Файл: Психологическая усталость. Факторы усталости и её последствия..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конструкция судового оборудования не должна быть источником факторов среды на рабочем месте, ведущих к понижению работоспособности человека из-за неблагоприятного воздействия на него температуры, влажности, загазованности и запыленности воздуха, шума, освещенности, вибрации. [6].

Исключительное внимание вопросам предотвращения усталости уделено в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (с поправками к Приложению к Конвенции, принятыми Конференцией 1995 года) [7].

Правило VIII/1 Конвенции «Годность к выполнению обязанностей» требует от Администрации - правительства каждого государства - участника Конвенции, под флагом которого судно имеет право плавания, установить и обеспечить соблюдение периодов отдыха для персонала, несущего вахту. На ответственности Администрации лежит и другое требование: организовать систему несения вахты таким образом, чтобы усталость вахтенного персонала не влияла на эффективность несения вахты.

Администрация должна обеспечить выполнение названных требований и задействования нормативно-правовых актов (кодексов, положений, уставов), определяющих обязанности и ответственность за должную организацию вахты как компаний, эксплуатирующих суда. так и капитанов судов. Необходимо предусмотреть функции администраций морских портов и, в частности, государственного правового надзора по контролю за соблюдением Правила VIII/1 Конвенции ПДМНВ-78, наделить эти органы соответствующими правами для предотвращения его нарушений и определить достаточно жесткие санкции по отношению к судоходным компаниям и капитанам судов за нарушение этих требований.

Поправками 1995 г. к Конвенции ПДМНВ-78 впервые определены количественные критерии режима труда и отдыха вахтенного персонала.

Глава VIII «Требования в отношении несения вахты» части А «Обязательные требования в отношении положений приложения к Конвенции ПДМНВ-78» Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты содержит раздел А-VIII/1 «Годность к несению вахты». В соответствии с ним все лица, назначенные выполнять обязанности вахтенного помощника капитана, или лица рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту, должны иметь как минимум 10 часов отдыха в течение 24-часового периода. Эти часы отдыха могут быть разделены не более чем на два периода, один из которых должен иметь продолжительность, по меньшей мере, 6 часов. Указанное требование может не соблюдаться в случае аварии или учения, или в других чрезвычайных условиях эксплуатации.


Минимальный ежесуточный период отдыха в 10 часов может быть сокращен до 6 часов, при том, однако, условии, что любое такое сокращение не должно приниматься в течение двух дней подряд и что в течение каждых семи суток будет предоставлено не менее 70 часов отдыха.

В Руководстве подчеркивается, что каждое лицо, связанное с управлением судном, должно всегда принимать во внимание факторы, которые могут способствовать появлению усталости, при выполнении решений, связанных с деятельностью на судне.

Меры, предпринимаемые для предотвращения усталости, должны обеспечивать, чтобы не назначались чрезмерные или сверхурочные часы работы, не вызванные обстоятельствами. Предусмотренные разделом А-VIII/1 минимальные периоды отдыха не должны истолковываться так, будто бы все остальное время может быть отведено несению вахты или выполнению других обязанностей.

Существенными факторами предотвращения нарастания усталости во времени являются частота и продолжительность периодов отпусков, а также предоставление компенсационных отпусков.

Для судов, занятых в коротких рейсах, указанные выше положения могут быть изменены, при условии, что введены специальные меры и устройства обеспечения безопасности.

Соответствующие государственные органы должны рассмотреть введение требования в отношении того, чтобы постоянно велись записи о продолжительности работы или отдыха моряков, и обеспечивать периодическую проверку таких записей для соблюдения установленной продолжительности работы и отдыха.
  1.   1   2   3   4

Анализ проблемы усталости на морских судах.


Исследование, проведенное на кафедре БЖД, основано на ответах 250 моряков различных компаний, работающих на море. Уделено внимание продолжительности рабочего дня моряка на судне, большому количеству сверхурочных часов и синдрому усталости в индустрии судоходства. Результаты исследования свидетельствуют о вызванной этим фактом высокой степени риска на судах.

Результаты исследований


  • а) Соблюдение международных правил и национальных правил.

  • 75 % опрошенных утверждают, что им знакомы международные правила, которые контролируют график работы моряков, чуть больше опрошенных были осведомлены о Российских правилах. Согласно результатам анализа, больше внимания следовало бы уделять распространению информации об имеющихся формах контроля и о том, в чем заключается их польза для моряков.

  • 25 % опрошенных имели смутную информацию о контроле. Значит, упомянутые правила им недоступны (рядовой состав) или же нет никакой информации. Знание и соблюдение правил - это важно для здоровья и безопасности, а нормальный отдых - залог хорошей работы.

Новые поправки STCW-95 предусматривают, что работодатель должен обеспечить морякам, хотя бы, минимальную дозу отдыха. Для этого на судне должны быть полиса контроля за графиком работы, только 50 % опрошенных моряков подтвердили данный факт, и график вахтенных смен, вывешенные на переборках судна (подтвердили 60 % опрошенных). Новые правила Кодекса ISM (МКУБ) предусматривают, что компании должны обеспечивать управление судами в соответствии с международными и национальными требованиями, у капитанов должны быть все условия для качественного выполнения своих обязанностей. На многих судах эти важные пункты не соблюдаются.

Анализ показывает, что моряки, работающие на танкерах, танкерах-химовозах и судах перевозящих опасные грузы в 75 - 80 % подтверждают наличие на судне таких документов, а на пассажирских и фидерных судах эти показатели намного ниже (50 - 60 %). Тот факт, что только 20 % моряков научены преодолевать усталость свидетельствует о необходимости дальнейшей разъяснительной работы и введения, международных правил, подобных принятым об употреблении алкоголя и наркотиков.


б) Рабочие часы.

Хотя большинству моряков известны международные и национальные правила, 30 % опрошенных утверждают, что их работа длится 12 и более часов, более 5 % моряков работают даже по 15 часов в день. Продолжительность рабочей недели у 2/3 опрошенных длится более 60 часов, а у 25 % - свыше 80 часов в неделю. Таким образом, выяснилось, что на многих судах продолжительность рабочего дня превышает нормы установленные STCW и МОТ-180.

Самые продолжительные сверхурочные у вахтенных моряков и командного состава. 42 % капитанов утверждают, что они работают более 80 часов в неделю, такая же продолжительность рабочей недели у 44 % старших помощников, 26 % старших механиков, 29 % палубных матросов, 11% мотористов. Не лучше обстоит дело с 10 часовым ночным отдыхом: 36 % моряков лишены регулярного полноценного отдыха, а 18 % не имеют даже 6 часового ночного сна. 50 % этих моряков - капитаны, 43 % - старшие и вторые помощники, 42 % - матросы.

Большой проблемой является длительная вахта. 17 % опрошенных подтвердили, что время вахты порой превышает 12 часов. Другими словами, длительная вахта — это быстрый путь к аварийным случаям.

  • 50% опрошенных моряков считают, что длительные часы работы угрожают их здоровью, о чем свидетельствуют несчастные случаи, вызванные усталостью. На судне усталого моряка на каждом шагу подстерегают опасности - большую степень риска представляют собой некоторые грузы, устройства, конструкции судна, а также неблагоприятные погодные условия. Смертность от несчастных случаев среди моряков выше, чем на берегу. Особенно это связано со швартовными операциями (40 %), а также использование судовой техники (15 %), травмы в результате падения (15 %). Вследствие нетрудоспособности травмированных моряков страдают все члены экипажа.

  • 45 % моряков считают, что длительное рабочее время является нарушением охраны труда, а, по мнению 56 % капитанов и 53 % старших механиков чрезмерно длительный рабочий день повышает степень риска на судне. Опрошенные моряки приводят много примеров различных инцидентов, возникающих в результате продолжительного рабочего дня или усталости:

    • - судно столкнулось с танкером из-за того, что на вахте заснул вахтенный помощник, который в течение 33 часов спал всего 2,5;

    • - ущерб в размере 40000 USD был причинен причалу, в который
      врезалось судно, так как вахтенный помощник управлял им в течение 18 часов;


помощник капитана упал с трапа и получил серьезные травмы, после
12-часовой вахты;

не раз случалось, что вахтенные начинали дремать во время вахты.

Кроме того, зарегистрированы случаи, когда от усталости:

приказы были отданы неверно или превратно поняты;

не задраивались люки;

  • - переполнялись танки, возникали утечки жидких веществ, перевозимых наливом;

  • - причинялись повреждения грузам и устройствам;

  • - моряки страдают от нервного истощения, чрезмерной нагрузки,
    забывчивости, неспособности принимать правильные решения.

Согласно опросу, за последние 5 лет у 60 % опрошенных моряков рабочий день удлинился, а сократился лишь у 5 %. Это характерно при работе на танкерах, химовозах. За последние 5 лет рабочий день стал длиннее у 66 % капитанов и у 71 % старших механиков, и у 80 % старших помощников; то есть эта проблема особенно актуальна у моряков, имеющих высокие должности. Очень важно учитывать биоритмы человека и время суток, когда выносливость человека низка. Доказано, что на судне несчастные случаи обычно происходят с 24:00 до 08:00 утра и с 12:00 до 16:00, причем, по словам моряков» у них в это время сильно ухудшается самочувствие. 45 % старших помощников утверждают, что самое трудное время с 24:00 до 04:00, но 26 % из них говорят, что с 04:00 до 08:00. Желательно при организации работы судна принимать во внимание эти критические периоды.
  1. 1   2   3   4