Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжок» можно использовать шапочку кота, пирожки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно». [24, c. 55]

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.

Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор Л. Исаев), «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.

Л.Б. Фесюкова в своих книгах “Воспитание сказкой”, “От трех до семи” предлагает эти и другие методы работы со сказкой:

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих избушек обитают на летающих тарелках). Этот метод похож на метод “Сказка-калька” Родари.


2. Коллаж из сказок. Работу можно начать так: “ У вас в доме есть книга со сказками. Вот, что однажды произошло с этой книгой: в ней перепутались все страницы и, следовательно, сказки”. Этот метод похож на “Салат из сказок”.

3. Сказка от смешного стишка. Стишок служит отправной точкой для сочинительства. [48, c. 256]

Таким образом, накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством - классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать и специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, придумывание загадок, составление собственных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например, круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета.


Выводы по 1 главе
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка, большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяют две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам.



Аффективное воображение на этом этапе направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.

С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка, может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.

Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, придумывание сюжетов и пр.).

Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.

При ознакомлении с устным народным творчеством развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, и, конечно устное народное творчество и его использование оказывает большое влияние на развитие творческой деятельности детей.

Художественное творчество необходимо, прежде всего, самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи внутреннего мира.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ФОЛЬКЛОРА
2.1 Диагностика уровня сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста
Педагогический эксперимент проходил на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20 «Аленушка», Коломенский городской округ, п. Биорки, старшая группа, 20 человек

Цель эксперимента: изучить влияние устного народного творчества на развитие воображения.

Программа проведения экспериментальной работы предусматривает 3 этапа:

I этап – констатирующий эксперимент;

II этап – формирующий эксперимент;

III этап – контрольный эксперимент.

На констатирующем этапе предусматривалось решение следующей задачи: диагностика исходного уровня развития воображения через фольклор у детей старшего дошкольного возраста. Основной этап предполагает проведение совместной работы ДОО и семьи по формированию воображения через фольклор у детей дошкольного возраста.

На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы, и планируется ее усовершенствование. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и методики перечисленные ниже:

- беседа; 

- анализ; 

- анкетирование; 

- диагностирование.

Свою работу мы начали с анкетирования родителей с целью выявления воображения детей посредством устного народного творчества в семье. Исходя из данных анкетирования, мы пришли к следующим выводам и результатам: родители не уделяют достаточного внимания, и не придают большого значения развитию воображения своих детей.

Методика проведения – каждому ребенку индивидуально даются задания:

- выучить стихотворение

- выучить потешку

- придумать загадки

- рассказать сказку

Основной для нас является психодиагностика старших дошкольников, а именно развитие воображения.

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов эксперимента «Придумать рассказ» см. в Приложении 1.

Шкала оценки уровня развития воображения в эксперименте

Уровни

развития

Очень

низкий

Низкий

Средний

Высокий




Оценка в

баллах

0

2-4

5-8

9-10






Придуманные рассказы представлены в Приложении 2.

Оценка уровня воображения на начало эксперимента с использованием рассказов в контрольной группе см. в Приложении 3.

Оценка уровня воображения на начало эксперимента с использованием рассказов в экспериментальной группе см. в Приложении 3.

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента с использованием рассказов в контрольной и экспериментальной группе см. в Приложении 3.

В результате проведенной диагностики с детьми старшей группы в контрольной группе на начало эксперимента были получены следующие результаты:

низкий уровень развития воображения был выявлен у 60 % детей;

средний уровень развития воображения составили 40 % детей от общего количества;

с высоким уровнем –0 %.

В результате проведенной диагностики с детьми старшей группы в экспериментальной группе на начало эксперимента были получены следующие результаты:

Низкий уровень развития воображения был выявлен у 60% детей;

Средний уровень развития воображения был составили 40 % детей от общего количества;

С высоким уровнем – 0 %

Следовательно, в данных группах преобладают дети со средним и низким уровнем развития воображения.
2.2. Совершенствование воображения у старших дошкольников при использовании устного народного творчества
Мы начали формирующий этап с того, что определили место использования устного народного творчества в течение режима дня. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой в которой чтению художественных произведений отводится такое же место, как и развитию речи, познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений. Перед началом работы с детьми по развитию воображения произведениями устного народного творчества мы провели опрос родителей и детей о воображении. Обработав полученные данные, мы пришли к следующим выводам и результатам: родители не уделяют достаточного внимания, и не придают большого значения развитию воображения своих детей. Воображение детей слабо развито, что обедняет его жизнь в данном возрасте. И мы можем им помочь, грамотно стимулируя развитие их воображение, и жизнь ребенка станет гораздо богаче, принесет много радости и ему, и окру­жающим» его людям.