Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в специализированной группе детей с нарушением зрения во многом зависит от взаимодействия и преемственности в работе тифлопедагога и воспитателей. В задачу воспитателя специализированной группы для детей с нарушением зрения входит обязательное выполнение требований примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой коррекционной работы, направленных на обучение детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность), наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Для решения всех поставленных задач воспитатель специализированной группы должен максимально использовать материал всех образовательных областей и режимных моментов. Большое значение в обучении имеет наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия. Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы. В содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматриваются упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятиях и в режимных моментах.
2.8 Разграничение функций тифлопедагога и воспитателя в процессе работы по лексическим темам
Тифлопедагог | Воспитатель |
-на подгрупповых занятиях знакомит детей с новой лексической темой; - выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных занятиях; -руководит работой воспитателя по формированию предметных представлений, сенсорных эталонов, по развитию ориентировки в пространстве, осязанию и мелкой моторики на занятиях, в совместной деятельности и режимных моментах. | Под руководством тифлопедагога проводит коррекционную работу в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и режимных моментах по лексической теме. |
2.9 Поэтапная работа тифлопедагога и воспитателя по лексическим темам
Этапы | Содержание работы | Исполнитель |
1. | Формирование предметных представлений по различным лексическим темам. Изучение соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков. | Тифлопедагог, воспитатель |
2. | Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов. Предметные занятия, беседы, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связана с изучаемой темой. | Тифлопедагог Воспитатель |
3. | Обучение детей пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями, слуховой информацией при ориентировке в пространстве. Наблюдения, экскурсии, режимные моменты, прогулка, игры и игровые упражнения, направленные на обучение детей пользоваться сохранными анализаторами - через все образовательные области, беседы об увиденном. | Тифлопедагог Воспитатель |
2.10 Взаимодействие участников образовательного процесса
Направления работы по осуществлению комплексного подхода в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения | |
Специалисты | Задачи |
Врач-офтальмолог | 1.Обследование и наблюдение за состоянием зрительных функций. 2.Рекомендации по зрительным нагрузкам. 3.Назначение аппаратного лечения. 4.Общая оценка состояния зрения детей |
Дефектолог | 1.Развитие и совершенствование зрительного восприятия. 2.Развитие осязания и мелкой моторики. 3.Развитие и совершенствование навыков детей по использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. 4.Формирование зрительно-пространственной ориентации. 5.Формирование предметных представлений. 6.Развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи. 7.Развитие предметно-практических действий. 8. Осуществление предаппаратной подготовки. |
Логопед | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие мелкой моторики. 3.Коррекция звукопроизношения (постановка, дифференциация, автоматизация). 4.Формирование связной речи. 5.Работа над слоговой структурой речи. 6.Развитие лексико-грамматических категорий. |
Психолог | 1.Формирование социальной адаптации 2.Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях. 3.Формирование игровых умений и способов совместного взаимодействия в игре |
Воспитатель | 1.Обучение детей получению информации об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов 2.Развитие познавательных интересов детей. 3.Развитие предметных представлений 4.Развитие ориентировки в пространстве 5.Развитие мелкой моторики 6. Развитие внимания и памяти |
Инструктор по физвоспитанию | 1.Развитие ориентировки в пространстве и координации движений. 2.Исправление физических нарушений у детей (осанка, недостатков в координации движений, ориентировки в пространстве и др.) 3.Развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия) 4.Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.) 5. Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой |
Музыкальный руководитель | 1.Преодоление вторичных отклонений в двигательной деятельности, в координации, точности и скорости движений. 2.Посредством специальных упражнений развить и усовершенствовать приемы ориентировки в пространстве. 3.Развитие зрительного анализатора. |
2.11 Содержание вариативной части программы
Приоритетные направления | Содержание | Основные программы |
Здоровьесбережение | Двигательная деятельность, профилактические мероприятия, нетрадиционные формы оздоровления, закаливание. | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014) |
Безопасность | Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи. Проведение бесед с детьми по правилам дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах. |
2.12 Приоритетное направление учителя-дефектолога
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – важный период его дальнейшего развития. В дошкольном возрасте развивается и формируется его личность. Сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития в дошкольном возрасте. Это особенно важно для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у ребенка формируется механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к функционированию в окружающем мире без зрительного контроля.Актуальность данной темы обусловлена и определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер жизнедеятельности, что важно для социализации и интеграции в окружающий мир.
Ребенок большую часть информации получает благодаря зрению. Ребенок с нарушением зрения нуждается в получении информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств: остаточное зрение, слух, осязания, обоняние, вкус. Благодаря им, ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного. Осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Развитие осязание хорошая основа для развития мелкой моторики .
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно – практической деятельности. Такие виды детской деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, помогают связи рука – глаз.
Проблема развития мелкой моторики наиболее успешно решается на занятиях по ИЗО, так как именно данная двигательная деятельность способствует сенсомоторному развитию, то есть согласованности в работе органа зрения и рук, а так же совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики рук.
Мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Дети отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Отставание в развитии мелкой моторики рук препятствует овладению детьми навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции мелкими предметами, дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть практическими действиями. Все это создает психологический дискомфорт, отрицательно влияет на развитие личности в целом.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнят задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Развивая мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышаем работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
III. Организационный раздел
3.1 Циклограмма работы
Дни недели | Форма работы |
Понедельник 9.00-13.00 | 9.00 - 9.25 -НОД «Социально-бытовая ориентировка» (1 подгруппа). 9.30 -10.00 - организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме 10.10 – 10.35 - индивидуальная работа в режимных моментах 10.45-11.10 - НОД «Социально-бытовая ориентировка» (2 подгруппа). 11.10 – 12.00 - организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме 12.00-13.00 - индивидуальная работа в режимных моментах |
Вторник 8.00-12.00 | 8.00 -8.30 - индивидуальное консультирование родителей 8.30 – 9.30 - организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме 9.35 – 10.00 - индивидуальная работа в режимных моментах 10.10 – 10.35 - НОД «Развитие зрительного восприятия» (1 подгруппа). 10.45 – 11.10 - НОД «Развитие зрительного восприятия» (2 подгруппа). 11.20 – 12.00 организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме |
Среда 9.00-13.00 | 9.00 – 9.30- организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме 9.35 – 10.10 - индивидуальная работа в режимных моментах 10.10 – 10.35 -НОД «Ориентировка в пространстве» (1 подгруппа). 10.45 – 11.10 -НОД «Ориентировка в пространстве» (2 подгруппа). 11.20 – 12.00 - организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме 12.00 – 13.00 - индивидуальная работа в режимных моментах |
Четверг 14.00-18.00 | 14.00 – 15.00 - организационно-методическая работа (подготовка к педагогическим советам, семинарам, консультациям, консультации для педагогов) 15.00 – 15.40 - индивидуальная работа в режимных моментах 15.40 -16.05 -НОД «Развитие зрительного восприятия» (1 подгруппа) 16.15 – 16.40 - НОД «Развитие зрительного восприятия» (2 подгруппа) 16.50 – 18.00 -организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме |
Пятница 8.00-12.00 | 8.00 -8.30 - индивидуальное консультирование родителей 8.30 – 9.30 - организованная образовательная деятельность в индивидуальной форме 9.35 – 10.00 - НОД «Социально-бытовая ориентировка» (1 подгруппа). 10.10 – 10.35 - НОД «Социально-бытовая ориентировка» (2 подгруппа) 10.45 – 12.00 - индивидуальная работа в режимных моментах |
3.2 Психолого-медико-педагогический консилиум
Необходимым условием качественной реализации коррекционно-образовательной программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего времени ее реализации. С этой целью тифлопедагог осуществляет и курирует взаимодействие между всеми специалистами и педагогическими работниками, участвующими в коррекционно-образовательном процессе.
Координационная деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения и направлена:
-
на защиту прав и интересов ребенка; -
комплексную диагностику детей; -
обсуждение промежуточных результатов коррекционно-развивающего воздействия; -
анализ динамики развития детей; -
корректировку содержания занятий и их формы; -
разработку рекомендаций для дальнейшей работы; -
консультирование педагогов, родителей и других участников образовательного процесса; -
профилактическую работу.
ПМПк функционирует в соответствии с планом работы образовательного учреждения.