Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Система коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с нарушением зрения

1-15 сентября. Сбор анамнеза, наблюдение за детьми в режимные моменты. Диагностика развития детей с нарушением зрения. Заполнение документации учителя – дефектолога.

15 сентября – 15 мая. Индивидуально-коррекционная работа, подгрупповая организованная образовательная коррекционная деятельность с детьми.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и совместной деятельности взрослого и ребенка:

 оказание детям со зрительной патологией помощи по формированию специальных способов деятельности во время занятий с педагогами;

 развитие навыков ориентировки на улице;

 работа по совершенствованию навыков СБО (социально -бытовая ориентировка):

а) культурно-гигиенические навыки;

б) навыки самообслуживания;

в) коммуникативные навыки.

 оказание коррекционной помощи по овладению игровыми навыками; - предаппаратная подготовка;

 работа в режиме зрительных нагрузок (по Л.А. Григорян). Организационно - методическая работа тифлопедагога:

 координирование медико-педагогического взаимодействия;

 осуществление координации коррекционной и воспитательной работы (планирование, анализ, заполнение журналов коррекционного взаимодействия);

 консультирование педагогов по организации, определению коррекционной направленности непосредственно образовательной деятельности;

 подготовка рекомендаций педагогам.

1-2 рабочие недели января - промежуточная диагностика детей.

15– 31 мая. Итоговая диагностика развития детей. Заполнение документации.

2.5 Содержание коррекционной работы

Коррекционная работа осуществляется в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной в процессе непрерывнойобразовательной деятельности (НОД), совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей, а также предполагает привлечение родителей (законных представителей) к решению коррекционно-развивающих и реабилитационных задач.

Коррекционно-развивающая работа реализуется в рамках следующих образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;

  • «Познавательное развитие»;

  • «Речевое развитие»;

  • «Художественно-эстетическое развитие»;

  • «Физическое развитие».


В рамках НОД проводятся следующие коррекционные занятия:

  • Развитие зрительного восприятия.

  • Ориентировка в пространстве.

  • Социально-бытовая ориентировка.

  • Развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях «Социально-бытовая ориентировка».

Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях «Развитие зрительного восприятия», «Ориентировка в пространстве», «Развитие осязания и мелкой моторики».

Образовательная область «Физическое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством применения здоровьесберегающих технологий, таких как, зрительная гимнастика, физкультурная минутка и т.д.

Образовательная область «Речевое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством формирования семантической стороны речи, активизации речевой деятельности детей, развития речи как средства общения и культуры.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством развития ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

«Структура коррекционно-образовательного процесса»

Совместная образовательная

деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность

Коррекционно-образовательная деятельность в режимных моментах

Подгрупповое и индивидуальное занятие с использованием игровых методов,

коррекционные развивающие игры и упражнения, сюжетно-ролевая игра, экскурсия, наблюдение, решение проблемных ситуаций.

Решение коррекционно-образовательных задач в ходе режимных моментов, индивидуальная коррекционная работа.

Деятельность ребенка в разнообразной, предметно-развивающей и игровой среде.

Решение образовательных задач в семье, посредством:

- еженедельных рекомендаций тифлопедагога по закреплению дидактической темы,

- участия в совместных образовательных

проектах.


Совместная деятельность тифлопедагога и детей осуществляется как в виде непосредственно коррекционно-образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, коммуникативной, продуктивной) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения рабочей программы и решения конкретных коррекционно-образовательных задач.

Коррекционные занятия тифлопедагога проводятся с учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу при работе с детьми, имеющими нарушения зрения:

  • - каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность;

  • - распределение учебной нагрузки на занятии соответствует зрительным возможностям и уровню психического развития ребенка;

  • - обязательно проведение зрительной гимнастики с использованием игр и упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия зрительного и мышечного утомления, независимо от темы занятия;

  • - широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов; осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности ребёнка с нарушением зрения.

«Развитие зрительного восприятия»

На занятияхпоразвитию зрительного восприятия работа направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий.

Особое внимание уделяется обучению детей умению выделять признаки опознания предметов, опознавать предметы в разных модальностях. Проводится работа по умению читать «зашумленные» изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия (при наличии неполного изображения предмета, в условиях заслоненности одного предмета или его изображения другим, сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении и др.).


На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия используются следующие упражнения:

  • обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий;

  • формирование понятий «цвет», «форма», «величина», называние эталонов цвета, формы и величины точным словом;

  • выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии;

  • сериация величины по убыванию (каждый раз выбирать самый большой из оставшихся), возрастанию (каждый раз выбирать самый маленький из оставшихся); цвета – по насыщенности;

  • группировка эталонов и предметов (цвет, форма, величина);

  • соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине

  • дифференциация сходных форм

  • узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении;

  • узнавание предмета в модальностях (с разных точек зрения, в стилизованном изображении);

  • опознание контурных изображений по деталям;

  • выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля;

  • совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью;

  • узнавание целого по части;

  • составление целого из частей предметного, силуэтного, сюжетного изображений (разрезные картинки, аппликация);

  • анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики.

«Социально-бытовая ориентировка»

На занятиях по социально-бытовой ориентировке при обследовании предмета необходимо подключать все виды чувствительности для формирования более точных и полных предметных представлений. Целесообразно научить детей способам целенаправленного восприятия, последовательного обследования (по алгоритму, плану-символу) объектов окружающей действительности, приучая ребенка активно получать и уточнять информацию о себе и своих сенсорных возможностях, о предметах и явлениях реального окружения. Для развития навыков социально-бытовой ориентировки важно научить детей действовать с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам, на основе овладения приемом сравнения. Занятия по социально-бытовой ориентировке невозможны без развития мыслительной деятельности: анализируя, сравнивая, обобщая, классифицируя, ребенок тем самым обогащает свои представления. При использовании соотнесенной речи в процессе формирования предметных представлений, у ребенка обогащается словарь, развивается образная речь.


Упражнения, используемые на занятиях по социально-бытовой ориентировке:

  • поэтапное обследование объекта (натуральный объект, муляж, игрушка, иллюстрация, сюжетное изображение) по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических и тактильных ощущений;

  • выделение частей объекта, их формы, величины, цвета, пространственного взаимоположения;

  • определение свойств и качеств объекта;

  • определение назначения объекта;

  • поэтапное обучение приемам деятельности с объектом;

  • группировка, классификация, обобщение, выделение лишнего;

  • сравнение, нахождение отличий;

  • составление описательных рассказов, загадок.

«Ориентировка в пространстве»

На занятиях по ориентировке в пространстве следует формировать точные пространственные представления, уточнять представления о предметах окружающего мира. Большое место уделяется обучению ориентироваться на основе представлений, расширению практического опыта ориентировки в окружающем.

Одной из основных задач, характерных для этого вида коррекционного занятия, является формирование у детей с монокулярным характером зрения нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. На занятиях по развитию восприятия глубины пространства большое место отводится формированию измерительных навыков в малом и большом пространстве, развитию точности восприятия. Развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе дает возможность переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве, способствует формированию способов социально-адаптивного поведения.

Наиболее продуктивными упражнениями по развитию навыков ориентировки в пространстве будут:

  • измерение удаленности объектов (расстояния) практическими способами: прохождение шагами, пальцами руки, условной меркой, выкладывание мелким материалом, шнуром и др.;

  • прослеживание взором движений катящихся объектов;

  • восприятие удаленности с помощью слуха;

  • моделирование удаленности пространства на подставках с прорезями (заслоненность) и перфорированных досках;

  • построение изображений по законам перспективы (наложение контуров, уменьшение величины объекта, расположение на плоскости в соответствии с его удаленностью);

  • упражнения на бросание, метание, прокатывание и т.д.

  • обследование пространства и выделение пространственных признаков относительно разных точек отсчета;

  • восприятие предметов с различных точек зрения;

  • узнавание объектов окружающего по информативным признакам на полисенсорной основе;

  • узнавание и называние направлений относительно себя, относительно предмета;

  • оценка взаимоположения объектов;

  • моделирование пространства на макете (мелкие игрушки, декорации), на перфорированной доске (предметные и силуэтные изображения предметов на штырьках, детали мозаики), на фланелеграфе (предметные и силуэтные изображения, заместители, символы) и др.;

  • составление и чтение планов, схем;

  • составление рассказов о маршруте движения.