Файл: Обучающийся Цвелева Карина Владимировна Преподаватель Старкова Татьяна Андреевна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Практическое занятие № 2
Выполнил:
Обучающийся Цвелева Карина Владимировна
Преподаватель:
Старкова Татьяна Андреевна
-
Практическое занятие № 2
Задания по теме 3.3 Методика изучения нумерации однозначных чисел
Цель: формирование умений определять цели и задачи урока, планировать его с учетом учебного предмета, возраста и класса; умений оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
Задание 1.Составьте конспект урока математики по изучению одного из чисел первого десятка. Оформите разработку урока по структуре:
1. Тема:
2. Класс:
3. УМК (авторы, название программы):
4. Цели:
5. Оборудование:
6. Ход урока:
Ответ:
1. Тема: Изучение нумерации числа 7.
2. Класс: 1-й класс.
3. УМК: "Математика. 1 класс" авторы Н.Б. Истомина, Т.А. Потапова, М.И. Башмакова.
4. Цели:
- Познакомить учащихся с числом 7.
- Сформировать умение правильно называть и записывать число 7.
- Развивать внимание, память и мышление учащихся.
- Формировать умение сравнивать числа.
5. Оборудование: доска, маркеры, карточки с изображениями предметов, на которых написаны числа от 1 до 10, таблица нумерации чисел.
6. Ход урока:
- Вводная беседа о числе 7, где оно встречается в жизни.
- Показ карточек с изображениями предметов. Учащиеся должны назвать число, которое соответствует количеству предметов на карточке.
- Работа на доске. Учитель записывает число 7 и просит учащихся повторить название числа и записать его в тетрадь.
- Сравнение чисел. Учитель показывает две карточки с числами и просит учащихся определить, какое число больше или меньше.
- Работа с таблицей нумерации чисел. Учитель показывает таблицу и просит учащихся найти число 7 и сравнить его с другими числами.
- Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся.
Задание 2. Составьте проверочную работу по теме «Нумерация чисел в пределах 10» (не менее 5 заданий). Обоснуйте выбор каждого задания, т.е. укажите, какие знания, умения и навыки проверяются при выполнении каждого задания.
Ответ:
1. Напишите число, следующее за 3.
Обоснование: это задание проверяет знание порядка чисел и умение продолжать числовой ряд.
2. Напишите число, предшествующее 8.
Обоснование: это задание также проверяет знание порядка чисел и умение продолжать числовой ряд.
3. Напишите число, которое находится между 5 и 7.
Обоснование: это задание проверяет умение находить числа, находящиеся между заданными числами.
4. Напишите число, которое больше 6, но меньше 9.
Обоснование: это задание также проверяет умение находить числа, находящиеся между заданными числами, но в более широком диапазоне.
5. Посчитайте количество предметов, если их всего 9, а мы возьмем 4.
Задания по теме 3.4 Методика изучения нумерации двузначных, трёхзначных, четырёхзначных, пяти- и шестизначных чисел
Цель: формирование умения находить и использовать методическую литературу и другие источник информации, необходимые для подготовки к урокам; умений проводить диагностику и оценку учебных достижений учащихся.
Задание 3. Составьте таблицу разрядов и классов, используемую в начальной школе при изучении нумерации чисел.
Ответ:
Таблица разрядов и классов для изучения нумерации чисел:
Классы обозначаются цифрами от 1 до 11 (в зависимости от количества разрядов чисел), каждый класс содержит диапазон чисел определенного разряда. Например, класс "Единицы" содержит числа от 0 до 9 включительно. В начальной школе чаще всего изучаются числа до четырех разрядов (тысячи). Такая таблица помогает ученикам систематизировать знания о числах и упорядочить их в своем представлении.
Задание 4. Разработайте содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме «Нумерация чисел». (Выбор числового концентра по желанию). Напишите, какие знания, умения и навыки проверяются в каждом задании. Результаты представьте в таблице 3.
Таблица 3. – Содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме «Нумерация чисел»
№ п/п | Задания для контрольной работы | Проверяемые ЗУНы |
1. | Проверка знаний Даны числа: -5, 0, 7, -9, 3, 15. Определите, какие из них являются целыми числами. | Знание определения целых чисел. |
2. | Проверка умения перевода чисел из одной системы счисления в другую Переведите число 10101 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. | Умение переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. |
3. | Проверка умения нахождения порядка числа Найдите порядок числа 8 в системе счисления с основанием 2. | Умение находить порядок числа в системе счисления с заданным основанием. |
4 | Проверка навыка записи чисел в различных системах счисления Запишите число 13 в шестнадцатеричной системе счисления. | Навык записи чисел в шестнадцатеричной системе счисления. |
5 | Проверка знаний Какое наименьшее целое число можно представить в двоичной системе счисления с 4 знаками? | Знание минимального и максимального значения чисел при заданном количестве знаков в системе счисления. |
6 | Проверка умения находить остаток от деления Найдите остаток от деления числа 125 на 7. | Умение находить остаток от деления. |
7 | Проверка навыка сравнения чисел в различных системах счисления Сравните числа 10101 в двоичной системе счисления и 23 в десятичной системе счисления. Какое из этих чисел больше? | Навык сравнения чисел в различных системах счисления. |
8 | Проверка знаний Какие из следующих чисел являются простыми: 23, 24, 25, 26, 27? | Знание определения простого числа. |
9 | Проверка умения разложить число на простые множители Разложите число 84 на простые множители. | Умение разложить число на простые множители. |
10 | Проверка навыка решения задач на простую и сложную процентную ставку На какую сумму вырастет вклад в 10000 рублей под 10% годовых (простая процентная ставка) через 3 года? Какая будет сумма вклада через 3 года под 10% годовых (сложная процентная ставка), если начисление происходит ежегодно? | Навык решения задач на простую и сложную процентную ставку. |
Задания по теме 4.1 Методика изучения смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления). Методика изучения свойств арифметических действий
Цель: формирование умений проводить анализ содержания обучения, разрабатывать предложения по его совершенствованию; использовать различные средства организации учебной деятельности учащихся.
Задание 5.Выполните сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам (УМК по выбору). Результаты сравнения оформите в виде таблицы 4.
Таблица 4. – Сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам
№ п/п | Название программы, УМК | Особенности изучения табличного сложения и вычитания | Преимущества данного методического подхода | Недостатки использованного методического подхода |
1. | УМК «Школа 2000» Л. Г. Петерсон | На изучение темы отведено 26 учебных часов. Так же в комплекте часто используемый прием это моделирование. Задания отличаются от заданий, которые даны в других учебно-методических комплексах. Задания с повышенной сложностью отсутствует. При изучении новой, для обучающихся темы, в учебнике предлагается только либо фронтальная, либо индивидуальная форма работы, то есть групповая отсутствует | Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но главное, они 20 осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом. Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебнопознавательную деятельность. | Я считаю, что данная программа достаточно продумана и является многофункциона-льной, из недостатков лишь то, что на изучение темы дается небольшое количество часов. Думаю, было бы целесообразно добавить еще часов. |
2. | УМК «Школа России» Авторы М. И.Моро М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова | Всего на нее отводится 78 учебных часов («Сложение и вычитания». Числа от 1 до 10»- 56ч., «Сложение и вычитание. Числа от 1 до 20 - 22ч). В 1 части учебника учащиеся научатся прибавлять и вычитать числа 1,2,3. Во второй части научатся выполнять сложение применяя переместительное свойство сложения; выполнять на основе связи сложения и вычитания вычисления вида: 5+4=9, 9- 5=4, 9-4=5. Задания, которые даны в основном с иллюстрациями для наглядности, так же изображение линейки для вычислений, заполнение таблицы сложени. Во второй части учебника 1 класса есть отдельные темы «Таблица сложения» | Материал учебника позволяет организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и мета-предметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Система заданий обеспечивает формирование навыка решения учебно-практических задач и развитие у обучающихся функциональной грамотности. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. | Я считаю, что данный учебник имеет усовершенствован-ный методический подход, который позволяет полноценно изучить данную тему. |
3. | УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова | На изучение раздела «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание» отводится 58 часов, а на «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» уже меньше, 26 учебных часов. Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счета группами, формированию навыка производить вычисления осознанно | При изучении новой, для обучающихся темы, в учебнике предлагается только либо фронтальная, либо индивидуальная форма работы. Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента – к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем. Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться. | Задания с повышенной сложностью отсутствует. Групповая формы работы отсутствуют. |
Задание 6. Разработайте три ситуации с интересными сюжетами на все виды предметных действий, которые можно использовать для формирования у учащихся представлений о смысле сложения и вычитания.
-
1) Ситуация для сложения: В классе учащихся 20 человек, и каждый из них хочет купить по пирожному в кафе. Стоимость одного пирожного - 50 рублей. Сколько нужно денег, чтобы купить всем учащимся по пирожному? Учитель предлагает сложить 50 рублей 20 раз и решить задачу. Это поможет учащимся понять, что сложение - это действие, которое позволяет найти общую сумму нескольких чисел.
2) Ситуация для вычитания: Ученик купил 4 краски по 30 рублей каждая и 2 кисти по 50 рублей каждая. Сколько денег у него осталось, если у него было 500 рублей? Учитель предлагает вычесть сумму покупок из начальной суммы и решить задачу. Это поможет учащимся понять, что вычитание - это действие, которое позволяет найти разность между двумя числами.
3) Ситуация для смешанного использования сложения и вычитания: У Даши было 10 конфет, она отдала 3 своим друзьям. Затем она купила еще 5 конфет и раздала их своим друзьям. Сколько у нее осталось конфет? Учитель предлагает сначала вычесть количество отданных друзьям конфет из начального числа, а затем добавить количество купленных конфет и найти общее количество конфет у Даши. Это поможет учащимся понять, что сложение и вычитание - это действия, которые могут использоваться вместе для решения сложных задач. -
Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных внетабличных вычислений -
Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся. -
-
Задание 7. Познакомьтесь с фрагментом урока математики. -
Этап урока
Деятельность учителя и учеников
1.Устный счёт. Целеполагание.
1. Ребята, к нам на урок прилетел наш помощник. Попугай Прошка. Он очень хочет научиться летать. Давайте ему поможем? Для этого решим примеры устно.
10 + 30 = , 50 + 10 = , 50 + 50 =
2. Птички хотят поселиться в эти домики, для этого мы решим примеры и узнаем какой птичке какой домик принадлежит.
24+50 = 74
,96+4= 100
,46+40= 86
,20+14= 34
,30-7=?
8+61=69.
Домик какой птички лишний, почему (во всех сложение, а тут вычитание.) вы уже решали такие выражения? Вам легко было решить его? Тогда какую задачу мы можем поставить сегодня на урок? (научиться решать примеры такого вида). И тема нашего урока, приём вычисления 30-7. Чтобы научиться этому приёму мы отправимся в путешествие и побываем в очень интересном месте. А где!? Вы узнаете, когда выполните несколько очень интересных заданий.
Что слышите?
Но перед началом путешествия нужно немного расслабиться. Закройте глаза (звучат голоса птиц).
- А вот и цель нашего путешествия - «Птичий остров». Здесь живут разные птицы, но очень много попугаев.
2.Открытие новых знаний.
- Давайте прогуляемся по острову, познакомимся с его обитателями. А вот и первый очень грустный волнистый попугайчик. В домашних условиях эти попугайчики живут около 15 лет. Практически это самые маленькие пернатые среди попугаев: длина тела не превышает 18-20 см. Величиной волнистый попугайнемного больше наших воробьев, но из-за длинного хвоста, кажется длиннее.
Он мне сказал, что учится во 2 классе птичьей школыи ему задали решить примеры вида 30 – 7, а он не смог и получил двойку. Ребята, давайте поможем ему решить.
Учитель птичьей школы дала попугайчику такое выражение.
а) 30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23
Объясните нашему другу, как решался этот пример.
Итак, в числе 30 – 3 десятка. Для того, чтобы решать примеры такого вида нужно обязательно раскладывать уменьшаемое на сумму двух чисел, одно из которых будет 10. Из 30 – 7, необходимо число 30 разложить на сумму чисел 20 и 10:
Давайте поможем попугайчику решить еще примеры такого вида
б) 50 – 6 = (40+10)-6=40+(10 -6)=40+4= 44 в) 70 – 4 = (60 + 10) – 4 = 60 + (10 - 4) = 60 + 6 = 66 ,
Удобна ли эта запись? Как мы можем её сократить?
90 – 3, 100 – 9 – учащиеся у доски объясняют, выполняют запись, записывают в тетрадь.
г) 50 –7, 30 – 8 – самостоятельно, проверка.
- Посмотрите, наш друг повеселел, спешит в школу сдать выполненную работу, отпускаем его!?
Пусть летит (физкультминутка для глаз)
-
-
Письменно ответьте на вопросы: -
1. В каком классе проводился урок? -
2. Какова тема урока? -
3. Какова дидактическая цель урока? -
4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)? -
5. Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?