Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако, профиль университета, факультета и кафедры может оказать значительное влияние на выбор методики и структуризацию лекционного материала. Например, если университет имеет специализацию в какой-либо области знаний, лекционный материал будет более узконаправленным и сконцентрированным на этой специализации. Кроме того, некоторые кафедры могут проявлять больший интерес к определенным подходам или методикам, что может повлиять на выбор методики и структуризацию материала.
Таким образом, выбор методики чтения лекций и структуризации лекционного материала зависит от многих факторов, таких как научная дисциплина, уровень знаний студентов, форма проведения лекций, а также профиль университета, факультета и кафедры.
Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала:
-
вводная лекция, -
информационная лекция -
обзорная лекция.
В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как:
-
проблемная лекция, -
лекция-визуализация, -
лекция-пресс-конференция, -
лекция с заранее запланированными ошибками и др.
Изучение теоретического материала с использованием дистанционных образовательных технологий предоставляет студентам множество возможностей. Среди них можно выделить запись видеолекций, которые затем могут быть дополнены мультимедиа приложениями с помощью нелинейного монтажа. Такие приложения являются неотъемлемой частью лекций, поскольку они делают материал более доступным и живым для студентов. Дополнения к лекциям не только обогащают содержание материала, но и позволяют более эффективно запоминать его. Среди главных достоинств такого подхода можно выделить возможность прослушать лекции в любое удобное время и повторять наиболее сложные моменты неограниченное количество раз. Это значительно повышает эффективность процесса обучения и сокращает затраты времени и энергии студентов.
Вузы могут использовать телекоммуникационные технологии, чтобы транслировать видео-лекции в свои филиалы. Подобные лекции неотличимы от привычных публичных выступлений преподавателей в аудиториях. Чтобы обеспечить более эффективный процесс обучения, использование таких лекций целесообразно при отсутствии достаточного количества учебно-методических материалов по новым курсам или в случае устаревания отдельных разделов курсов, описанных в методических пособиях, или при необходимости методической переработки некоторых трудных тем курса.
Для самостоятельной работы студентов над лекционным материалом учебные заведения также могут использовать интерактивные компьютерные обучающие программы, которые позволяют обучающимся выбирать оптимальный путь изучения материала, сообразно с их своими психологическими характеристиками. Функциональность данных программ также включает возможность оценки степени усвоения студентами теоретического материала. Они разработаны таким образом, чтобы предоставить обучающимся определенные возможности для самостоятельного изучения материала, независимо от учебных занятий в аудиториях.
В настоящее время существует ряд форм проведения практических занятий, предназначенных для углубления научно-теоретических знаний и овладения определенными методами самостоятельной работы. Таковы, например, занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары или лабораторные практикумы.
С применением дистанционных образовательных технологий появилась возможность внести инновации в организацию практических занятий. В этом контексте стоит выделить особенности решения задач на практических занятиях, которые могут быть разделены на три этапа.
Первый этап заключается в освоении необходимой теоретической базы, которая позволит учащимся понять суть задачи и определить необходимые шаги для ее решения. Второй этап состоит в практическом применении теоретических знаний на конкретном примере. Третий этап заключается в анализе полученных результатов и корректировке ошибок, которые были допущены в процессе решения задачи.
Использование дистанционных образовательных технологий позволяет проводить практические занятия более эффективно и доступно для всех желающих обучаться. Это способствует повышению качества образования и формированию у учащихся навыков самостоятельности и ответственности за свои успехи.
В современном образовательном процессе практические занятия по решению задач являются важным этапом формирования навыков использования теоретических знаний в реальных ситуациях. Для эффективного овладения приемами решения конкретных задач можно выделить три основных этапа.
Первый этап включает в себя предварительное ознакомление студентов с методикой решения задач с помощью различных информационных источников, таких как учебные пособия, базы данных, видео-лекции и компьютерные тренажеры. На данном этапе предлагаются типовые задачи, что позволяет студентам отработать приемы, используемые при решении конкретных задач, а также понять связь между теоретическими знаниями и их применением в реальных ситуациях.
На втором этапе студенты могут использовать неформальные тесты для самоконтроля, которые не только констатируют правильность решения, но и содержат подробные объяснения, если выбранный ответ неверный. Такие тесты выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию, помогая студентам лучше понимать материал.
Третий этап включает проведение консультаций с преподавателем для получения ответов на возникающие вопросы студентов. Это позволяет уточнить трудности, возникшие при решении задач, и получить дополнительные пояснения от опытного и квалифицированного преподавателя.
Таким образом, использование вышеописанных этапов позволяет студентам успешно освоить приемы решения конкретных задач и применять полученные знания в практической деятельности. Обучение в таком формате является эффективным и современным подходом к развитию профессиональных навыков.
В ходе второго этапа обучения студенты сталкиваются с задачами творческого характера, которые зачастую требуют использования онлайн технологий для общения с преподавателем. Это способствует развитию творческого мышления и формированию навыков делового обсуждения проблемы. Кроме того, такой подход помогает освоению языка профессионального общения.
Третий этап обучения включает выполнение контрольных заданий, которые могут быть проведены как в оффлайн, так и в онлайн режиме в зависимости от характера задания. После выполнения каждого контрольного задания рекомендуется проводить консультации, которые позволяют анализировать наиболее типичные ошибки и вырабатывать совместные рекомендации по методике решения задач с использованием сетевых средств или под руководством преподавателя.
Лабораторные работы, которые являются составной частью научно-исследовательской деятельности, позволяют студентам объединять теоретико-методологические знания с практическими навыками и получить ценный опыт в процессе обучения.
Первый этап лабораторного практикума представляет собой важный шаг в знакомстве студентов с методами измерения различных величин и обработки полученных результатов. Введение в лабораторный практикум включает знакомство с измерительными приборами, а также методикой статистической обработки. Не менее важным аспектом на данном этапе является понимание основных понятий лабораторной работы - цели, задач эксперимента и выводов из полученных результатов.
Следующим этапом является работа с литературой и компьютерными тренажерами. На этом этапе студенты подробнее ознакамливаются с теоретическим материалом и имеют возможность применять полученные знания в виртуальной среде.
На втором этапе проводится работа с тренажерами, имитирующими реальные условия эксперимента и объекты исследования. Такие тренажеры предоставляют виртуальное окружение, необходимое для реального эксперимента, и позволяют студентам подбирать оптимальные параметры исследования.
Основной задачей преподавателя на первых этапах становится консультационная поддержка и контроль работы студентов. Он использует тестовые программы для контроля знаний и помощи в освоении новых тем.
Таким образом, первоначальные этапы лабораторного практикума необходимы для приобретения студентами необходимой теоретической базы, а также формирования практических навыков в работе с измерительными приборами и компьютерными тренажерами.
Проведение лабораторных работ с использованием дистанционных технологий требует выполнения трех этапов. В первом этапе необходимо подготовить учебно-методический комплекс, изучив который студенты могут самостоятельно изучать теоретический материал. Во втором этапе учащиеся выполняют практическую часть лабораторной работы, используя специальные тренажеры и компьютерные программы.
Однако это только подготовительный этап. На третьем этапе происходит реальное выполнение эксперимента в условиях, максимально приближенных к реальным. Можно использовать режим удаленного доступа к экспериментальной установке. Организатором лабораторного практикума является преподаватель, который оказывает помощь студентам при необходимости. Этим этапом завершается выполнение лабораторной работы, и для проверки преподавателю предоставляется отчет о выполненных работах.
Важно отметить, что при использовании дистанционных технологий непосредственное общение преподавателя со студентами находится на задворках процесса обучения. Тем не менее, роль преподавателя в проведении лабораторных работ остается важной. Преподаватель выступает консультантом и контролирует выполнение учебных задач. Кроме этого, студентам необходимо углубленно ознакомиться с учебно-методическими материалами и тренажерами, что также требует дополнительного времени и усилий.
Таким образом, использование дистанционных технологий при проведении лабораторных работ предусматривает выполнение ряда подготовительных этапов, а также реальное выполнение эксперимента в условиях, максимально приближенных к реальным. Организация и проведение таких работ требуют усиленной роли преподавателя по консультационному и контролирующему сопровождению учебно-познавательной деятельности студентов, а также увеличение самостоятельной работы учащихся с учебно-методическими материалами и тренажерами.
Изучение учебного и научного материала может быть реализовано с помощью организационной формы учебной деятельности, называемой семинарскими занятиями. Эта форма обучения направлена на развитие исследовательского подхода к освоению сложных теоретических вопросов курса. Главная цель семинарских занятий - обсуждение этих вопросов и методологическая проработка.
Как правило, проведение традиционных аудиторных семинаров необходимо для определенных дисциплин. Однако, в отличие от других видов практических занятий, семинары позволяют эффективно использовать информационные технологии при обучении. Использование онлайн-технологий, таких как Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing, может значительно улучшить эффективность проведения семинарских занятий.
Однако необходимо учесть, что условия и технологии проведения семинаров усложняются по сравнению с традиционными аудиторными занятиями. Есть ряд проблем, которые необходимо решать, такие как нехватка технического и организационного обеспечения, возможные трудности с интернет-соединением и другие. Но в целом, использование информационных технологий может значительно расширить возможности организации семинарских занятий и повысить их эффективность.
При подготовке к проведению семинарского занятия преподаватель выполняет некоторые важные шаги, включая составление плана занятия, определение ресурсов учебной и научной литературы и придание логического порядка деятельности во время самого занятия. Студенты, в свою очередь, получают задание за неделю до занятия и занимаются самостоятельной подготовкой в поддержку их участия в таком занятии.
Основной этап проведения семинара включает общение между студентами и преподавателем либо в аудитории, либо в онлайн-формате. Взаимодействие преподавателя со студентом представляет собой возможность фиксации логики работы занятия и контроля деятельности каждого студента, принимая во внимание индивидуальность каждого из них. Этот формат общения также дает возможность организовать коллективное обсуждение темы и одновременно поддержать несколько персональных диалогов, которые могут помочь решить или предотвратить психологические проблемы, которые наиболее вероятно возникают у студентов с недостатком опыта участия в учебно-познавательных дискуссиях или научной деятельности в целом.
Подведение итогов семинара является заключительным этапом его проведения. В рамках дистанционного обучения увеличивается объем самостоятельной работы для студентов, и следовательно, возрастает необходимость постоянной поддержки со стороны преподавателей. Одним из важных способов организации такой поддержки является проведение консультаций. Но теперь с точки зрения дидактических целей это усложняется, ибо консультации не только сами по себе являются формой организации учебного процесса, но и входят в состав других форм (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).