Файл: Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.
Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».
К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.
Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.
Контрольные вопросы
Темы для рефератов.
Литература:
1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.
2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.
4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.
5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.
Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.
Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.
Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.
О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.
Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
Ценности.
Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.
Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к.
благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.
В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.
Предмет – объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект – индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания – критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.
Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;
Материальные:
Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности
Духовные:
По форме бытия различают предметные, идеальные, духовные.
Предметные – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социального блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, предметы религиозного поклонения и т. д.
Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей.
Духовные – это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д.
Духовные ценности не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существуют стандарты (или строго определенный образец качества), правила (предписания как действовать при соответствующих обстоятельствах, каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными), зачастую их можно приравнять к церковным ценностями; эталоны (жестко запрограммированные, стандартизованная ценность).
Существуют также более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы.
По субъекту или носителю ценностных отношений различают:
Все они формируют ценностные ориентации личности, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение человека.
Ценностные ориентации помогают человеку отличить значимое от незначительного, поэтому выбор значимых ценностей связан с вопросом о смысле жизни. Еще одной важной проблемой в философии является проблема иерархии ценностей.
В основании иерархии лежат:
Особенностью высших ценностей является то, что они составляют стержень культуры.
К высшим ценностям относятся общечеловеческие (мир, жизнь,) ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья).
Социальные ценности (социальная справедливость, справедливость, свобода, права человека).
Ценность стиля жизни, самоутверждение личности.
Таким образом понятие ценности неразрывно связано с духовным миром личности.
Правосознание определяются как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудия.
Аксиологический аспект правосознания связан с оценкой того, что представляется правомерным, законным, а потому правильным и того, что считается неправомерным, неправильным, постыдным. Краеугольный камень правосознания – нравственное осуждение обществом преступных деяний. Правосознание и действующая система права могут в чем-то не совпадать. Такое состояние возникает тогда, когда декларируется всеобщее равенство перед законом всех, а на самом деле существует замаскированное соц. неравенство, тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.
Нравственное сознание – представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе, которая основана не на праве, а на общественном мнении, устоявшихся обычаях и традициях, в которых отражены представления о добре и зле.
Тема: 8: Культура и цивилизация
План
1. Понятие культуры.
2. Структура и функции культуры.
3. Соотношение национального и общего в культуре.
4. Традиции и новаторство в культуре.
5. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.
I.
Культура первоначально означает возделывание - это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура - это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведения искусства, предметы повседневного обихода.
Духовная культура - это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.
Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».
К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.
Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.
Контрольные вопросы
-
Каково соотношение общества и индивида? -
Как философия определяют понятие общества? -
Какие подсистемы включает в себя общество? -
Определения формации и цивилизации -
Сущность гражданского общества
Темы для рефератов.
-
Общество как система. -
Социальная структура современного общества. -
Основные тенденции развития современного общества. -
Формирование гражданского общества. -
Проблемы глобализации.
Литература:
1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.
2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.
4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.
5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.
Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.
-
Общественное сознание -
Ценности -
Правовое сознание -
Мораль. Нравственные ценности -
Эстетические ценности -
Религиозные ценности
Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.
Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.
О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.
Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
Ценности.
Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.
Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к.
благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.
В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.
Предмет – объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект – индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания – критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.
Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;
Материальные:
Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности
Духовные:
Познавательные, нравственные, эстетические, религиозные
По форме бытия различают предметные, идеальные, духовные.
Предметные – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социального блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, предметы религиозного поклонения и т. д.
Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей.
Духовные – это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д.
Духовные ценности не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существуют стандарты (или строго определенный образец качества), правила (предписания как действовать при соответствующих обстоятельствах, каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными), зачастую их можно приравнять к церковным ценностями; эталоны (жестко запрограммированные, стандартизованная ценность).
Существуют также более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы.
По субъекту или носителю ценностных отношений различают:
-
субъективно – личностные – формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта, в труде, познании, общении.-
Надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие).
-
Все они формируют ценностные ориентации личности, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение человека.
Ценностные ориентации помогают человеку отличить значимое от незначительного, поэтому выбор значимых ценностей связан с вопросом о смысле жизни. Еще одной важной проблемой в философии является проблема иерархии ценностей.
В основании иерархии лежат:
-
фундаментальные ценности необходимые для жизни человека как живого существа: природные богатства, материальные условия жизни (жилище, питание, здравоохранение). -
высшие ценности или духовность (познание, нравственность, эстетичность, религиозность).
Особенностью высших ценностей является то, что они составляют стержень культуры.
К высшим ценностям относятся общечеловеческие (мир, жизнь,) ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья).
Социальные ценности (социальная справедливость, справедливость, свобода, права человека).
Ценность стиля жизни, самоутверждение личности.
Таким образом понятие ценности неразрывно связано с духовным миром личности.
Правосознание определяются как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудия.
Аксиологический аспект правосознания связан с оценкой того, что представляется правомерным, законным, а потому правильным и того, что считается неправомерным, неправильным, постыдным. Краеугольный камень правосознания – нравственное осуждение обществом преступных деяний. Правосознание и действующая система права могут в чем-то не совпадать. Такое состояние возникает тогда, когда декларируется всеобщее равенство перед законом всех, а на самом деле существует замаскированное соц. неравенство, тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.
Нравственное сознание – представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе, которая основана не на праве, а на общественном мнении, устоявшихся обычаях и традициях, в которых отражены представления о добре и зле.
Тема: 8: Культура и цивилизация
План
1. Понятие культуры.
2. Структура и функции культуры.
3. Соотношение национального и общего в культуре.
4. Традиции и новаторство в культуре.
5. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.
I.
Культура первоначально означает возделывание - это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура - это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведения искусства, предметы повседневного обихода.
Духовная культура - это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.