Файл: Курсовая работа по дисциплине Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако, несмотря на то, что при дистанционном обучении личный контакт студентов с преподавателем ограничен, использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. В частности, можно предоставить оперативную обратную связь в виде текстового материала, который содержит информацию о пройденном курсе. Также студенты могут оперативно обратиться к преподавателю или консультанту в процессе изучения курса.

В современном образовательном процессе широко применяются дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя различные формы и методы контроля знаний и умений учащихся. Педагогический контроль является важной составляющей организации учебного процесса, позволяющей оценить результаты учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и эффективности обучающей системы.

Одной из форм контроля являются "очные" консультации, которые проводятся преподавателем в учебных центрах (филиалах) и занимают 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации. Еще одной формой контроля являются off-line консультации, осуществляемые преподавателем курса посредством электронной почты или телеконференции и занимающие около половины времени на консультации. В то же время, on-line консультации, проводимые преподавателем курса в онлайн-формате, составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Вместе с тем, с развитием интенсивных методов обучения возникает потребность в поиске новых форм педагогического контроля, направленных на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Таким образом, развитие и совершенствование дистанционных образовательных технологий является важным фактором обеспечения качества обучения и формирования профессиональных навыков учащихся.

В процессе обучения осуществляется педагогический контроль, разделенный по времени на несколько этапов: текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Помимо этого, контроль может быть проведен различными формами: экзаменами, зачетами, устным опросом и письменными контрольными работами, а также рефератами, коллоквиумами, семинарами, курсовыми, лабораторными контрольными работами, проектными работами, дневниковыми записями, журналами наблюдений и прочими.

С целью увеличения эффективности и своевременности контроля, разработаны специальные компьютерные программы для различных форм контроля. Данное обновление позволяет частично переложить ответственность за контроль на компьютерные программы, освободив преподавателя от части нагрузки. Таким образом, применение новых образовательных технологий становится необходимым, усиливая возможности контроля учебного процесса и повышая его эффективность.

Текущий контроль помогает отличить хороших и плохих исполнителей и мотивировать их к обучению. Текущий контроль может быть организован с помощью устных вопросов, контрольных заданий и проверки данных самоконтроля. Использование технологии дистанционного обучения расширяет возможности текущего контроля. Сюда входит не только традиционный контроль со стороны преподавателя курса, но и самоконтроль на основе базы данных, содержащей специально разработанные тестовые программы и тестовые задания. Функцию тестирования выполняет само программное обеспечение, которое отправляет обработанные результаты тестов преподавателю.

Формальный контроль также осуществляется с помощью контрольных работ и банков контрольных заданий, отправляемых по электронной почте. Они проводятся на регулярной основе с использование мофлайновой технологии. Банк тестов позволяет индивидуально выбирать задания, что исключает возможность дублирования ответов. Однако проверка ответов является обязанностью преподавателя курса.

Текущая организационная форма административных задач в значительной степени определяется особенностями области, в которой преподается. Так, в менее формализованных условиях все большая часть административных заданий выполняется учителями по электронной почте. В предметах, которые более легко формализуются, большую роль играет компьютерное тестирование. Устные экзамены, которые особенно необходимы при преподавании языковых дисциплин, могут проводиться онлайн (аудиоконференции) или преподавателями в учебных центрах (филиалах).

Тематическое администрирование оценивает результаты по отдельным темам или разделам программы. Оно может проводиться с использованием тех же педагогических инструментов, что и текущее администрирование, таких как тесты, контрольные работы, эссе и коллоквиумы.

Заключительное итоговое администрирование может быть организовано в форме тестов, эссе, творческих занятий, решения задач, выпускных экзаменов и т.д.Экзамены и решения о зачете/незачете могут проводиться по электронной почте или в режиме онлайн диалога. По-прежнему предпочтительно, чтобы итоговый контроль проводился во время посещения преподавателем филиала.

Таким образом, основными особенностями в организации контроля по программам дистанционного образования являются роль расширенных возможностей и самоконтроля, а также использование компьютерных систем тестирования для проведения различных форм проверки. С развитием дистанционного образования стало возможными использование сетевого тестирования. С другой стороны, сетевой контроль требует высокого уровня доступности компьютера как для высшего учебного заведения, так и для каждого обучающегося. В этом случае, по мимо разработки тестов, необходимо разработать сценарии взаимодействия с обучающимися и разработать алгоритмы классификации обучающихся по уровню подготовки, чтобы можно было дифференцировать их не только по содержанию обучения, но и по количеству.



Внеклассное самостоятельное обучение (ВСО)- это информационно-развивающий метод обучения, направленный на первичное приобретение знаний. Соотношение времени, отводимого на аудиторные и самостоятельные занятия, в среднем по миру составляет 1:3,5.

В традиционной педагогике очной формы обучения самостоятельное изучение часто предполагает только самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с использованием бумажных носителей научной и учебной литературы остается важным звеном в общей системе СРС, но ее основой все чаще становится самостоятельная работа с использованием образовательных программ, систем тестирования иинформационных баз данных.

Расширение сферы применения самостоятельной работы студентов за счет использования дистанционных образовательных технологий приводит к увеличению ее доли в составе учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с лекционным (теоретическим) материалом, текущей и промежуточной самостоятельной работе, выполнении студенческой научно-исследовательской работы, подготовке семинаров и практических занятий, работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении дисциплины СРС составляет около двух третей семестровой учебной нагрузки студента.

Увеличение объема самостоятельной работы студентов сопровождается расширением информационных полей, в которых работают студенты. Информационные технологии позволили использовать в качестве основы для СРС не только печатные материалы для обучения и исследований, но и электронные публикации, интернет-ресурсы, электронные базы данных, библиотечные и архивные каталоги и фонды.

Самостоятельная работа - это деятельность студентов, включающая воспроизводимые и творческие процессы. Таким образом, можно выделить три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (учебный), реконструктивный и творческий (поисковый).
Организация научно-исследовательской деятельности студентов в очной форме обучения традиционно выливается в проведение научных студенческих семинаров, конференций, выполнение учебно-исследовательских заданий, написание курсовых и дипломных работ и проектов.

Повышение квалификации преподавателей в системе дистанционного образования позволяет им организовывать самостоятельную познавательную деятельность студентов, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателями, а также групповую исследовательскую
работу по видам обучения в сотрудничестве, проблемности, с использованием поисковых методов, акцент с воспроизводимости на творческие познавательные методы учебной деятельности может быть смещен.

Технология дистанционного обучения позволяет реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной учебной деятельности, которые составляют основу исследовательской деятельности учащихся.

Творческие проекты предоставляют максимальную свободу для учащихся. Они не имеют заранее заданной, четкой структуры. Учитель просто определяет общие параметры проекта и указывает оптимальный путь решения поставленной задачи. Необходимым условием для выполнения творческих проектов в дистанционном образовании является четко определенный запланированный результат, который важен для учащегося. Использование компьютерных технологий означает, что учащимся приходится интенсивно работать с первоисточниками, документами и материалами, на которые нет немедленных ответов. Творческие проекты максимально активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют эффективному развитию их первоначальных навыков обработки информации, работы с документами и умения обобщать и интегрировать полученную информацию.

Для исследовательских проектов характерны четко определенные цели, актуальные и значимые для участников, хорошо продуманная и обоснованная структура, а также использование научного метода для обработки и оформления результатов. Принцип доступности содержания и методов исследования для учащихся имеет первостепенное значение. Тема исследовательского проекта должна отражать наиболее важные вопросы современной науки и учитывать ее актуальность и значимость для развития исследовательских навыков учащихся.

Возможно, самым простым способом решения этой проблемы является предоставление студентам, находящимся вдали от базового центра университета, возможности участвовать в научных конференциях на основе сетевых технологий, с организованным консультированием по электронной почте или в режиме телеконференции. Еще более интересным является разработка самих исследовательских проектов на основе информационных технологий.

Творчески активные учебно-познавательные мероприятия, такие как олимпиады и телевикторины, также являются эффективными формами организации исследований и разработок.


При дистанционном обучении, несмотря на решающую роль самостоятельной работы, субъектом учебного процесса остаются студент и преподаватель. Участие студентов в познавательной деятельности вместе с преподавателем является одним из условий качественного образования, как в традиционной системе образования, так и в дистанционном обучении. Поэтому от технологии дистанционного обучения требуется сохранить преимущества очного дистанционного обучения.