Файл: Психологическая усталость. Факторы усталости и её последствия..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

КАСПИЙСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

им. ген.-адм. Ф. М. Апраксина филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Факультет высшего образования

Реферат

по дисциплине: Лидерство и психологические основы управления экипажем судна.



На тему: «Психологическая усталость. Факторы усталости и её последствия.»

Выполнил:

Студент группы С-36

Петров М.И.

Проверил:

Горев В.В.

Содержание.

  1. Введение

  2. Психологическая усталость. Факторы усталости и её последствия

  3. Утомление и безопасность мореплавания

  4. Анализ проблемы усталости на морских судах.

  5. Эмоциональная устойчивость

  6. Пути решения проблемы

  7. Заключение

  8. Список литературы



  1. Введение.

Минимальные комплектации экипажей, череда коротких стоянок в порту и морских переходов судов, наряду с неблагоприятными погодными условиями и напряженным судоходством, вынуждает моряков работать долгими часами, не имея при этом возможности отдохнуть и восстановить свои физические силы.

Международные и национальные документы по безопасности мореплавания уделяют большое внимание проблеме усталости на море, как составной части человеческого фактора. В соответствии с правилом Y/15 СОЛАС - 74/78 и правил 11/1 и111/1 ПДМНВ - 78/95 все вовлеченные в эксплуатацию судна стороны, принимая решение по эксплуатации судна, должны учитывать опасность воздействия факторов, которые могут вызвать усталость.

Усталость - это ухудшение физической и умственной способности человека, как результат физического, умственного или эмоционального утомления, проявляющееся в ухудшении почти всех человеческих способностей, включая силу, скорость реакции, координацию, внимание, процесс принятия решения и т.д. Усталость важная проблема безопасности мореплавания и здоровья моряков, Отрицательно воздействуя на физическое состояние и здоровье моряков, она неблагоприятно сказывается на их работоспособности, профессиональной надежности и качестве выполнения работы. Усталость напрямую связана с аварийностью и является фактором, способствующим индивидуальной ошибке, что способствует аварийным и несчастным случаям на море.



  1. Психологическая усталость. Факторы усталости и её последствия

Психологическая усталость по-другому называется эмоциональным выгоранием. Это состояние постепенно нарастает и характеризуется истощением в ответ на перенапряжение – как физическое, так и эмоциональное. Данный синдром выступает в качестве механизма защиты со стороны центральной нервной системы. Если мы долгое время пребываем в состоянии стресса, на который организм тратит колоссальные ресурсы, мы истощаемся, и сил не остается ни на что.

Основные симптомы психологической усталости можно описать следующим образом:

  • Низкий потенциал с энергетической точки зрения – постоянно сопровождающее ощущение усталости, общего упадка сил, что приводит к снижению эффективности трудовой деятельности и нежеланию что-либо делать физически и умственно, сон и отдых не приводит к стабилизации состояния;

  • Нарушение когнитивных функций, проявляющееся снижением скорости мышления, нарушением концентрации памяти и внимания, рассеянностью, несобранностью, мысли постоянно «скачут», и собрать их в единое целое в рамках данного состояния проблематично;

  • Снижение эмоциональной чувствительности, или эмоциональная тупость – безразличие к вещам, которые происходят вокруг, людям, чувство бессмысленности жизни;

  • Фоновые нарушения аффективного характера – чрезмерная тревожность и раздражительность, печаль и грусть, пессимизм и преобладание негативного настроя.

Изменения при таком состоянии происходят не только на уровне психики, но и в теле.

  • чувство сонливости днем и бессонница в ночное время суток;

  • проблемы с употреблением пищи – аппетит нарушается, происходит расстройство пищевого поведения, когда человек отказывается от еды или, наоборот, злоупотребляет ею;

  • чувство напряжения в мышцах, боль в суставах, защемление нервных окончаний;

  • неприятные болевые ощущения в голове разной локализации и степени интенсивности;

  • возникновение аритмии, скачков артериального давления;

  • расстройства пищеварения – запор или, наоборот, диарея, появление синдрома раздраженного кишечника.

Чаще всего психологическая усталость – процесс апатии, то есть пропадание интереса к жизни. Это крайне серьезное состояние, из которого нужно выходить как можно быстрее, в противном случае возникает вероятность погружения в депрессию. Желательно работать над собой с помощью профессионала, который назначит комплекс мероприятий и будет отслеживать правильность их выполнения и динамику терапии.


Что делать?


На самом деле, какого-то одного действия недостаточно, необходимо выполнять их в комплексе и строгой последовательности.

  • Взять перерыв. Говоря простым языком, уйти в себя, понять собственные ценности и приоритеты, не думать о заботах. Желательно сменить обстановку, например, уехать в отпуск – в другой город или страну.

  • Составить план. Ни в коем случае нельзя планировать что-либо без предварительного отдыха. После переоценки своей жизни можно начать планировать свои стремления и дела для их достижения.

  • Начать действовать. Для этого желательно обзавестись окружением, где преобладают успешные люди, имеющие вкус к жизни. Постоянно обучаться чему-то новому в профессии, отношениях.

  • Найти хобби. Необходимо понять, что вас увлекает, и чем вы готовы заниматься долгое время. Это могут быть танцы, путешествия, рукоделие, пение. Важно уделять своему любимому занятию, как минимум, 5-10 часов в неделю. Желательно как можно чаще бывать на свежем воздухе и отправляться на природу.

  • Избавиться от внешних раздражителей. В первую очередь, это токсичные люди, которые вас окружают, вредные привычки, бессмысленный серфинг по новостным лентам социальных сетей. Их нужно заменить позитивными людьми, полезными делами и здоровым образом жизни.

Следует понимать, что новая жизнь, где нет места выгоранию, может начаться лишь в том случае, если прожить все свои чувства и эмоции.

Для обеспечения безопасности судоходства чрезвычайно важно учитывать влияние личного аспекта судового персонала, так называемого «человеческого фактора», который присутствует в каждом звене систем управления на берегу и на судне. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг психологических и психофизиологических качеств, которыми в разной степени обладают люди и которые определенным образом влияют на качество и эффективность их производственной деятельности.

Человеческий фактор зависит от:

  • - социальных условий - политики судовладельца, национальности, условий найма на работу (контракта), преданности компании (лояльности);

  • - состояния здоровья - выносливости, утомления, тяжести работы (стресс), питания, бытовых условий, организации отдыха;

  • - условий судна - особенностей конструкции, дисциплинарной практики, обслуживания судна, уровня механизации и автоматизации;

  • - действующих правовых норм - ИМО, МОТ, государства флага, государства порта, профсоюзов;

  • - подготовленности и способностей - образования, знаний, квалификации, тренированности, профессиональных навыков, общительности;

  • - условий труда и быта - вида выполняемой работы, условий на рабочем месте, взаимоотношений с другими членами экипажа, морального климата на судне, лидерства или поддержки кого-либо, авральных, сверхурочных работ, организации службы на судне (периоды работы и отдыха), чувства долга, ответственности;

  • - других факторов - нарушение биологического ритма жизни из-за смены часовых поясов, территориальную ограниченность, гиподинамию, отрыв от дома и близких людей, сенсорную ограниченность (ограниченность общения, дефицит впечатлений), дефицит времени при принятии решений, дефицит времени пребывания на берегу в портах, зачастую недостаточный культурный и моральный уровень моряков, чрезмерные нагрузки при грузовых операциях, при стоянке в портах, большое количество инспекции, проверок.


Вопрос усталости как фактора при укомплектовании экипажа и безопасности судов был впервые рассмотрен в ИМО в 1995 г. Ввиду важности этого вопроса была создана специальная рабочая группа ИМО.

В пересмотренной Конвенции по подготовке и дипломирования моряков и несению вахты (STCW) были определены обязательные периоды отдыха перед вахтой. Объединенная группа экспертов ИМО и МОТ в 1996 г. выработала специальные формы для расследования морских происшествий, где усталость может быть определена как способствующий фактор.

На 18-й Ассамблее ИМО была принята Резолюция А. 772 (18) «Факторы усталости при укомплектовании экипажей и обеспечения безопасности». В этой резолюции дается определение усталости и классификация факторов усталости по соответствующим группам. В октябре 1996 года на конференции МОТ (ILO) по морским вопросам была принята Конвенция о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами № 180 (взамен Конвенции № 109 1958 года). На этой же конференции была принята Конвенция 1996 года «Об инспекции условий труда и быта моряков», которая требует контроля за «укомплектованием командой, квалификацией, продолжительностью рабочего времени». Такой контроль должен проводить специально созданный центральный координирующий орган администрации.

Усталость нельзя определять как физиологическое утомление после, физических нагрузок, это понятие значительно шире.

В Резолюции А.772 (18) дается определение усталости как снижения производительности труда человека, его физических и умственных способностей. Усталость может быть вызвана такими факторами, как длительный период умственной и физической активности, неполноценный отдых, неблагоприятное воздействие окружающей среды, физиологические факторы, стресс и другое. В отечественной литературе усталость определяется как совокупность изменений в состоянии человека, развивающихся в результате его деятельности и снижающих ее эффективность.

Многие моряки знают, что, придя в порт, экипаж не может позволить себе расслабиться, получить полноценный отдых, так как сразу же начинается постоянный поток посетителей - агент, иммиграционные, таможенные, санитарные власти, представители капитана порта, фрахтователя, грузоотправителя (получателя груза) и многие другие, каждый из которых требует внимания. Добавьте сюда всевозможные инспекции по различным поводам - PSC, P&I, фрахтователь, классификационное общество и т. д.

Накопление такой усталости может привести к самым неблагоприятным последствиям - ослаблению памяти, помрачению сознания, маниакальному состоянию, потере чувства опасности, ослаблению концентрации внимания, увеличению времени реакции, бессоннице, депрессии, раздражительности, изменению настроения, внутреннему напряжению, нарушениям деятельности сердца (ишемическая болезнь и т.д.), проблемам дыхания, потере аппетита и расстройству функций желудка. Усталость приводит к увеличению употребления алкоголя, кофе, что тоже влечет за собой серьезные проблемы. Прочтя столь длинный перечень последствий, каждый должен задуматься: существует ли еще что-либо, чего усталость не вызывает?


Усталость не только может привести к аварии - она может убить человека!

Многие моряки высказывают мысль, что «если законодательство не может противостоять коммерческому давлению - то затраты могут».

Обязательная оплата сверхурочных часов работы свыше 40 часов в неделю может решить эту проблему. Как только судовладельцы поймут, что сверхурочные съедают прибыль, они сами ограничат рабочие часы.

Понятно, что работа судна зачастую требует сверхурочных часов работы экипажа, но это не должно вести к накоплению усталости у моряков.

Один из способов решения этой проблемы - найти метод определения степени усталости, перед тем как разрешить судну выход из порта, аналогично определению степени опьянения.

Согласно исследованиям Аделаидского университета (США), после 18 -24 - часового трудового дня работоспособность у человека такая же, как если бы он находился в состоянии опьянения с уровнем алкоголя в крови 0,05 промилле, а после 25 - 26 часов - уровень алкоголя составил бы 0,1 промилле, что в 2 раза превышает, установленный береговой охраной США, допустимый уровень. В тоже время разрешенный кодексом STCW уровень алкоголя в крови составляет 0,08 промилле. Как видим, разработаны правила употребления алкоголя на судне, а проблема усталости, которая не менее пагубна для моряков, чем алкоголь, своего разрешения находит недостаточно.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию ПДМНВ 78/95, тем самым обязались привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой конвенции, в том числе и по часам работы и отдыха.

Профессиональная деятельность моряка осложняется серьезными психологическими перегрузками, которые обусловлены как повышенным уровнем ответственности, высоким уровнем риска, потенциальной возможностью опасных ситуаций, так и депривационными процессами.

Депривация (с латыни deprivatio - потеря, лишение) - сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции (в нашем случае судно и является своеобразной изоляцией человека от внешнего мира). Она может быть сенсорной, социальной, информационной и т.д.

Во время депривации у человека происходят определенные психические, вегетативные и соматические изменения, а их глубина зависит от продолжительности депривационных состояний и индивидуальных особенностей личности. Поэтому, для сохранения работоспособности и психического здоровья в условиях депривации важное значение имеет рациональная организация работы и специальные мероприятия, которые повышают надежность зрительной, слуховой, интерорецептивной* (Интерорецепция -прием и переработка информации, которая возникает в результате возбуждения интерорецепторов**. ** Интерорецептор -многочисленная группа рецепторов, расположенных во внутренних органах, воспринимающие раздражения) и другой информации. Следовательно, опасными для психического здоровья являются долговременные периоды работы на судне. Длительное неудовлетворение нормальных как физиологических, так и психологических потребностей человека приводит к состоянию фрустрации: тревожность, нервозность, напряжение и т.д., что обуславливает психические срывы и неврозы. Такой человек становится крайне опасный на судне: рассеян, агрессивен, равнодушен, провоцирует конфликты, нервозность всех членов экипажа и т.д.