Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучив полученные результаты, мы решили провести специальные занятия по ознакомлению детей с произведениями устного народного творчества. Цель занятий: активизировать детское воображение.
Развивающие занятия строились на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они преодолевают возникающие проблемы и усваивают приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по волшебной стране. Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочинялись, обыгрывались детьми совместно с воспитателем.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
- фантазирование;
- изодеятельность;
- психогимнастику, техники и приемы саморегуляции [49];
- сказкотерапию;
- элементы групповой дискуссии.
В нашей группе мы приучали детей не только слушать произведение, но и понимать его, анализировать. Использовали беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.
Для развития воображения средствами устного народного творчества мы решили включать их во все занятия. Развитие речи проходит в соответствии со своими задачами, но на материале текста сказки.
На ознакомление с литературой мы выявили характер сказки как жанра (характерное начало, типичные для сказки герои и т.д.), отличие от рассказа, потешки, загадки. Подбирали для сравнения с изучаемой сказкой несколько коротких рассказов, притч, пословиц, поговорок и выясняли, какие из произведений похожи на нашу сказку по содержанию, какие имели сходный сюжет, но отличались по содержанию.
На предметных занятиях по рисованию, лепке огромное значение отводилось воображению. Поддерживалась инициатива детей работать не по шаблону, а самостоятельно, проявляя всю свою фантазию, творческий потенциал. На этих занятиях мы изготавливали иллюстрации к сюжету сказки, либо делали поделки, аппликации понравившегося героя, каким дети себе его представляли, каким бы он мог быть.
Каждое занятие мы старались начинать с загадывания загадок, о том, чем будем заниматься с детьми. Загадывание и отгадывание загадок являлись своеобразной проверкой человека на его способность мыслить образами, мыслить поэтически. Соприкосновение с загадкой вызывали определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов.
Такой подход дает настрой детям на совместную работу. Дети сами изъявляли желание придумать загадку о явлениях природы, животных и так далее.
В группе мы старались создать такие условия для знакомства с устным народным творчеством, чтобы каждый ребенок мог для себя найти что-то особенное, близкое, интересное. В книжном уголке для детей предоставили разнообразные произведения: сказки, потешки, былины, загадки, иллюстрации к ним, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации, полистать произведения любимых книг. Во время прогулок, играя в подвижные игры, разучиваем считалки, наблюдая за природой, играем в игру «На что похоже?»
На занятиях дети изучали произведения народного творчества, знакомя детей со сказкой мы, прежде всего, естественно предлагали прослушать сказку. Далее детям задавались вопросы: о чем сказка, какие герои симпатичны, а какие нет. Так после прочтения сказки «Три медведя», обсуждали с детьми хороший или плохой конец у сказки, одни дети говорили, что хороший, так как Машенька убежала от медведей. Другие дети осуждали ее, так как она вошла в чужой дом без спроса, сломала мебель, легла спать в чужую постель. Рассуждая, таким образом, мы предложили детям придумать свое окончание сказки.
На занятиях особое внимание обращалось на индивидуальные возможности каждого ребенка. Детям, хорошо владеющим способами передачи образа в нескольких видах художественно творческой деятельности, давались более сложные задания, а «слабым»- простые или такие, с которыми они хорошо знакомы, и которые без труда выполнят.
В своей работе старались развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придавали импровизации, т.е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, мы предлагали детям игры. Дети при помощи пантомимы, (жестов, поз, походки) показывали, как они готовились к празднику: одевались, смотрелись в зеркало, расчесывались. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справились с ним и проявили свое творчество при помощи мимики, жестов, поз.
Благодаря такой организации работы у детей возрос творческий потенциал.
В вечерние часы, в специально запланированное время и по желанию детей, устраивались «посиделки», на которых в непринужденной форме велась беседа с детьми о фольклорных произведениях, прочитанных на занятиях, услышанных в семье от бабушек, дедушек и родителей. Часто, с целью фиксации эмоциональных проявлений детей, их впечатлений от устного народного творчества, выраженных в слове, в этой форме работы принимал участие еще один воспитатель, который записывал все вербальные и невербальные проявления дошкольников. Во время посиделок мы обращались к быту русского народа, его традициям и обычаям, показывая старшим дошкольникам, какое отражение все это находит в устном народном творчестве.
Проводились вечера – литературные развлечения: «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам, кто больше назовет пословиц и поговорок. Были показаны настольный театр по сказкам. Детям было интересно обыгрывать их. Они с воодушевлением отвечали на вопросы кукол, выполняли их просьбы и поручения.
Было проведено родительское собрание на тему: «Устное народное творчество, как средство развития воображения детей», с показом драматизации сказки «Три медведя».
Наша работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С родителями мы проводили беседы, консультации. В уголок для родителей поместили статьи: «Значение воображения для дошкольников», «Что за прелесть эти сказки», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества».
В целом результаты работы позволяют говорить об эффективности знакомства детей с произведениями устного народного творчества как средствами развития воображения, воспитания и развития личности ребенка и ее неисчерпаемых педагогических возможностях.
2.3. Анализ результатов развития воображения у
старших дошкольников
Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса методов и приемов, мы вновь провели диагностику развития воображения детей, обучающихся в экспериментальной группе и контрольной группе.
Контрольный эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Придуманные рассказы представлены в Приложении 4. Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть в Приложении 6.
Оценка уровня воображения контрольного эксперимента с использованием рассказов в контрольной группе см. Приложение 5
Оценка уровня воображения контрольного эксперимента с использованием рассказов в экспериментальной группе см. в Приложение 5
В ходе данного наблюдения получили следующие результаты: по характеру действий во время проведения занятий в экспериментальной группе: 1 (10%) ребенок из 10 показали 3 уровень, 5 детей (50 %) – 2 уровень и 4 детей (40%) – 1 уровень. В контрольной группе: 6 детей (60%) – 3 уровень и 4 ребенка (40%) – 2 уровень
Результаты эксперимента с использованием рассказов в контрольной и экспериментальной группе. См. в Приложении 6.
Сравнение результатов эксперимента с использованием рассказов констатирующего и контрольного этапов в контрольной и экспериментальной группах. См. Приложение 6.
Проводимые занятия и упражнения на развитие воображения позволили не только формировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.
Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали, что значительную роль играет устное народное творчество на развитие воображения дошкольника. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем параметрам проводимого исследования. Исходя из результатов опыта, можно сказать, что устное народное творчество играет важную роль в развитии воображения, так как произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка.
Выводы по второй главе
В ходе нашего опытно – экспериментального исследования мы выявили следующее:
1. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности наших занятий по развитию творческого воображения.
2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.
3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился.
4. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока еще только на занятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена, прежде всего, на формирование и развитие творческого воображения.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка, может быть реализована в ходе ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Использование произведений устного народного творчества способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).