Файл: И. Стравинский Балет Жарптица одноактный Сценарист и балетмейстер М. Фокин, написан по заказу С. П. Дягилева для Русских сезонов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К домам Доктора и Тартальи подходят Флориндо и Кавиелло, влюбленные в их дочерей. На мандолине и гитаре они аккомпанируют тенору, поющему серенаду. Пруденца и Росетта высмеивают галантных кавалеров и выливают на них кувшины холодной воды. Появляется танцующий и наигрывающий на скрипке Пульчинелла. Девушки стараются привлечь его внимание. Флориндо видит, что предмет его страсти, Пруденца, объясняется в любви Пульчинелле, который отталкивает ее. Росетта заявляет Тарталье, что хочет выйти замуж за Пульчинеллу, объяснения отца, что тщедушный и невзрачный Пульчинелла ей не пара, не помогают. Она заигрывает с Пульчинеллой, целует его, но тот остается холоден. Расстроенная Росетта убегает, а Пульчинелла, наконец, видит любимую Пимпинеллу. Однако та, заставшая сцену с Росеттой, выказывает ревность. Пульчинелла убеждает Пимпинеллу, что она одна владеет его сердцем. Объяснение влюбленных прерывают пылающие ревностью Кавиелло и Флориндо. Они набрасываются на Пульчинеллу с побоями. На его крики о помощи прибегают Росетта и Пруденца. Девушки ухаживают за пострадавшим. Доктор и Тарталья уводят дочерей, Пульчинелла наконец-то остается наедине с любимой. Но вновь появляются ревнивцы, и Пульчинелла повержен. Кажется, он мертв, но когда кавалеры уходят, он поднимается как ни в чем не бывало. Пульчинеллята решили устроить спектакль. Торжественно и мрачно они выносят на плечах Фурбо, загримированного под Пульчинеллу, и кладут его на землю с горестными криками. Из своих домов выходят Доктор и Тарталья с дочерьми. Доктор констатирует смерть мнимого Пульчинеллы, девушки горестно оплакивают его. Пульчинелла, переодетый в платье Фурбо, появляется, изображая мага. Его умоляют оживить убитого. Пульчинелла делает магические пассы, а затем незаметно меняется с Фурбо плащами и местами, «оживает» и скрывается. Прибегает Пимпинелла, которая принимает Фурбо за Пульчинеллу. В довершение путаницы Кавиелло и Флориндо переодеваются, также выдавая себя за Пульчинеллу, чтобы завоевать сердца любимых. В результате три пары счастливы. Настоящий Пульчинелла появляется, чтобы восстановить истину. Он бросается с кулаками на Фурбо, ухаживающего за Пимпинеллой, а кавалеров бросает в бассейн фонтана. Доктор и Тарталья согласны на свадьбу дочерей с Кавиелло и Флориндо, Пульчинелла предлагает руку и сердце Пимпинелле. Влюбленных благословляет Фурбо.
Опера «Царь Эдип»
Опера-оратория в двух актах, 6 картинах Игоря Стравинского по либретто Жана Кокто.
Акт I. Население Фив страдает от поразившей город чумы. Жители умоляют царя Эдипа помочь им. Креонт объявляет, что Дельфийский оракул заявил, что убийца предыдущего царя находится в городе, и его надо найти. Прорицатель Тиресий говорит, что Эдип и есть тот самый убийца. Эдип полагает, что они хотят низвергнуть его с трона.
Акт II. Иокаста напоминает, что Лай, предшествующий царь, был убит разбойниками на перекрёстке дорог. Поражённый Эдип вспоминает, что он убил незнакомца на том же месте. Посланник и пастух сообщают Эдипу о смерти царя Полиба и о том, что он был приёмным отцом Эдипа, а сам Эдип был младенцем найден в горах. Иокаста в ужасе убегает, Пастух и посланник обвиняют Эдипа в отцеубийстве и в кровосмешении. Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза.
А. ХАЧАТУРЯН
Гаянэ
Балет Арама Хачатуряна в четырех актах с прологом. Сценарист К. Державин, балетмейстер H. Анисимова, художник Н. Альтман, дирижер П. Фельдт.
Действие происходит в Армении в 1930-е годы XX века.
Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели. Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранение. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.
1. Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир — молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает ее, говорит о своей любви, хочет обнять. На дороге показывается молодой чабан Армен. Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов Армен нашел куски руды и показывает их Гаянэ. Гико ревниво наблюдает за ними.
В часы отдыха колхозники затевают пляски. Гико хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, пытается обнять. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен и ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее, с кулаками кидается на Армена. Между ними становится Гаянэ и требует, чтобы Гико ушел.
Прибегает молодой колхозник Карен и сообщает о приезде гостей. В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними. Колхозники радушно приветствуют приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают пляску в честь гостей. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости за пляской Армена. Раздается сигнал к началу работы. Ованес показывает приезжим сады. Гаянэ остается одна. Она любуется далекими горами и садами родного колхоза.
Возвращаются геологи. Армен показывает им руду. Находка чабана заинтересовала геологов и они собираются в разведку. Армен берется их сопровождать. За ними следит неизвестный. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Гико, увидев это, охвачен ревностью. Неизвестный сочувствует Гико и предлагает дружбу и помощь.
2. После работы у Гаянэ собрались друзья. Входит Казаков. Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими ковер, затевают игру в жмурки. Приходит пьяный Гико. Колхозники советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико, но тот не слушает и назойливо пристает к Гаянэ. Девушка в гневе прогоняет Гико.
Из похода возвращаются геологи и Армен. Находка Армена — не случайность. В горах обнаружено месторождение редкого металла. Задержавшийся в комнате Гико, становится свидетелем разговора. Геологи собираются в путь. Армен с нежностью дарит Гаянэ цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются в путь Армен и Ованес. Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды.
Ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он начинает искать материалы геологической экспедиции. Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует от Гаянэ выдачи материалов. Во время схватки падает ковер, закрывающий нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный берет мешок, связывает Гаянэ и поджигает дом. Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас и смятение. Увидев палку, забытую неизвестным Гико понимает, что преступник — его недавний знакомый. Гико выносит Гаянэ из объятого пламенем дома.
3. Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает свою любимую Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Собираются пастухи. Приходит Армен, он привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.
Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.
Бушует пламя. В его отблесках мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе. Толпа схлынула. Неизвестный настигает Гико, просит его молчать и за это дает пачку денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника. Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь прибегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого окружают пограничники.
4. Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец. Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на праздник гости из братских республик — русские, украинцы, грузины. Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников — геологи и пограничники. Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается. Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют свои национальные пляски — русскую, лихой украинский гопак.
Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят свободный труд, нерушимую дружбу советских народов, прекрасную Родину.
Спартак
Балет на музыку Арама Хачатуряна в четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.
Действие происходит в Римской империи в 73—71 годах до н.э.
1. На сцене – возвращение римских войск во главе с военачальником Крассом. Толпа приветствует их как победителей, прославленных в бою. Сам Красс едет на позолоченной колеснице, в которую вместо лошадей впряжены люди. Это рабы, захваченные в завоёванных землях. Среди рабов ростом и статью выделяется Спартак – молодой мужчина родом из Фракии. Он полон достоинства, несмотря на унизительное положение раба. Рядом с ним – его любимая девушка, Фригия, и друг Гармодий.
В толпе встречающих, поодаль от простого народа, расположились знатные люди – патриции, сенаторы. Среди них находится Эгина – куртизанка, любовница Красса.
2. Площадь на рынке, где продают рабов. В числе прочих продают Спартака, вместе с прикованным к нему цепью Гармодием. Наступает расставание Спартака с Фригией. Девушка продана отдельно, и её владелицей становится Эгина.
3. Арена для боя гладиаторов. Публика с нетерпением ждёт зрелища. Начинается битва между двумя отрядами бойцов. Среди них выделяется Спартак – он демонстрирует силу и ловкость.
4. Рим, площадь возле дворца Красса. Здесь состоялось свидание Фригии и Спартака. Девушка жалуется любимому на свою хозяйку, оплакивая свободу, которую они оба потеряли.
5. Ночь, Спартак договаривается со своими друзьями-гладиаторами о встрече. Их случайно подслушивает Эгина, любовница Красса. Она хочет сорвать их замыслы, чтобы помочь своему любовнику. Для этого она очаровывает молодого друга Спартака – Гармодия.
6. На улицах Рима – празднование в честь Сатурна. Толпа танцует, славя богов. Появляется Красс. Его на золотых носилках несут рабы. Один из четырёх рабов оступился, и едва не уронил носилки. Красс в ярости приказывает убить раба. Слуга бьёт провинившегося кинжалом в грудь. Все вокруг в страхе замирают.
7. Спартак встречается с друзьями-гладиаторами. Он убеждает их поднять восстание. Они соглашаются, и дают друг другу клятву.
8. По всей Италии происходят восстания, рабы сбрасывают цепи и присоединяются к войску Спартака. Происходят битвы бывших рабов с римлянами. Войско Спартака побеждает, римляне склоняют свои флаги перед ним.
В палатку, где пируют победители, неожиданно входит Спартак. Он приказывает своим воинам отправить из лагеря куртизанок. Но его друг Гармодий, которого сопровождает Эгина, отказывается выполнить приказ. Многие поддерживают его, и конфликт нарастает. Гармодий уходит вместе с Эгиной и другими недовольными. Со Спартаком остаются самые преданные друзья.
9. Во дворце Красса пир в разгаре. Эгина рассказывает Крассу о том, что привела с собой Гармодия, который поссорился со Спартаком. Она говорит и о расколе в рядах бывших рабов. Красс приказывает захватить тех, кто покинул лагерь Спартака, и привести их к нему.
Наутро пир возобновляется. Красс приказывает привести Гармодия. Его приводят, и раскрывают перед ним пурпурные шторы. Он с ужасом видит за шторами своих друзей, с которыми ушёл из лагеря Спартака. Они распяты на крестах. Гармодий понимает, что Эгина обманула его. Он бросается на неё с ножом, но его самого убивают. Красс уходит вместе с Эгиной.
10. Восставшие во главе со Спартаком врываются во дворец. Они освобождают Фригию и других рабов. Вскоре Спартак и его воины готовятся к новой битве. Фригия подаёт своему любимому доспехи, обнимает его, благословляя на битву. Она чувствует, что приближается беда. Начинается бой. Римлян намного больше, и войско Спартака терпит поражение. Сам предводитель погибает вместе со своими друзьями. Ночь после биты. Поле, где лежат мёртвые воины. Приходит Фригия, она ищет среди убитых тело Спартака. Вскоре она находит его, и оплакивает его смерть.
ПРОКОФЬЕВ
Обручение в монастыре
Опера. Музыка Сергея Прокофьева
Либретто композитора по комедии Ричарда Бринсли Шеридана «Дуэнья»
Действие первое