реализации определенных целей. Кроме того, они могут привести к более продуктивному взаимодействию преподавателя и учеников, улучшению оценки учебных результатов и стимулированию интереса к изучаемой теме. Безусловно, организационные формы обучения остаются актуальным и перспективным объектом научного исследования в области педагогики и дидактики. Любое обучение, где бы оно ни было, обретает организационную форму. Формы организации обучения конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.


В рамках образовательного процесса проводятся различные типы занятий, такие как лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, консультации, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы и другие. Эти занятия являются основной составляющей процесса обучения и могут быть реализованы с помощью различных технологий и методов. Выбор конкретной технологии, а также дидактических средств, используемых для достижения образовательной цели, зависит от многих факторов.

Один из таких факторов - это форма обучения. Например, для дистанционного обучения могут использоваться средства электронного обучения, а для очного - интерактивные методы обучения. Однако, выбор технологии и методов в конечном итоге зависит от преподавателя, который является ответственным за управление образовательным процессом. Важно подобрать наилучший способ обучения, чтобы максимально эффективно достичь образовательной цели и обеспечить успех учащихся.Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главная задача лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, сформировать интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, развить у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет явные преимущества не только как способ получения информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, наращивающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства, высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, эмоциональных процессов учащихся, закономерности восприятия, мышления и внимания.

При выборе и организации материала у лектора есть возможность использовать различные методики и подходы в зависимости от особенностей научной дисциплины, а также от специфики университета, факультета и кафедры. Кроме того, методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня подготовки студентов, а форма проведения лекций - от содержания материала и характера темы.

В процессе организации лекций лектор может выбирать методику подачи материала, которая будет наиболее эффективной в соответствии с целью лекции. В технических науках, например, может использоваться метод примеров и иллюстраций, а в гуманитарных - метод анализа текстов. Важным фактором является также уровень знаний аудитории. В начале изучения предмета лекционный материал часто включает общую информацию и определения, тогда как на более продвинутых этапах углублённое изучение конкретных аспектов может быть более эффективным.