Файл: Психологическая усталость. Факторы усталости и её последствия..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздражительность, нервозность, агрессивность — это первые признаки психологической усталости, поэтому обязанность комсостава судна - организовать эффективную и безконфликтную работу экипажа.

Депривация бывает:

- эмоциональная - оторванность от дома, родных людей, привычных условий жизни. Это сопровождается депрессиями, нарушениями сна, тревожностью и т.д.

- информационная - ограниченное получения информации. Прежде всего, информации о родных и близких, о событиях на Родине, в мире и т.д. Постоянное переживание об отсутствии личной важной информации негативно отражается на психологическом состоянии моряка и ведет к снижению уровня работоспособности, внимательности, ответственности.

- сенсорная - недостаточность впечатлений, эмоций, переживаний.

В условиях судового жизни, характеризующиеся групповой закрытостью, распространенным является явление психологической усталости от постоянных партнеров, общение.

В начале рейса, пока еще действует познавательный интерес, членам экипажа интересно общаться, делиться информацией, жизненным опытом в различных сферах социальной деятельности, но со временем такой интерес исчезает, и даже перерастает в нетерпимость, а порой в открытое противостояние. Задача офицеров не обострять конфликты, не списывать, а делать все для того, чтобы экипаж сплотился, каждый чувствовал ответственность за другого. Поэтому, претендуя на роль руководителя на судне, прежде всего, надо постоянно работать над собой, своим профессиональным уровнем и психической культурой. Руководитель должен создавать положительный морально-психологический климат, формировать нормальные человеческие отношения и организовывать бесконфликтную трудовую деятельность на борту судна. От этого будет зависеть жизнь, здоровье и судьба многих людей.

Не последнее место занимает монотонность. Стандартность профессиональной деятельности и условий жизни на судне становятся основой невнимательности и могут спровоцировать аварийные ситуации. Во время несения вахты, монотонность действий может привести к снижению уровня внимательности и вызвать дремоту (при этом следует учитывать и то, что происходит нарушение сна, физические и психологические перегрузки), поэтому, несения вахты не может превышать четырех часов.

Вообще, работа на судне сопровождается максимальными перегрузками и усталостью: рабочий день длиннее, чем восемь часов; сверхурочные работы; малая укомплектованность экипажей приводит к ошибкам, столкновений и гибели судов, гибели моряков или нарушению их здоровья, создает угрозу окружающей среде.


Причины усталости:

-недостаточный сон;

-низкое качество сна;

-недостаточное количество времени на отдых;

-стресс;

-шум, вибрации;

-еда;

-нарушение суточного ритма организма;

-избыточные рабочие нагрузки;

Признаки физической усталости:

-неспособность контролировать сон;

-затруднение зрительной координации;

-затруднение речи;

-ощущение тяжести рук и ног или замедление движения;

-нелокализованный физический дискомфорт;

-головная боль;

-головокружение;

-учащенное сердцебиение;

-учащенное дыхание;

-потеря аппетита;

-бессонница;

-боль и судороги в ногах.

Признаки эмоциональной усталости:

-рискованные действия;

-нетерпимость и антисоциальные действия;

-непонятная тревожность;

-снижение мотивации качественного выполнения работы;

-резкие смены настроения.

Признаки умственной усталости:

-неспособность оценивать расстояние, скорость, время;

-неправильное понимание ситуации, например, нежелание считаться с опасностью;

-замедленная реакция или отсутствие реакции на нормальные, экстремальные или чрезвычайные ситуации;

-снижение объема внимания;

-снижение способности обращать внимание на что угодно.

Еще одним фактором, влияющим на поведение человека на море, является стресс.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и тяжелых условиях.

Для некоторых профессий фактор стресса является сопровождающим. Профессиональный стресс связывается с переживанием психической напряженности в условиях высокой ответственности за принятие решения. Работа в условиях профессионального стресса является серьезным испытанием физического и психического здоровья специалиста, проверкой степени его профессиональной надежности.

Профессиональный стресс, как правило, негативно влияет на профессиональную деятельность.

Факторы стресса на море:

-плохая видимость;

-чрезмерный шум;

-вибрация;

-состояние моря;

-гипо - и гипертермия;

-ветер;

-загрязнения окружающей среды;

-перегрузки (физические);

-атмосферное давление;

-ночные вахты и недостаток сна;

-колебания кровяного давления;

-ощущение опасности.

Различают такие разновидности профессионального стресса как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс:

-информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок, когда работник не справляется с задачей и не успевает принимать важные решения.



-эмоциональный стресс возникает при реальной или мнимой угрозе, переживаниях вины, гнева, обиды в условиях разногласий с руководством, коллегами, подчиненными.

-коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, в незнании приемов защиты от манипулирования, несовпадении темпов общения.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Часто возникает ощущение усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто исчезают.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, зона желудка).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не приносит удовлетворения.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Теряется аппетит (вообще потерян вкус к еде).

15. Невозможность вовремя закончить работу.

Итак, основными причинами потери полноценной работоспособности членов экипажа можно считать: состояние депривации, физические и психические перегрузки, монотонность, усталость, стресс которые, в свою очередь, могут стать причинами аварий на море.

Учитывая все определенные причины, нельзя забывать и про физические и психологические нагрузки, которые испытывает моряк во время выполнения своих профессиональных обязанностей.


  1. Утомление и безопасность мореплавания

Специалисты, занимающиеся исследованиями аварийных ситуаций и причин их повлёкших, предлагают считать, что утомление — это состояние, развивающееся под влиянием тяжелого или длительного труда и выражающееся в комплексе физиологических сдвигов организма, понижающих его работоспособность. Так же следует отличать состояние утомления от состояния усталости: первое заключается лишь в физиологических сдвигах организма, ведущих к снижению его возможностей, а второе - в психическом переживании этого факта.

М.А. Котик и А.М. Емельянов уточняют, что «…рост состояния усталости и утомления часто идет со сдвигом во времени: если работа очень важная и интересная, то усталость появляется позднее, лишь после возникновения высокого уровня утомления; при неинтересной же работе - наоборот, уже небольшое утомление вызывает сильную усталость». По мнению этих авторов, возникновение утомления представляет собой следствие конфликта между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми к его работе. В состоянии утомления организм, несмотря на снижение его возможностей, за счет внутренней мобилизации энергии в той или иной мере способен сохранять требуемую надежность работы. Но если в одном случае затраты организма могут быть в каких-то допустимых пределах, при которых его состояние оценивается как «адекватная мобилизация», то в другом они могут и выходить за установленные пределы, порождая так называемое состояние «динамического рассогласования», ведущее к разрушению деятельности, накоплению патологических сдвигов в организме, что характеризуется как переутомление. Основное отличие этого состояния от обычного утомления заключается в том, что утомление после соответствующего отдыха всегда снижается, а для устранения переутомления требуется уже медицинское вмешательство». [3].


В. Торский и В. Топалов приводят рабочее определение понятия «утомление», принятое в 1990 г. подкомитетом ИМО по подготовке персонала. В соответствии с определением, предложенным делегацией США, «утомление - состояние, являющееся результатом продолжительных периодов деятельности и недостаточного отдыха, которое проявляется в снижении уровня физических и психических рефлексов и неспособности к логическому мышлению». По определению же Международной федерации ассоциаций морских капитанов (МФАК), «утомление - заметное снижение производительности труда человека вследствие чрезмерной физической нагрузки, влияния физиологических и других, еще не определенных факторов».

В ноябре 1993 г. ИМО принята специальная резолюция «Факторы усталости при укомплектовании экипажей и обеспечения безопасности». Усталость определена в ней как снижение производительности труда человека, его физических и умственных способностей и (или) ухудшение способности делать обоснованные выводы. Усталость вызывается действием таких факторов, как чрезмерные нагрузки на работе - длительные периоды умственной и физической активности, неполноценный отдых, неблагоприятные условия внешней среды (погода, ледовая обстановка, интенсивность движения судов), стресс, межличностные взаимоотношения, физиологические факторы, такие как высокий уровень воздействия шума, вибрации, тепла или холода.

В небольших экипажах появлению усталости способствуют чувство одиночества, дефицит общения. Оторванность от берега, отсутствие связи с семьей, однообразие обстановки порождают скуку, снижают стимуляцию к деятельности и также способствуют усталости.

Воздействие факторов усталости на членов судового экипажа, ответственных за обеспечение безопасности плавания, не раз приводило к тяжелым последствиям.

Вахтенный помощник капитана ТБ-73 «Гауя» заступил на вахту без рулевого после 15-часовой работы по обработке улова. На вахте он уснул, и судно выскочило на прибрежную отмель.

Второй помощник капитана БМРТ «Лазурит» весь день был занят приемкой снабжения и заступил на ночную вахту, не успев отдохнуть. Находясь в состоянии усталости, он в течение почти двух часов вахты при плавании вблизи берега не вел наблюдение за окружающей обстановкой ни визуально, ни с помощью РЛС. Место судна определил только один раз, допустив ошибку в несколько миль. Случайно поднявшийся на мостик второй механик увидел берег прямо по носу, но судно находилось уже в такой близости к нему, что избежать посадки на мель было невозможно.


При круглосуточной вахтенной службе лицам судового экипажа приходится неоднократно в течение суток возвращаться к производственной деятельности. Так, для капитана характерно от 5 до 9 рабочих периодов в сутки, для судоводителей - помощников капитана не менее 4-5, рядовых вахтенных - 2-4. Подобный режим труда вызывает прерывистость, а, следовательно, неполноценность сна, что отрицательно сказывается на работоспособности плавсостава. Разовая продолжительность ночного сна значительного числа вахтенных не превышает 3-4 ч. [4].

Официальные руководства по расследованию аварийных случаев и выявлению их причин и предпосылок, как правило, игнорируют утомление как фактор, ведущий к аварии. Точно так же отсутствует указание на соответствующий фактор и в классификационной таблице причин аварийных случаев, приведенной в приложении к ПРАС. Исключение составляет причина «сон на вахте», которая рассматривается как вид нарушения трудовой дисциплины. Такой подход обуславливает заведомо обвинительный характер расследования аварийных случаев и нацеливает расследующий орган на поиск виновных, организм которых не выдержал перегрузки, вызванной независящими от них обстоятельствами, - вместо выявления действительных виновников, не обеспечивших надлежащий режим труда и отдыха судовых специалистов.

Особое внимание следует обратить на рекомендацию, содержащуюся в Конвенции ПДМНВ-78, в соответствии с которой правительства стран - участников Конвенции должны на основании информации, полученной в результате расследования аварий, постоянно анализировать установленные ими нормы, определяющие меры по предотвращению усталости. Несомненно, эта рекомендация требует внесения изменений в действующее Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами с тем, чтобы в нем нашли отражение факторы, связанные с утомлением как предпосылкой аварийных случаев. [5].

Как отмечается в резолюции Ассамблеи ИМО А.772 (18) «Факторы усталости при укомплектовании экипажей», для предупреждения усталости большое значение имеет основательность подготовки членов экипажа, их пригодность к работе на судах по медицинским показаниям, надлежащий опыт работы, квалификация и компетентность.

Резолюция А.772 (18) ИМО среди мер, которые должны способствовать предупреждению усталости членов экипажа при эксплуатации судна, выделяет требования, рекомендации, стандарты и публикации, имеющие отношение к факторам усталости, которые должны учитываться при проектировании и модификации судов, так же как и достижения эргономики.