Файл: Учет и контроль кассовых операций в бюджетных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон "О бухгалтерском учете" является документом первого (законодательного) уровня и распространяется на организации всех организационно-правовых форм (в том числе учреждения) и форм собственности (в том числе государственные и муниципальные).

В соответствии со статьей 5 Закона О бухгалтерском учете общее методическое руководство бюджетным учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.[4]

Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете "делает только одну специальную оговорку в отношении бюджетных организаций:" состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации"

Совокупность методов ведения бюджетного учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и окончательное обобщение фактов хозяйственной деятельности, называется учетной политикой организации.

Государственная учетная политика, реализуемая руководством по бюджетному учету, устанавливает единую методологию ведения бюджетного учета без раскрытия ведомственной специфики различных государственных органов.

Соответственно, каждый государственный орган для обеспечения полноты и своевременности ведения бюджетного учета всех фактов хозяйственной деятельности, а также рациональности ведения бюджетного учета должен утвердить ведомственный порядок осуществления государственной учетной политики и методики ведения бюджетного учета в соответствии с этим порядком.

Разработанный ведомственный порядок реализации государственной учетной политики и методические рекомендации по ее применению должны быть согласованы с Минфином.

Ведомственный порядок реализации положений государственной учетной политики (далее-ведомственный порядок) может содержать:

  • рабочий план счетов и особенности его применения в подведомственных учреждениях;
  • формы первичных бухгалтерских документов, используемых для формирования хозяйственных операций, для которых не предусмотрены унифицированные формы;
  • формы дополнительных регистров бухгалтерского учета, для которых не предусмотрены унифицированные формы;
  • структура товарно-материальных запасов основных средств, нематериальных и непроизводственных активов;
  • технология обработки бухгалтерской информации и системы документооборота в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета.

Кроме того, каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно разработать организационную часть ведомственного порядка и методическую часть, связанную с бюджетным учетом приносящей доход деятельности.


Учреждения могут раскрывать следующую информацию:

  • организация бухгалтерских услуг в учреждении;
  • график документооборота;
  • перечень лиц, имеющих право подписывать первичные бухгалтерские документы;
  • порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризируемого имущества;
  • период, за который выдаются средства для отчета на хозяйственные нужды, а также максимальный объем средств, выданных на эти цели;
  • порядок оценки запасов при их списании;
  • контроль бизнес-операций;
  • особенности бюджетного учета в обособленных подразделениях учреждения;
  • порядок определения себестоимости продукции, услуг и работ, выполняемых в рамках приносящей доход деятельности, в том числе порядок распределения накладных расходов по видам продукции, работ и услуг.[5]

При формировании ведомственного приказа бюджетные учреждения должны руководствоваться правилами, утвержденными законом "О бухгалтерском учете". В ведомственном порядке рассматриваются только те вопросы, для которых законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету допускается применение нескольких методов учета.

Принятый ведомственный порядок применяется всеми обособленными подразделениями, в том числе выделенными на отдельный баланс, независимо от их местонахождения.

Изменения в ведомственном приказе должны быть обоснованы и оформлены приказом (распоряжением) руководителя учреждения. Изменение должно быть внесено с 1 января (начала) финансового года, следующего за годом утверждения данного изменения, приказом (распоряжением).

Изменения в ведомственном приказе за год, следующий за отчетным, оглашаются в пояснительной записке к бюджетной отчетности учреждения.

Не рассматривается изменение ведомственного порядка утверждения методики ведения бюджетного учета хозяйственной деятельности, отличающейся по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности учреждения.

Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственных операций, а также хранение бухгалтерских документов.

Учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения, в зависимости от объема бухгалтерской работы, ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованным бухгалтерским учетом), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях, когда отсутствует самостоятельное структурное подразделение.


Распределение должностных обязанностей в бухгалтерском учете осуществляется на функциональной основе, т. е. для каждой группы работников или отдельного работника, в зависимости от объема выполняемой работы, закрепляется определенный раздел. В бухгалтериях обычно создаются следующие группы: финансовые, материальные, бухгалтерские и так далее. В зависимости от объема работ из финансово-материальных групп можно выделить следующие группы: операционно-финансовые, расчетные операции, основные средства, продукты питания.[6]

При необходимости в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложена обработка всей первичной документации по бухгалтерским операциям данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у финансово ответственных лиц, а также выполнение иных работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав органов и учреждений, обслуживаемых централизованным бухгалтерским учетом, обязаны представлять в бухгалтерию документы, необходимые для ведения бухгалтерского учета и контроля (копии выписок из приказов и инструкций, относящихся к исполнению доходов и расходов, а также всевозможные договоры, акты приемки и др.).

Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за выполнением смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

Бухгалтерские службы несут ответственность за:

  • ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, инструкциями по бюджетному учету и иными нормативными правовыми актами;
  • осуществление предварительного и последующего контроля за соблюдением заключенными договорами сумм ассигнований, предусмотренных бюджетной сметой доходов и расходов, или лимитов бюджетных обязательств по казначейским услугам получателям через лицевые счета; своевременное и правильное оформление первичных бухгалтерских документов и законность сделок;
  • контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением утвержденных смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, с учетом внесенных в них изменений в установленном порядке, а также сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
  • финансовые учреждения, которые ведут учет самостоятельно, а также контролируют выполнение ими смет доходов и расходов и правильность ведения бухгалтерского учета;
  • начисление и выплата заработной платы работникам, стипендий студентам, магистрантам и аспирантам образовательных учреждений;
  • своевременное урегулирование платежей, возникающих в ходе исполнения в пределах утвержденных расходов бюджета доходов и расходов с организациями и физическими лицами;
  • ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным из внебюджетных источников;
  • контроль за использованием доверенностей, выданных на получение имущества и других ценностей;
  • участие в инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное выявление результатов инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете;
  • инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на ответственном хранении;
  • широкое применение современных средств автоматизации для выполнения бухгалтерских и вычислительных работ;
  • подготовка и представление бухгалтерской отчетности в установленном порядке и в установленные сроки;
  • подготовка сметы доходов и расходов и расчетов для утверждения руководителем учреждения (при отсутствии планового отдела или иного аналогичного структурного подразделения);
  • ведение массива нормативных и иных документов по бухгалтерскому учету и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
  • хранение документов (первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и др.);
  • как на бумажных, так и на компьютерных носителях) в соответствии с правилами организации государственных архивов.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета важно разработать план его организации.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:

  • с точки зрения документооборота и документооборота;
  • план инвентаризации;
  • план счетов и их корреспонденция;
  • план отчетности;
  • план технического оформления бухгалтерского учета;
  • план организации работы бухгалтерских работников.

В плане документации указывается перечень первичных документов и регистров бухгалтерского учета для учета хозяйственных операций и рассчитывается потребность в формах.

Для ведения бухгалтерского учета в учреждении используются формы класса 05 "единая система бюджетной финансовой, бухгалтерской и отчетной документации" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД "единая система первичной бухгалтерской документации", а также рекомендованные инструкцией регистры бюджетного учета.

Основой для организации первичного учета в учреждении является график документооборота. Управление документооборотом - это путь, по которому проходят документы с момента их выдачи до момента их депонирования в архив. График документооборота определяет круг лиц, ответственных за обработку документов, а также определяет порядок, место и время прохождения документа с момента составления до подачи в архив.

График документооборота составляется главным бухгалтером и руководителем учреждения. В централизованном бухгалтерском учете указанный график утверждается руководителем учреждения, создавшего этот бухгалтерский отдел. Материальным ответственным и иным должностным лицам выдаются выписки из графика документооборота.

План инвентаризации определяет порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляется с учетом того, что проверка наличия ценностей не влияет на нормальную работу организации. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны тем, кто несет финансовую ответственность.

План счетов и их корреспонденция для бюджетных учреждений определяются в Инструкции по бюджетному учету. Из этого плана счетов учреждения выделяют счета, необходимые для учета их деятельности.

Отчетность должна включать: перечень отчетных форм, отчетный период, охватываемый той или иной формой отчетности, даты представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способом представления (почта, телеграф и др.).) и имена сотрудников, ответственных за отчетность, с точным указанием их работы. План отчетности обычно состоит из двух частей. Первая часть содержит необходимую информацию о отчетах, представленных внешним пользователем, а вторая часть содержит информацию о отчетах, полученных от отдельных подразделений организации.


План технического оформления бухгалтерского учета описывает форму бухгалтерского учета, которая будет применяться в данной организации, а также указывает, какие компьютеры, приборы и устройства будут использоваться в данной организации. При выборе формы бухгалтерского учета организации должны следовать инструкциям и инструкциям по данному вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, а также хорошо осознавать преимущества и недостатки существующих форм бухгалтерского учета.

План организации работы бухгалтерских работников определяет структуру штата и штат бухгалтерии, дает официальную характеристику каждому сотруднику, планирует мероприятия по повышению его квалификации, а также составляет графики бухгалтерской работы.

Основной целью составления рабочих графиков бухгалтерского учета является распределение работ между исполнителями, определение сроков выполнения работ, планирование ими мероприятий по научной организации труда работников бухгалтерского учета. Существуют индивидуальные, структурные и сводные графики.

Индивидуальные графики (календарные планы) указывают, какие работы должны быть выполнены каждым сотрудником и в какой срок они должны быть завершены. График работы сотрудника регламентирует его трудовую деятельность.

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АНАЛИЗ И АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В МБ ДОУ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

2.1 Организационно- экономическая характеристика МБ ДОУ «Красная шапочка»

МБДОУ детский сад «Красная шапочка», пгт. Февральск Селемджинский район, Амурской области (далее по тексту - Учреждение) является бюджетной организацией.

Сокращенное наименование: МБДОУ детский сад «Красная шапочка».

Учредителем Учреждения является в лице администрации пгт. Февральск (далее по тексту- Учредитель).

Основные цели Учреждения:

- обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет;