Файл: Введение Материнский семейный капитал понятие и его правовая природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1286

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Современные тенденции в применении материнского семейного капитала

С 1 января 2023 года размер материнского (семейного) капитала при рождении первенца составляет 589,5 тыс. руб., а при рождении второго ребенка — 779 тыс. руб. Если родители уже получали маткапитал на первого ребенка, то размер выплаты на второго будет 189,5 тыс. руб. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 6 Закона № 256 проводится ежегодный пересмотр величины МСК с учётом темпов роста инфляции. МСК нельзя тратить на что хочется. Его используют только на те цели, которые перечислены в законе. Многих получателей, имеющих права на данную формы государственной поддержки интересует вопрос целевого назначения финансовых средств: можно ли потратить материнский капитал на покупку жилья, автомобиля или других важных для каждой семьи вещей? Законодательство чётко определило закрытый перечень вариантов использования денег, и, что самое главное, от выбранной цели напрямую зависит срок, с которого получатель сможет ими распорядиться. Рассмотрим современные тенденции в применении материнского семейного капитала:

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. (в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 30.04.2022 N 116-ФЗ)


3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; (п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 348-ФЗ)

5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет (далее также - ежемесячная выплата). (п. 5 в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 475-ФЗ)

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации

образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты. (часть 6.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 288-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 05.12.2022 N 475-ФЗ)

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. (в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
2.1.Анализ использования материнского семейного капитала в Российской Федерации

Материнский семейный капитал действует в России уже шестнадцатый год. За это время вопрос предоставления и использования капитала подробно изучен, опубликовано много научных статей и исследований по вопросам реализации данной меры поддержки. Выделю основные точки зрения по этому вопросу.

Ряд исследований, утверждают, что материнский капитал до сих пор не оказал эффект на рост рождаемости в России «Наличие программы материнского капитала увеличивает вероятность рождения ребенка на 1,6–2,4 %,» — приводят цифры исследователи . Обращаясь к данным социологического опроса, авторы исследования отмечают, что только 5,6 % женщин, получивших МСК, согласны с тем, что возможность получить материнский капитал повлияла на желание родить ребенка . Однако достоверность данного опроса вызывает сомнение: потому что не все могут честно признаться, что родили ребенка ради денег.

Ряд исследователей утверждает, что материнский капитал не оказал должного влияния на показатели рождаемости, так как произошел простой сдвиг календаря рождений — семьи стали решаться на рождения второго или последующего ребенка раньше, чем планировали . Таким образом, материнский капитал работает как еще одна мера социального обеспечения, но не как инструмент повышения рождаемости. Другие исследователи утверждают, что материнский капитал стимулирует семьи на рождение детей и, благодаря этой мере поддержки, рождаемость в последние годы росла. Согласно статистическим опросам более 20 % респондентов отмечают, что на принятие их решения о рождении ребенка существенно повлияла возможность использования материнского (регионального) капитала [2, с. 77].


Согласно другим исследованиям материнский капитал показал высокую эффективность, так как примерно 6 % семей России, участвовавших в опросе Росстата, отметили, что решение рожать ребёнка приняли с учетом будущей выплаты пособия. В числовом выражении это около 1,8 млн новорожденных, что, по мнению исследователей, соответствует суммарному прибавлению рождаемости с 2006 г. Исследователи, которые положительно относится к внедрению материнского капитала, сходятся во мнении, что эта мера поддержки является своевременной, инновационной, позволяющей решать не только демографическую проблему общества, но и наиболее острые проблемы семей (в части направлений расходования средств материнского капитала) [19, с. 272]. Руководители РФ однозначно одобряют действие Федерального материнского (семейного) капитала. Так, например, в своем послании Федеральному Собранию в марте 2018 г. Президент России В.В. Путин отметил, что материнский капитал эффективен: «Наша демографическая политика доказала свою результативность. И мы продолжили, расширили ее. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребенка» — сказал Президент. В апреле 2015 г. Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что «материнский капитал реально изменил демографическую ситуацию в стране», значит, с точки зрения государства материнский капитал играет значительную роль в решении семьи завести ребенка.

Пенсионный фонд Российской Федерации с начала 2022 года направил 291 млрд рублей по заявлению семей на распоряжение материнским капиталом. Информация об этом размещена на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Самым популярным направлением применения маткапитала у граждан остаётся улучшение жилищных условий. На эту цель было выдано 55,2% от общего числа сертификатов на общую сумму 258,5 млрд рублей, которые получили 662,4 тысячи семей.

На втором месте находится получение ежемесячных выплат на второго ребёнка до 3 лет. Эту цель указали в заявлении на получение материнского капитала 23,7% семей (284,4 тысячи), а общая выданная сумма составила 18,9 млрд рублей.

Третьим по популярности направлением применения материнского капитала стало обучение детей. С начала 2022 года 20,7% семей (49,2 тысячи) решили направить средства на эти цели, а выданная сумма на оплату обучения составила 13,4 млрд рублей. Стоит отметить, что к этому учебному году государство разрешило использовать средства материнского капитала на оплату услуг индивидуальных предпринимателей. При этом репетиторы и созданные ими организации должны иметь лицензию на образовательную деятельность, выданную Рособрназдором.

2.2. Оценка применения материнского капитала в СКФО

Рассмотрим влияние выплат семейного (материнского) капитала на рождаемость в регионах Северо - Кавказского Федерального округа. Для рассмотрения данного вопроса, я обратилась к данным официальных источников (ежегодных данных Росстата и данных микропереписи населения Российской Федерации). Суммарные коэффициенты рождаемости отдельно по первым, вторым, третьим и т. д. детям показывают, что на Северном Кавказе в период с 2007 по 2017 годы рождаемость третьих и последующих детей была заметно выше, чем в России в целом. Высокий уровень их рождаемости являлся одним из вероятных следствий выплат материнского капитала.

Но стоит отметить, что темпы рождаемости в СКФО в последние годы снижаются. В январе-апреле 2022 года число родившихся на Северном Кавказе составило 40,6 тыс. человек (по данным Северо-Кавказстата).

При этом естественный прирост населения отмечался лишь в трех регионах СКФО — в Дагестане (+6,7 тыс. человек за указанный период), в Ингушетии (+1,6 тыс. человек) и в Чечне (+6,9 тыс. человек). В остальных субъектах убыль населения была равна: на Ставрополье (-5,5 тыс. человек), в Северной Осетии (-967 человек), в Карачаево-Черкесии (-536 человек) и в Кабардино-Балкарии (-194 человека).

По данным Росстата, в 2021 году естественный прирост населения на Северном Кавказе составил 33,4 тыс. человек, в 2020 году — 46,4 тыс. человек, в 2019 году — 62,4 тыс. человек.

Также в 2021 году на Северном Кавказе родилось 130,8 тыс. детей. Это на 5,6 тыс. человек меньше, чем в 2020 году. По итогам 2021 года общий коэффициент рождаемости в СКФО (число новорожденных на 1 тыс. жителей) был равен 13,1 (в 2020 году этот показатель составлял 13,7).



По данным Росстата, в целом по России в 2021 году общий коэффициент рождаемости превысил плановое значение 9,2 и составил 9,6. Однако Минтруд РФ и НИУ ВШЭ спрогнозировали снижение рождаемости в ближайшие годы. Основные факторы риска, по их мнению, связаны с сокращением численности женщин в возрасте 20–29 лет и структурные изменения на рынке труда.

Согласно Росстату, абсолютное число родившихся в России сокращается с 2014 года. По итога 2021 года оно составило 1,39 млн человек, что на 3% меньше результата 2020 года. Тенденцию не удалось переломить даже различными мерами стимулирования рождаемости. Самая масштабная из них — это программа материнского капитала, действующая с 2007 года. Первоначально она