Файл: Методические рекомендации по организации досуга детей и подростков в летний период.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи:

1.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни путем включения в различные физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия смены;

2.Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала участников смены через сплочение временного детского коллектива и включение в творческие мероприятия смены;

3.Способствовать адаптации участников смены к социальным условиям через формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств личности: адекватной самооценки, коммуникативных и организаторских качеств, рефлексии, самостоятельности, ответственности и социально полезной деятельности;
4.Участники программы
- Дети и подростки от 3 до 18 лет, проходящие курс социальной реабилитации в учреждении;

- Администрация и педагогический коллектив учреждения.

.Этапы реализации программы

Этапы

реализации программы

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Подготовительный

1. Анализ опроса по эффективности летнего отдыха


Январь-февраль




2. Информационно – разъяснительная работа с педагогами, знакомство с программой летних смен


Март-май

3.Подготовка методических материалов (сценариев мероприятий, положений о соревнованиях, конкурсах)


2. Организационный

1. Инструктажи по ТБ, знакомство с правилами поведения.

2. Формирование отрядов.

3. Игры на сплочение и знакомство.

4. Тестирование на выявление интересов, склонностей, индивидуальных способностей

5. Выработка законов отрядов.

6. Открытие смены

Июнь, июль, август – первые три дня смены

.

3. Основной

1.Участие в сюжетно-ролевых играх, коллективная творческая деятельность участников программы по подготовке и проведению отрядных и общих дел.

2. Ежедневное отслеживание эмоционального состояния учас­тников смены, коррекционная работа по итогам наблюдения.

Июнь, июль, август 2020




4. Заключительный

1.Подведение итогов каждого тематического игрового периода.

2.Награждение наиболее активных участников программы, мотивация пассивных участников, вовлечение их игровую деятельность

3.Подведение итогов участия каждого ребенка в реализации программы.

4.Подведение итогов по отрядам.

Июнь, июль, август 2020





Основное содержание программы


Направление

Задачи

Спортивно- оздоровительное

укреплять здоровье;

воспитывать привычку заботится о своем здоровье;

продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни;

прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению

Познавательно-досуговое

развитие интеллектуальных способностей детей и

удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений;

развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса;

воспитание умения действовать коллективно

Экологическое

воспитание бережного отношения к окружающему пространству; любви к природе;

развитие интереса к познанию природы

Духовно-нравственное

воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, и т.д;

проведение мероприятий, посвященных  знаменательным и памятным датам России и края;

Социально-значимая деятельность


оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового состояния в помещениях;

оказание помощи по поддержанию образцового состояния на закрепленном участке территории учреждения;

формирование профориентации через организацию работы объединений

Профилактическое

проведение мероприятий по пропаганде ценностей здорового образа жизни, профилактике асоциальных проявлений среди детей и молодежи; проведение инструктажей для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» и т.п. Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»; проведение профилактических бесед о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора ПДН, инспектора по охране детства; проведение инструктажей по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми»,

«Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»



Механизм реализации программы
Содержание программы.
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра (долгосрочная).

Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.

Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

Игровая модель

Тематика смен обыгрывает идею:

- 1 смена «Большое морское путешествие» - путешествия по островам в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь первой смены моделирует жизнь путешественников, в котором каждый отряд – отряд путешественников.

2 смена – «Казачья вольница» - сюжетно-ролевая игра, с использованием моделирования жизни казачьего отряда.

3 смена «Разноцветная поляна»(экологическая) – сюжетно-ролевая игра, основанная на имитации работы юных исследователей, натуралистов и т.д.

Сюжетно-ролевая игра, как форма жизнедеятельности, даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.

Участники смены (путешественники) объединяются в «Отряды путешественников» (отряды). Придумывают названия «отрядов», традиции, речевки, разрабатывают Кодекс чести путешественника. Каждый участник смены пытается осознать своё место в отряде, собственную значимость.

Легенда.

3.1 Сюжет смены:

Солнце ассоциируется у детей с теплом, радостью и добром. Поэтому эмблемой смены выбрано солнышко, лучики которого дадут возможность каждому ребёнку окрасить будний день в радостный цвет и получить незабываемые впечатления, найти новых друзей, проявить себя в спортивных и творческих мероприятиях.

Легенда смены:

Некоторое время назад на берегу Чёрного моря, а может быть и не Чёрного, находился город. Главной достопримечательностью его было Солнце.


Солнце здесь было просто необыкновенное, самое доброе и самое ласковое. Здесь жили очень гостеприимные и радушные люди. Центральная улица – Солнечная была украшена цветами, пели птицы, стрекотали кузнечики. В этот город приезжали гости со всех концов земного шара, чтобы полюбоваться на Солнце.

Но люди привыкли к такой жизни и перестали обращать внимание на главную ценность своего города. И тогда небесные силы наслали на город тучи… Началась гроза, пошёл сильный дождь. Он барабанил по крышам домов и машин, по листьям деревьев, стучался в двери и окна.

Дождь шёл всю ночь, неделю, месяцы, годы. Гости перестали приезжать в этот необыкновенный город. Перестали петь птицы, люди перестали улыбаться.

Но дети не могли смириться с тем, что у них нет больше Солнышка. Они обратились к самому старому и самому мудрому жителю города за советом. И старец сказал им: «Если каждый ребёнок нашего города придёт на площадь и принесёт с собой как можно больше маленьких изображений Солнца, то тучи рассеются, и в город опять вернётся счастье и радость».
Детям ЛДП предлагается помочь собрать как можно больше маленьких солнышек для города Солнца. Каждый отряд получит облака, по количеству детей в отряде. Ребёнок, участвуя в мероприятиях лагеря, получает солнышко и заполняет свое личное облачко. Цель: заработать как можно больше солнышек, чтобы заклеить облачко, для того чтобы вновь засияло солнце.
Распорядок дня в лагере:

(для детей старше 10-ти лет)


Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 17 часов

Сбор детей, зарядка

8.30 – 9.00

Утренняя линейка

9.00 – 9.15

Завтрак

9.15 – 9-45

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков, секций,

9.45 – 11.00

Общелагерное мероприятие, экскурсии

11.00 – 12.30

Заседания «Клуба здоровья», оздоровительные процедуры

12.30 – 13.00

Обед

13.00 – 14.00

Свободное время (спокойные игры, посещение библиотеки)

14.00 – 14.30

Проведение оздоровительных, спортивных мероприятий на свежем воздухе

14.30 – 15.30

Динамическая пауза

15.30 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.30

Отрядный «Огонек»

16.30 – 16.45

Спуск флага. Подведение итогов дня. Уход домой

16.30 -17.00



(для детей до 10-ти лет)


Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 17 часов

Сбор детей, зарядка

8.30 – 9.00

Утренняя линейка

9.00 – 9.15

Завтрак

9.15 – 9-45

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков, секций,

9.45 – 11.00

Общелагерное мероприятие, экскурсии

11.00 – 12.30

Заседания «Клуба здоровья», оздоровительные процедуры

12.30 – 13.00

Обед

13.00 – 14.00

Свободное время(спокойные игры, посещение библиотеки)

14.00 – 14.30

Дневной сон

14.30 – 15.30

Динамическая пауза

15.30 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.30

Отрядный «Огонек»

16.30 – 16.45

Спуск флага. Подведение итогов дня. Уход домой

16.45 -17.00


ПЛАН РАБОТЫ - II смены*

лагеря с дневным пребыванием

«Ромашка» - Ветер Добра

Ежедневно:

Подъем и спуск флага.

Вариативная утренняя гимнастика

Линейка

Заседание клуба «Здоровье»

Работа кружков по интересам

Динамические паузы (во второй половине дня, проводят вожатые, разучивают с детьми несложные танцы, а в конце смены организуется большой танцевальный флешмоб, с участием всех детей).

16-30 – 16-45 Отрядный «Огонек»

(согласно совместных планов в организациями села проводятся встречи с интересными людьми, инспектором по охране детства, инспектором ПДН, инспектором ГИБДД, выездные экскурсии – в связи с этим руководство лагеря может корректировать план-сетку)

В течение смены Ветер Добра уносит детей в поисках Солнышка, для того чтобы вернуть в город радость, доброту и счастье.

В рамках смены дети побывают на пяти континентах. Там им предстоит:

-изучить природные особенности, встретится с местными жителями, выбрать лучшее место расположения лагеря;