Файл: Методическое пособие для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей Автор Пугачева Е. А. Соавтор Антюфеева Е. В. г. Пушкино, 2014г. Психологопедагогический.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Методическое пособие для педагогов-психологов, социальных педагогов,
учителей
Автор: Пугачева Е.А.
Соавтор: Антюфеева Е.В.
г. Пушкино, 2014г.
Психолого-педагогический
проект, направленный на повышение психологической культуры подростков в условиях дополнительного образования

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….…..….3
1.1. Направленность проекта....………………..………………………….…3 1.2. Новизна проекта...……………………………………………………..…3 1.3. Актуальность проекта……………………….…………………………...4 1.4. Педагогическая целесообразность проекта……………………………………………………………………6 1.5. Цель. Задачи проекта…………………………………………………….8 1.6. Возраст детей, участвующих в реализации проекта……………………………………………………………………8 1.7. Сроки реализации проекта…………………...……………………….…8 1.8. Формы и методы работы…………………….…………………………..9 1.9. Ожидаемы результаты……………………………………………….....11 1.10. Критерии оценки ожидаемого результата…………………………….12 1.11. Формы подведения итогов реализации программы………………………………………………………………14 1.12. Содержание проекта……………………………………………………15 1.13. Учебно-тематический план…………………………………………….18
2. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ………………………………………………18
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………50

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА:

психолого-педагогическая.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Психолого-педагогический проект «Ступеньки моего я» был разработан на базе учреждения дополнительного образования детей. Поводом для создания проекта послужили диагностируемые нами проблемные ситуации: сложности подростков в выражении собственных эмоций, а также в понимании эмоционального состояния окружающих людей, затруднения подростков в общении со сверстниками и взрослыми, недостаточно высокий уровень познавательного интереса. Эти проблемы были выявлены путем анкетирования обучающихся центра, а также в ходе многочисленных запросов и консультаций школьных учителей и родителей.
Таким образом, мы очертили круг подростковых проблем, которые планировалось разрешать путем реализации проекта: 1) проблема регуляции эмоций: низкий уровень просвещенности подростков в вопросе эмоционального развития личности (умение понимать собственные чувства и чувства других людей, а также конструктивно выражать собственные чувства и эмоции); 2) частичное, а порой и полное отсутствие познавательного интереса не позволяет подростку в полной мере усваивать новые знания,
«затормаживает» его интеллектуальное развитие; 3) проблема культуры общения и регуляции поведения на уроках и в свободное время не позволяет подросткам строить продуктивное взаимодействие в системах «Ученик-
Учитель»,
«Подросток-Подросток»,
«Подросток-Родитель», что соответствующим образом сказывается как на учебном процессе, так и на межличностном и внутрисемейном взаимодействии.
Выше описанная проблематика укладывается в современное комплексное понятие «психологическая культура личности», характеристикой которого


4 является гармоничность построения основных процессов поведения и управления ими. Психологическая культура выражается в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения, в наличии выраженных процессов самоопределения, познавательного интереса, творчества и саморазвития (по О.И. Моткову). Поскольку вопрос психологической культуры личности с научной точки зрения рассматривается не так давно (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков и др.), в современной литературе почти не представлены программы практического содержания по данной тематике. Новизна проекта в том, что мы предприняли попытку изменить данную ситуацию и разработать материалы, которые помогут нам и другим педагогам-психологам работать в русле повышения психологической культуры подростков. Кроме этого, говоря о новизне, инновационности, мы можем выделить еще и тот факт, что проект имеет гибкую структуру и позволяет участникам выбрать наиболее удобный график посещения мероприятий: а) в течение всего учебного года в период после школьных занятий; б) в каникулярные периоды в течение учебного года; в) по отдельному расписанию.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Исследования психологического состояния детей и подростков в условиях современной школы показывают, что они с раннего возраста страдают от различных неврозов, синдрома усталости и ряда других психосоматических заболеваний, связанных с нервными и психическими перегрузками, не свойственными возрасту. Опыт работы в школе позволяет утверждать, что для учителей средних классов актуальной является проблема регуляции поведения детей, как на уроках, так и в свободное время.
Эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, грубость, вульгарность обращения друг к другу, чрезмерная обидчивость и раздражительность подростков мешает продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Причины такого поведения кроются в факте

5 падения уровня общего развития подростков, отсутствии навыков коммуникабельности, эмоциональной саморегуляции и полном отсутствии речевой и поведенческой культуры школьников среднего звена.
Актуальная проблема: отсутствие в рамках современной школы благоприятных условий для формирования позитивной «Я-концепции» и развитие психологической культуры личности современных подростков, и как следствие: низкий уровень эмоционального развития, познавательного интереса, отсутствие навыков межличностного общения (речевой и поведенческой культуры подростков):

проблема регуляции эмоций: низкий уровень просвещенности подростков в вопросе эмоционального развития личности (умение понимать чувства других людей и конструктивно выражать собственные чувства и эмоции);

частичное, а порой и полное отсутствие познавательного интереса и
творческого подхода к учебному процессу не позволяет подростку в полной мере усваивать новые знания, «затормаживает» его интеллектуальное развитие;

проблема культуры общения и регуляции поведения на уроках и в свободное время не позволяет подросткам строить продуктивное взаимодействие в системах «Ученик-Учитель», «Подросток-Подросток»,
«Подросток-Родитель», что соответствующим образом сказывается как на учебном процессе, так и на межличностном и внутрисемейном взаимодействии.

Анализируя содержание многочисленных современных программ для школьников средних классов, мы пришли к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету.
Очень важно, чтобы подростки осознавали, что правила вежливости — не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, что культура поведения является неотъемлемой составляющей в системе


6 межличностного общения и благодаря этому общение становится более человечным. Хорошо понимая, что нормы поведения нужно усваивать с раннего возраста, мы включили в содержание проекта занятия по выработке элементарных правил вежливости, адаптированных конкретно для ребят подросткового возраста.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Центр «Эрудит» в течение нескольких лет проводит исследования, направленные на выявление образовательных потребностей учащихся. За
2010-2014гг. в центре «Эрудит» на 30% увеличилось количество детей, посещающих секции по психологии. Среди основных мотивов выбора данной секции – «желание обсудить и решить свои проблемы со специалистом, так как в школе такой возможности практически нет» (по результатам анкетирования). Однако, если за младших школьников (1-4 класс) зачастую выбор делают родители и берут на себя ответственность за посещение ребенком той или иной секции, а старшие подростки (9-11 класс) приходят на занятия по психологии достаточно осознанно («разобраться в себе», «найти общий язык с родителями и ровесниками»,
«определиться с профессиональным выбором» и т.п.), то учащиеся средней школы (5-8 класс) представляют собой в этом плане некую «потерянную» группу. Не все подростки 10-14-тилетнего возраста могут осознанно прийти на занятия к психологу: кто-то стесняется, кому-то мешает нерешительность или просто лень. Они еще не в состоянии самостоятельно осознать собственные потребности, объективно взглянуть на свое «Я» и очертить круг своих проблем, которые реально существуют и блокируют их гармоничное личностное развитие. При этом контроль со стороны родителей категорически не приемлется, и любые предложения родителей посещать занятия по психологии чаще всего воспринимаются «в штыки». Все это является следствием общей психологической непросвещенности подрастающего поколения.

7
Актуальность психолого-педагогического проекта, направленного на повышение психологической культуры подростков, имеет смысл подчеркнуть тем фактом, что психологическая служба школ ограничена во временных возможностях проведения именно практической
(развивающей, коррекционной и формирующей) работы с детьми, акцентируясь чаще всего на диагностической и консультативной деятельности. Более того, в последние годы многие школы отказались от ставки психолога.
Поэтому практическую функцию психологического сопровождения в рамках школы реализовать крайне сложно. В связи с этим, психологическая игра массового, творческого, соревновательного характера, как увлекательная форма познания себя и окружающих, остается для подростков незнакомой. На психологических занятиях в рамках проекта «Ступеньки моего Я» не ставят оценок, каждый ребенок сможет быть услышанным, почувствовать собственную значимость, принятие группы, познать себя и окружающих.
Поэтому центр «Эрудит» разработал массовую комплексную программу психологического сопровождения подростков под названием «Ступеньки моего Я». Данный психолого-педагогический проект нацелен на повышение психологической культуры.
На психологических занятиях в рамках проекта «Ступеньки моего Я» не ставят оценок, каждый ребенок сможет быть услышанным, почувствовать собственную значимость, принятие группы, что очень важно для формирования позитивного образа «Я».
В процессе реализации программы подросток приобретет уникальную и увлекательную возможность в познании самого себя и других ребят. Это способствует повышению психологической культуры личности подростка, который адекватно оценивает себя, знает о своих внутренних ресурсах, верит в собственные силы и возможности и готов преодолевать школьные и жизненные трудности.


8
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

создание условий (комплекса психолого-педагогических мероприятий), способствующих повышению психологической культуры подростков в условиях дополнительного образования.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

объединение ресурсов школ, психолого-социально-педагогической службы
МОУДОД
ЦТРГО
«Эрудит» и
Тольяттинского государственного университета с целью организации наиболее качественной и эффективной деятельности по проекту;

разработка и апробация программы «Ступеньки моего Я» путем ее реализации в краткосрочном социально-психологическом проекте;

привлечение к участию в проекте не менее 20 МОУ и 250 школьников г.
Тольятти через систему заявок;

разработка и реализация информационных продуктов для школьников и педагогов, проходящих обучение по проекту (дисков, раздаточного материала – брошюр, рабочих тетрадей и др.);

разработка и включение в проект системы мониторинга;

подготовка и проведение городской итоговой психологической игры- путешествия «По ступенькам наших перемен…».
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

подростки в возрасте от 10-11 до 14-15 лет (учащиеся 5 - 8 классов).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 учебный год. Гибкая структура проекта
«Ступеньки моего Я» позволяет участникам выбрать наиболее удобный график посещения мероприятий: а) в течение всего учебного года в период после школьных занятий; б) в каникулярные периоды в течение учебного года; в) по отдельному расписанию.

9
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
Занятия каждого блока включают в себя разнообразные формы и методы работы:
1) традиционные технологии усвоения и закрепления:

информационная беседа;

мини-лекция;
2) современные образовательные технологии:
Этапы Сроки реализации
Содержание деятельности
Под
готови
те
льн
ый
Август-сентябрь
Сентябрь-октябрь

Подготовка дидактической и методической базы для проведения программы.

Проведение имиджевых мероприятий, направленных на популяризацию проекта.

Сбор заявок от школ на проведение проекта
«Ступеньки моего Я».

Составление сводного расписания реализации проекта в соответствии с заявками от школ.
Основн
ой
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Реализация программы в школах города.

Сбор аналитических материалов по итогам реализации программы.

Обработка и анализ результатов.

Предоставление результатов в школы.
Зак
лю
ч
и
те
льн
ый
Май-июнь

Обобщение и систематизация результатов реализации проекта в течение учебного года.

Составление аналитического отчета.

Выпуск дидактического и методического пособия по материалам проекта.

Модификация программы в соответствии с полученными в течение года результатами (если возникнет необходимость).


10

проблемно-поисковый метод;

мозговой штурм;

учебный проект;

интеллектуальные игры;

конкурсы и викторины;

работа с видеопрезентацией по теме;

командная работа;
3) методы активного психологического обучения:

психологическая диагностика и самодиагностика;

психологические игры;

дискуссия;

моделирование ситуаций;

тренинговые упражнения;

работа с психологическими сказками и притчами.
Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, — все это создает у ребят особый положительный эмоциональный фон и желание выполнять предлагаемые задания. На таких занятиях учащиеся не только имеют возможность сидеть свободно, но и достаточно много двигаться, играя в подвижные игры. Игры способствуют снятию напряжения и в то же время дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. В играх ребята охотнее выполняют то, что кажется им трудным в жизненных ситуациях, и легче усваивают предлагаемую информацию. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы занятий усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.

11
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Реализация общих задач:

апробация психолого-педагогического проекта «Ступеньки моего я»;

в проекте примут участие не менее 20 МОУ и 250 школьников города;

разработка и реализация информационных продуктов для школьников, проходящих обучение по проекту (дисков, раздаточного материала – брошюр, рабочих тетрадей и др.);

разработка и включение в проект системы мониторинга;

составление рейтинга по школам, принявшим участие в проекте, выделение наиболее активной школы;

подготовка и проведение городской итоговой психологической игры- путешествия «По ступенькам наших перемен…».
Реализация частных задач:
В процессе обучения по данному проекту школьники будут знать:
1) что представляет собой наука «психология» и для чего она нужна;
2) что такое эмоции и чувства человека;
3) как распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
4) что такое «способности» человека и как исследовать свои способности и возможности;
5) что такое творчество
6) что такое культура общения и этикет;
7) способы эффективного взаимодействия с окружающими.
Мы рассчитываем, что проект будет способствовать наилучшей адаптации детей в условиях современного учебного процесса, а также содействует развитию общей психологической культуры:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей раскрывает учебный потенциал детей, что придает им уверенности в собственных силах;
2) содействие эмоциональному раскрепощению детей, умению понимать и описывать собственные чувства и чувства другого, способствует