Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), фольклористы (В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, М.А. Булатов, М. Забылин, О.И. Капица, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. [3, c. 4]

В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, синонимами, антонимами, например, красна девица, ясный сокол, встань передо мной, как лист перед травой), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих детей.

Сказка, по мнению А.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность». [14, c. 34-41]

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинает складываться реалистические критерии эстетических оценок». (Д.М. Арновская).


Пословица – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной, вечно-развивающейся души народа. Это «маленькие умственные задачи».

Поскольку пословицы и поговорки, как, впрочем, и другие произведения народного творчества, обладают эмоциональной насыщенностью, без чего невозможно себе представить ни одно произведение устного народного творчества и его восприятие, то работа разума и чувства, и определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в нравственно-эстетическом воспитании.

Пословицы могут оказать огромное влияние на развитие ума. Как правило, в них, помимо хорошо видимого, существует и скрытый, незаметный при первом знакомстве с ними, внутренний смысл, необходимо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. Пословицы основаны на использовании необычного переносного значения слов или сочетания прямого значения одного слова с переносным значением другого, и в меняющихся условиях жизни они обретают новый смысл, применяясь по сходству ко всем новым событиям, людям. Все это дает основание говорить о громадном влиянии пословиц на развитие ума, образного мышления. [18, c. 69]

Значительное воздействие на развитие воображения у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок.

В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». [2, c. 125]

Признаки загадки: по содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать; описание нередко оформлено в виде вопроса; как правило, это описание лаконично; загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, Ю.Е Илларионова дает следующее определение загадке: загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме.

Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими:

Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г.Н. Волков).

Загадка доставляет уму полезное упражнение (К.Д. Ушинский).

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляют ребенку эстетическое наслаждение (Ю.Г. Илларионова).

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка (Т.Ф. Кузина).



Загадки может загадывать сам сказочный герой или дети. С загадки может начинаться каждая часть занятия, что способствует поэтапному разворачиванию его содержания.

Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем необязательно за отгадку).

Загадки используются для того, чтобы испытать память, догадку, сообразительность, воображение, воспитание эстетических чувств, на развитие личности ребенка. Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно. И чтоб дойти до смысла, необходимо быть сообразительным, способным преодолеть немалые трудности логики, поэтическим мышлением. Важно произвести анализ, синтез. Поэтому – то загадка занимает особое место в работе по развитию мышления. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей (прием олицетворения, использование многозначности слова, сравнений). [15, c. 156]

Колыбельная песня – спутник детства. Она способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, обогащать словарь детей. Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни (кот, котенька, коток, котя).

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний, освоение лексической стороны речи.

Потешки – это ожидание радости, светлое восприятие, ожидание добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп, ребенок для мира».

С их помощью можно развивать фонематический слух. Использование уменьшительно – ласкательных суффиксов благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира, способствуют словесному творчеству детей.

Скороговорки главной задачей этого жанра является научить говорить ребенка чисто, преодолевать трудности в произношении слов родного языка, это речевые упражнения. Для скороговорки характерно употребление сходных по звучанию слов. С помощью скороговорок достигается выразительность речи, внятность речи. Скороговорка развивает сообразительность, умение внимательно слушать друг друга. И, в сущности, мы имеем дело со словесной игрой. В скороговорках открывается простор детскому словотворчеству: изобретаются несуществующие, хотя и ясные по смыслу слова.


Считалка неотъемлема часть детских игр. Считалки – рифмованные стишки, состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок перед игрой делят роли и устанавливают очередь. С помощью считалок, определяют того, кто «водит». Отметим две главные особенности считалок. Во-первых, в основе лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. [24, c. 30-38]

Все виды детского фольклора выполняли свою социальную роль. Они были для ребенка началом всех начал.

Ценность детского фольклора – те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующего человека – прежде всего с потребностью ребенка в ярком и бодром художественном слове. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям».

Освоение детьми творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах доступными средствами творят живую культуру.

Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

Методика ознакомления дошкольников произведениями устного народного творчества.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и раздевание, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Медянская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей
. [17, c. 20]

Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

К чтению детям фольклорных произведений воспитателю следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек. Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ничего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.

Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в