Файл: Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далеко не все материальные и духовные продукты человеческого труда становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества, закреплены и укоренены в сознании людей с помощью знаковой системы. Усвоенные таким образом продукты культуры могут быть переданы последующим поколениям как нечто ценное, почитаемое - это называется культурным наследием.
Культура воплощается в практической деятельности людей -производственной, бытовой, поэтической, художественной, научной и т.д. Поэтому культурное содержание можно выделять в сфере любой целенаправленной деятельности человека. Понятие культуры можно употребить для характеристики исторических эпох античная,
средневековая, разных этнических общностей, специальных сфер жизнедеятельности.
II.
Культура имеет сложное строение и включает в себя:
-
устойчивые элементы или культурные универсалии, к которым относятся: родовые, общечеловеческие формы общественной жизни, в том числе производство, домашний труд, игра, обучение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь, досуг, мораль, искусство. Существуют также элементарные культурные универсалии, такие как уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших...
2. преходящие элементы, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он не отделим от социально-психической почвы, менталитета населения. Присущий конкретному историческому типу культуры образ жизни поддерживает преемственность традиций и изменение в культуре.
Внутреннее строение культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специальной деятельностью субъекта культуры, который создает особую культурную предметность и в ней воплощается опыт человечества. Поэтому в структуре выделяют следующие компоненты:
1. субъект культуры;
2. человеческая деятельность;
3. культурная предметность;
4. формы и способы коммуникаций между людьми.
Функции культуры.
1. познавательная (информационная).
2. человекотворческая или функция социализации.
3. селективная, она отбирает лучшие образцы общественного опыта и закрепляет в знаковых системах.
4. адаптационная, способствует адаптации общества к переменам.
5. негэнтропийная, состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена, противостоит разрушающим тенденциям.
6. гедонистическая, удовлетворяет чувства прекрасного.
Виды культур.
Поскольку субъектом культуры является индивид или социальная группа различают многообразные формы групповой, индивидуальной культуры.
Под групповой понимается национальная, поселенческая, а также культура класса профессиональной группы. Под влиянием конкретных исторических условий групповая культура видоизменяется, возникают новые формы культуры в современном обществе - массовая и элитарная.
Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала, она сложна, имеет новаторский характер и непонятна для большинства населения.
Возникновение массовой культуры связано со СМИ, они транслируют ее на все общество, в ней есть как негативные, так и положительные элементы, т.к. она использует народные традиции. Для массовой культуры характерны:
1. ориентация на стереотипы восприятия;
2. повторение и простота;
3. житейский характер идеалов;
4. упрощенный язык.
Крайним выражением массовой культуры является китч - примитивная псевдокультурная продукция.
III.
Культура - это универсальный способ жизнедеятельности человека, и в той или иной мере каждый этнос обладает своей культурой. В мире своей культуры народ достигает самоопределения и самосознания и этим самым отличается от других. Но поскольку на становление человека оказали влияние религиозно-нравственные представления, то через них можно проследить общее в культурах разных народов. Основные религии мира: буддизм, христианство и ислам образовали духовное пространство, в рамках которого сформировались фундаментальные культурные доминанты, определяющие быт, образ жизни, психические черты миллионов людей. Но и в этих рамках каждый народ сохранил какие-то отличия от других. Каждый народ по-своему живет, у него есть свой душевный склад и духовно-творческий потенциал.
IV.
Важнейшим интегральным механизмом культуры. который обеспечивает ее сохранение является традиция - это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.
Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.
Культурное ядро - это система важнейших внутренних принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.
Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками. Самобытность - это своеобразие, уникальность.
Специфика - это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.
Культурное наследие - это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо-культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей - это называется новаторством.
Новаторство - это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, потому что культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.
V.
Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:
– рождение и детство (становление цивилизации);
– молодость и зрелость (ее расцвет);
– старость и «закат» (угасание цивилизации).
В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.), экономическую, политическую и культурную.
В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный. Для формационного подхода характерны:
– убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;
– экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества;
– общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;
– неизбежность смены одной общественно-экономической формации на другую.
Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:
– человек является единственным творцом истории;
– ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;
– каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.
Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.
Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:
-
природно-климатические; -
геополитические; -
конфессиональный; -
фактор социальной организации.
Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздавалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.
Контрольные вопросы:
-
Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии? -
В чем специфика философского анализа культуры? -
Каковы наиболее известные определения культуры? -
В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры? -
Каковы основные закономерности культуры? -
В чем заключаются основные функции культуры? -
Какие существуют подходы к изучению цивилизации? -
Какова специфика цивилизации Востока и Запада? -
В чем состоят особенности российской цивилизации?
Темы докладов и рефератов:
-
Философия культуры. -
Нравственная культура и ее роль в современном обществе. -
Материальная и духовная культура. -
Традиции и современность. -
Закономерности развития культуры. -
Элитарная и массовая культура. -
Традиционная и современная цивилизация. -
Основные черты техногенной цивилизации. -
Литература:
-
Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть II. М.: Юристъ, 1997. -
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1993. -
Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992. -
Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.
Тема 9: Будущее человечества
1..Будущее - обозримое и отдаленное
2 Смысл истории.
3. Глобальные проблемы человечества
1. На протяжении всей истории человечества в философии дискутируется вопрос: «Возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование будущего?» Современная философия дает на данный вопрос утвердительный ответ. В обосновании возможности предсказания будущего выделяют такие аспекты:
-
онтологический, он заключается в том, что предвидение возможно, исходя из самой сущности бытия, его объективных законов и причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого нового скачка остается неизменным и поэтому можно «проследить» будущее; -
гносеологический аспект основан на том, что поскольку возможности познания безграничны, то безгранично и прогнозирование; -
логический аспект основан на том, что законы логики всегда остаются, неизменны, как в прошлом, так и в будущем; -
нейрофизиологический аспект основан на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действий; -
социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.
В современной западной науке выделяется особая наука, которая называется футурология. Ее основателем считается Флехтхайм в 40 годы XX века. Вопросами прогнозирования занимался также Парсонс, Ханке, Бестужев Лада, Шахназаров. В 1968 г. была создана специальная организация для разработки вопросов прогнозирования человечества, называемая «Римский клуб»
Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе не столь отдаленного будущего. Среди них выделяют следующие:
-
прогнозирование отношения; -
вопросы науки и техники; -
образование; -
здравоохранение; -
литература; -
освоение космоса; -
строительство.
Данное направление получило название прогностики в отличие от футурологии, которая занимается изучением будущего вообще.
2. Смысл истории.
Проблема смысла истории начинает волновать человечество, когда рушится традиционный уклад жизни и подвергается сомнению ранее казавшееся очевидными представления о мире. Поиск смысла истории связан с желанием человека увидеть, что его существование не случайность, что история не бессмысленное нагромождение событий. Задавая вопрос о смысле истории, человек пытается разглядеть в историческом процессе то, что свойственно ему самому как мыслящему существу, он всегда ставит перед собой цели и их наличие придает его действиям осмысленность.