Файл: Методические рекомендации по организации досуга детей и подростков в летний период.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сборник игр и мероприятий для летнего пришкольного лагеря
4. Я - вожатый. Работа с детьми в лагере в условиях плохой погоды
https://явожатый.рф/obuchayushchij-material/%D1%80abota-s-detmi-v-lagere-v-uslovijah-plohoj-pogody/
5. 20 самых веселых игр для детей на улице
Задачи:
1.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни путем включения в различные физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия смены;
2.Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала участников смены через сплочение временного детского коллектива и включение в творческие мероприятия смены;
3.Способствовать адаптации участников смены к социальным условиям через формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств личности: адекватной самооценки, коммуникативных и организаторских качеств, рефлексии, самостоятельности, ответственности и социально полезной деятельности;
4.Участники программы
- Дети и подростки от 3 до 18 лет, проходящие курс социальной реабилитации в учреждении;
- Администрация и педагогический коллектив учреждения.
.Этапы реализации программы
Этапы реализации программы | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. Подготовительный | 1. Анализ опроса по эффективности летнего отдыха | Январь-февраль | |
2. Информационно – разъяснительная работа с педагогами, знакомство с программой летних смен | Март-май | ||
3.Подготовка методических материалов (сценариев мероприятий, положений о соревнованиях, конкурсах) | |||
2. Организационный | 1. Инструктажи по ТБ, знакомство с правилами поведения. 2. Формирование отрядов. 3. Игры на сплочение и знакомство. 4. Тестирование на выявление интересов, склонностей, индивидуальных способностей 5. Выработка законов отрядов. 6. Открытие смены | Июнь, июль, август – первые три дня смены | . |
3. Основной | 1.Участие в сюжетно-ролевых играх, коллективная творческая деятельность участников программы по подготовке и проведению отрядных и общих дел. 2. Ежедневное отслеживание эмоционального состояния участников смены, коррекционная работа по итогам наблюдения. | Июнь, июль, август 2020 | |
4. Заключительный | 1.Подведение итогов каждого тематического игрового периода. 2.Награждение наиболее активных участников программы, мотивация пассивных участников, вовлечение их игровую деятельность 3.Подведение итогов участия каждого ребенка в реализации программы. 4.Подведение итогов по отрядам. | Июнь, июль, август 2020 | |
Основное содержание программы
Направление | Задачи |
Спортивно- оздоровительное | укреплять здоровье; воспитывать привычку заботится о своем здоровье; продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни; прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению |
Познавательно-досуговое | развитие интеллектуальных способностей детей и удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений; развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса; воспитание умения действовать коллективно |
Экологическое | воспитание бережного отношения к окружающему пространству; любви к природе; развитие интереса к познанию природы |
Духовно-нравственное | воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, и т.д; проведение мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам России и края; |
Социально-значимая деятельность | оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового состояния в помещениях; оказание помощи по поддержанию образцового состояния на закрепленном участке территории учреждения; формирование профориентации через организацию работы объединений |
Профилактическое | проведение мероприятий по пропаганде ценностей здорового образа жизни, профилактике асоциальных проявлений среди детей и молодежи; проведение инструктажей для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» и т.п. Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»; проведение профилактических бесед о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора ПДН, инспектора по охране детства; проведение инструктажей по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи» |
Механизм реализации программы
Содержание программы.
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра (долгосрочная).
Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
Игровая модель
Тематика смен обыгрывает идею:
- 1 смена «Большое морское путешествие» - путешествия по островам в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь первой смены моделирует жизнь путешественников, в котором каждый отряд – отряд путешественников.
2 смена – «Казачья вольница» - сюжетно-ролевая игра, с использованием моделирования жизни казачьего отряда.
3 смена «Разноцветная поляна»(экологическая) – сюжетно-ролевая игра, основанная на имитации работы юных исследователей, натуралистов и т.д.
Сюжетно-ролевая игра, как форма жизнедеятельности, даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены (путешественники) объединяются в «Отряды путешественников» (отряды). Придумывают названия «отрядов», традиции, речевки, разрабатывают Кодекс чести путешественника. Каждый участник смены пытается осознать своё место в отряде, собственную значимость.
Легенда.
3.1 Сюжет смены:
Солнце ассоциируется у детей с теплом, радостью и добром. Поэтому эмблемой смены выбрано солнышко, лучики которого дадут возможность каждому ребёнку окрасить будний день в радостный цвет и получить незабываемые впечатления, найти новых друзей, проявить себя в спортивных и творческих мероприятиях.
Легенда смены:
Некоторое время назад на берегу Чёрного моря, а может быть и не Чёрного, находился город. Главной достопримечательностью его было Солнце.
Солнце здесь было просто необыкновенное, самое доброе и самое ласковое. Здесь жили очень гостеприимные и радушные люди. Центральная улица – Солнечная была украшена цветами, пели птицы, стрекотали кузнечики. В этот город приезжали гости со всех концов земного шара, чтобы полюбоваться на Солнце.
Но люди привыкли к такой жизни и перестали обращать внимание на главную ценность своего города. И тогда небесные силы наслали на город тучи… Началась гроза, пошёл сильный дождь. Он барабанил по крышам домов и машин, по листьям деревьев, стучался в двери и окна.
Дождь шёл всю ночь, неделю, месяцы, годы. Гости перестали приезжать в этот необыкновенный город. Перестали петь птицы, люди перестали улыбаться.
Но дети не могли смириться с тем, что у них нет больше Солнышка. Они обратились к самому старому и самому мудрому жителю города за советом. И старец сказал им: «Если каждый ребёнок нашего города придёт на площадь и принесёт с собой как можно больше маленьких изображений Солнца, то тучи рассеются, и в город опять вернётся счастье и радость».
Детям ЛДП предлагается помочь собрать как можно больше маленьких солнышек для города Солнца. Каждый отряд получит облака, по количеству детей в отряде. Ребёнок, участвуя в мероприятиях лагеря, получает солнышко и заполняет свое личное облачко. Цель: заработать как можно больше солнышек, чтобы заклеить облачко, для того чтобы вновь засияло солнце.
Распорядок дня в лагере:
(для детей старше 10-ти лет)
Элементы режима дня | Пребывание детей с 8.30 до 17 часов |
Сбор детей, зарядка | 8.30 – 9.00 |
Утренняя линейка | 9.00 – 9.15 |
Завтрак | 9.15 – 9-45 |
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков, секций, | 9.45 – 11.00 |
Общелагерное мероприятие, экскурсии | 11.00 – 12.30 |
Заседания «Клуба здоровья», оздоровительные процедуры | 12.30 – 13.00 |
Обед | 13.00 – 14.00 |
Свободное время (спокойные игры, посещение библиотеки) | 14.00 – 14.30 |
Проведение оздоровительных, спортивных мероприятий на свежем воздухе | 14.30 – 15.30 |
Динамическая пауза | 15.30 – 16.00 |
Полдник | 16.00 – 16.30 |
Отрядный «Огонек» | 16.30 – 16.45 |
Спуск флага. Подведение итогов дня. Уход домой | 16.30 -17.00 |
(для детей до 10-ти лет)
Элементы режима дня | Пребывание детей с 8.30 до 17 часов |
Сбор детей, зарядка | 8.30 – 9.00 |
Утренняя линейка | 9.00 – 9.15 |
Завтрак | 9.15 – 9-45 |
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков, секций, | 9.45 – 11.00 |
Общелагерное мероприятие, экскурсии | 11.00 – 12.30 |
Заседания «Клуба здоровья», оздоровительные процедуры | 12.30 – 13.00 |
Обед | 13.00 – 14.00 |
Свободное время(спокойные игры, посещение библиотеки) | 14.00 – 14.30 |
Дневной сон | 14.30 – 15.30 |
Динамическая пауза | 15.30 – 16.00 |
Полдник | 16.00 – 16.30 |
Отрядный «Огонек» | 16.30 – 16.45 |
Спуск флага. Подведение итогов дня. Уход домой | 16.45 -17.00 |
ПЛАН РАБОТЫ - II смены*
лагеря с дневным пребыванием
«Ромашка» - Ветер Добра
Ежедневно:
Подъем и спуск флага.
Вариативная утренняя гимнастика
Линейка
Заседание клуба «Здоровье»
Работа кружков по интересам
Динамические паузы (во второй половине дня, проводят вожатые, разучивают с детьми несложные танцы, а в конце смены организуется большой танцевальный флешмоб, с участием всех детей).
16-30 – 16-45 Отрядный «Огонек»
(согласно совместных планов в организациями села проводятся встречи с интересными людьми, инспектором по охране детства, инспектором ПДН, инспектором ГИБДД, выездные экскурсии – в связи с этим руководство лагеря может корректировать план-сетку)
В течение смены Ветер Добра уносит детей в поисках Солнышка, для того чтобы вернуть в город радость, доброту и счастье.
В рамках смены дети побывают на пяти континентах. Там им предстоит:
-изучить природные особенности, встретится с местными жителями, выбрать лучшее место расположения лагеря;