Файл: Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объективные законы в своей практической деятельности, целесообразно и планомерно направлять развитие об-ва, создавать все необходимые материальные и духовные предпосылки для всесторонне; го развития об-ва и каждой отдельной личности, т. е. для осуществления подлинной С. как идеала коммунистического об-ва.


Контрольные вопролсы
Тема; Общество
.При рассмотрении проблем современной философии важное место отводится изучению общества.

Этой теме обычно посвящается не менее 8 аудиторных часов, в том числе 4 лекционных часа. Следует помнить, что общество является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук, в том числе истории, политологии, экономической теории, культурологии, психологии и т.д. Каждая из них исследует определенную совокупность проблем, связанных с возникновением и функционированием общества. Однако наиболее глубокое и обобщенное понятие общества дает философская наука. При этом изучение этой темы включает широкий спектр вопросов, среди которых мы рассмотрим важнейшие:

  1. Человек – общество – человек.

  2. Философское понятие общества.

  3. Структура общества как системы.

  4. Источники и движущие силы социальных изменений.

  5. Формационная и цивилизованная концепции развития общества.

  6. Гражданское общество и правовое государство.



  1. Человек – общество – человек.

Размышления об обществе обычно начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек – общество, памятуя, что нет общего без единичного и нет единичного без той связи, которая ведет к общему. Чтобы жить в обществе и быть независимым от общества нельзя.

Студенты должны осмыслить три основные интерпретации взаимоотношения «человек – общество».

Первая: Общество состоит из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Эта интерпретация восходит к философии Нового времени, когда основное внимание было направленно на отдельного человека.

Вторая: Однако позже выяснилось, что первая трактовка общества не во всем безупречна. Поэтому тогда же возникла другая концепция: Общество первично, а индивид вторичен. Здесь человек рассматривается как «узел», как совокупность общественных отношений (К.Маркс), но во главу угла ставится не индивид, а общество.


Третья концепция. Вторая трактовка также оказалась ущербной, ибо не учитывала своеобразия, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретации общества. Обе интерпретации должны дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество воспроизводит индивидов, которые в свою очередь производят общество.
Вдумайтесь в эту схему:

О бщество Общество



Индивид Индивид Индивид


  1. Философское понятие общества.

Научно-философское определение общества отталкивается от неразрывной связи человечества и природы. Будучи частью материального мира, одним из основных видов бытия, общество не могло возникнуть вне естественной природы. Да и теперь, когда планетарное человечество поднялось на вершины цивилизации, его функционирование и прогресс не мыслятся вне естественно-географической среды обитания (здесь студенты сами могут привести примеры).

Второй момент (к философскому определению общества): Общество – это обособившаяся часть природы, функционирующая по своим специфическим законам, в основе которых лежит сознательное целеполагание. Если в естественной природе объективные законы прокладывают себе дорогу через массу случайностей, то в обществе господствует необходимость.

Третий момент: Общество – это совокупная сознательная деятельность людей планеты, направленная на производство, поддерживание и воспроизводство их жизни. Иными словами – общество само воспроизводит себя благодаря материальной деятельности, благодаря заботе о подрастающем поколении.


  1. Структура общества как системы.

Студент не должен представлять себе общество как хаотичное скопление людей. Он должен осознать, что это – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей. Общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения (экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и т.д.) – наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к общесоциальному.



В структуре общества как системы выделяют несколько подсистем (сфер): экономическую, политическую, социальную и духовную. Каждая из этих сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, транспортных средствах и т.д. Потребность в государственной организации удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребностям человека в общении и регулированию распределительных отношений. Что касается духовной подсистемы (сферы) общества, то это – функционирующее вместилище нравственных, эстетических, научных, религиозных и других ценностей, способствующих людям в самореализации и развитии своих способностей.

Из четырех основных сфер жизнедеятельности общества важнейшей является экономическая, так как в ней сосредоточено материальное производство, без которого общество не может существовать и развиваться. Ведь прежде чем людям заниматься политикой, наукой, искусством, моралью и т.д. они должны обеспечить свое физическое существование посредством удовлетворения материально-жизненных потребностей. А это возможно только путем их производства и распределения. Поэтому студенту твердо следует знать: основой существования и развития общества является материальное производство.

Структура общества не исчерпывается вышеуказанными основными подсистемами. В нем наличествуют также социальные общности (более или менее большие группы) людей, различающиеся по социальному статусу и исторически сложившимися особенностями). Следует выделить социально-классовые и социально-этнические общности. К первым относятся общественные классы (по современной терминологии - высший класс, средний класс и низший класс), а также межклассовые прослойки (например, интеллигенция), возрастные, профессиональные, маргинальные и т.д. группы. Социально-этнические общности – это нации, народности, национальные группы.

Общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы.

4. Источники и движущие силы социальных изменений.

История человеческого общества представляет собой взаимодействие двух факторов: объективных и субъективных. Первые – это естественно-природные и экономические условия, вторые – деятельность людей, которая совершается в соответствии с целепологанием, в основе которого лежат определенные намерения, идеи, эмоции и т.д. Законы общественного развития действуют в определенных объективных условиях через сознательную деятельность людей. Но это не значит, что законы общества субъективны. Они также носят объективный характер. Люди смягчают или усиливают действие законов, тормозят или ускоряют их, однако они не могут их отменить. Поэтому студенту необходимо осмыслить фразу
: «Историю творят люди, а не над- личностные силы».

Может ли отдельный человек (вождь, политический лидер, глава государства или правительства и т.д.) повлиять на ход исторических событий? Безусловно, может. Выдающаяся личность не может не оставить следа в истории; он как бы оставлять печать своей индивидуальности на событиях истории, способствует ускорению или замедлению процесса развития общества. Поэтому выдающиеся политические деятели остаются в памяти масс людей как положительные или отрицательные личности.

Общий контекст исторического развития складываются из действий миллионов и миллионов людей. Но анонимность исторического процесса не отменяет его личностного характера. Решающая роль народных масс в истории объясняется тем, что они, во-первых, являются создателями всех материальных благ, а, во-вторых, на поворотных моментах истории последнее слово остается за ними.

Конечно, отдельные группы людей или личности в силу своего общественного статуса, власти (или даже случайных обстоятельств) могут повлиять на ход исторического процесса серьезнее, основательнее, чем другие.

Итак, при всех отклонениях творцами истории являются народные массы. При этом нельзя недооценивать большую роль выдающихся лидеров.
5. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

К истории развития общества существует множество подходов, однако наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный. Первый был предложен К.Марксом и развит В.Лениным. Ключевое понятие, используемое формационным подходом, - общественно-экономическая формация. Оно должно быть знакомо студентам из школьной программы по Обществоведению.

Общественно-экономическая формация базируется на определенном способе производства (единство производительных сил соответствующих им производственных отношений) и предстает как исторически конкретное общество на данном этапе его развития. К.Маркс разбил историю на пять формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Причем, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой является (по К.Марксу) естественно-исторической закономерностью. Главной формой перехода является социальная революция, основная причина которой – конфликт между ушедшими вперед в своем развитии производительными силами и отставшими, устаревшими производственными отношениями.


Формационный подход имеет как плюсы, так и минусы. К достоинствам можно отнести то, что история общества рассматривается как закономерный объективный процесс, что исследуются экономические механизмы развития. Недостатки: неучет культурных, национальных и спонтанных факторов. И еще: формационный подход начисто отрицает эволюционные моменты исторического развития.

Вторая концепция общественного развития – цивилизационная, предложенная философом и историком А.Тойнби. Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

Теоретическое построение А. Тойнби базируется на двух гипотезах: 1) Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации. 2) Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Жестко связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой пассивное меньшинство.

Цивилизации конечны в своем существовании. Каждая из них проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Человечество в своем историческом развитии прошло ряд стадии (часто называемых цивилизациями): традиционную, доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (современность).

Цивилизационный подход также вызывает неоднозначную оценку, множество споров. Многие ученые считают, что продуктивным является синтез формационного и цивилизационного подходов к развитию общества.

6. Гражданское общество и правовое государство.

Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем