Файл: Введение Материнский семейный капитал понятие и его правовая природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1285

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
распространялась на второго и последующих детей, однако в 2020 году была расширена на первенцев.
2.3.Предложения по совершенствованию программы семейного капитала
На сегодняшний день материнский капитал, как мера стимулирования процесса повышения рождаемости, во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» [2, с. 39].

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным  обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» [21; с. 112].

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на периоде времени,с 1 января 2007 года.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ [1; с. 3].


Но в судебной практике встречаются примеры, когда  фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина — ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал [4; с. 12].

На данный момент, вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи, никак не определен. Например, при расторжении брака, у супругов возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

В данном вопросе могут быть такие пути решения проблемы:

при установлении  режима средств материнского  капитала как меры поддержки  женщины супруг не может претендовать на них

- если же  рассматривать их как средство  поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может  быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» [32; с. 36].

Право на дополнительные меры государственной поддержки  возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Вывод такой, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.



К примеру, женщина  родила двоих детей, один из них умер, но при рождении второго  ребенка и истечении трех лет после его рождения она имеет право на получение материнского капитала. Несмотря на единичность таких случаев, считаю нецелесообразным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Аналогичная ситуация: при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Стоит признавать реализацию права на распоряжение материнским капиталом только при наличии живых детей. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.
Заключение

Материнский (семейный) капитал основан на Конституции Российской Федерации, определяющий основные направления государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и установлен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Ведение материнского (семейного) капитала в пенсионное обеспечение ввел значительные изменения в демографической ситуации Российской Федерации. В процессе исследования мы выяснили, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: )

  • женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей ребенка начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

  • женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

  • мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;

  • мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

  • мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.



Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии для матерей;

- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

- получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.

Средства материнского капитала могут пойти на приобретение жилья с помощью кредита или займа. В частности, указанные средства могут быть направлены на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов. При этом в счет средств материнского капитала можно погасить кредит, который был взят семьей и до возникновения права на материнский капитал. Исключение составляют только штрафы, комиссии и пени за просрочку исполнения обязательств по кредиту. Погашать их за счет средств материнского капитала нельзя.

Я считаю, что Закон о поддержки семей нуждается в определенной доработки так как  некоторые его положения противоречат друг другу или сформулированы так, что можно найти лазейки, чтобы его нарушить.

Требует разрешения вопрос о правовом режиме средств материнского капитала. В частности, при решении гражданско-правовых вопросов, например при разделе совместно нажитого имущества. Такое решение позволит избежать споров между родителями о судьбе средств в случае распада семьи.

Предусмотренный Законом о поддержке семей размер материнского капитала следует увеличить до уровня, достаточного для воспитания ребенка до совершеннолетия. Как вариант - необходимо осуществлять его выплату частями.

Материнский капитал  и родовые сертификаты рассчитаны на средний класс, который в развитых странах является основной опорой государства, составляет большую часть всего населения и имеет значительную экономическую самостоятельность. В российских условиях произошло смещение целевых аудиторий: по статистике бедные семьи гораздо охотнее отзывались на предлагаемые им меры помощи, а большинство семей со средним достатком остались равнодушны к предложениям государства. Кроме того, новая семейная политика вступает в противоречие с существующим образом многодетной семьи. Основными получателями и материнского капитала, и родовых сертификатов являются, прежде всего, женщины, что продуцирует усугубление гендерного неравенства в российском обществе. Ориентация на рождение ребенка смещает женщину в сферу приватного, препятствуя ее реализации в профессиональной сфере.


 

 Список  использованных источников

 

1. Конституция  Российской Федерации. Принята  на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета.-21.01.2009.

2. Всеобщая декларация  прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета.-10.12.1998.

3. Конвенция  МОТ № 117 «Об основных целях  и нормах социальной политики»  // Международная организация труда.  Конвенции и рекомендации. В 2-х томах.-Женева. 1-й том, 1919-1966.-С. 1321-1329.

4. «Жилищный  кодекс Российской Федерации»  от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // «Собрание законодательства РФ».-2005.-№  1 (часть 1).-Ст. 14; 2013.-№ 14.-Ст. 1646.

5. «Семейный  кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // «Собрание законодательства РФ».-1996.-№ 1.-Ст. 16; 2012.-№ 48.-Ст. 5421.

6. «Уголовный  кодекс Российской Федерации»  от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание  законодательства РФ.-1996.-№ 25.-Ст. 2954; 2013.-№ 14.-Ст. 1667.

7. Федеральный  закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме  в Российской Федерации» // «Собрание  законодательства РФ».-1997.-№ 43.-Ст. 4904; 2012.-№ 50 (ч. 5).-Ст. 6956.

8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.

9. Указ Президента  РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 42.-Ст. 5009.

10. Указ Президента  РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном  при Президенте Российской Федерации  по правам ребенка» // «Собрание законодательства РФ».-2009.-№ 36.-Ст. 4312.

11. Указ Президента  РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной  стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // «Собрание законодательства РФ».-2012.-№ 23.-Ст. 2994.

12. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№ 52.-Ст. 1865.

13. Постановление  Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении  Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 30.-Ст. 3946; 2013.-№ 13.-Ст. 1559.

14. Постановление  Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 (ред. от 25.03.2013) «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 51.-Ст. 6374; 2013.-№ 13.-Ст. 1559.