Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4 Система коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с нарушением зрения
1-15 сентября. Сбор анамнеза, наблюдение за детьми в режимные моменты. Диагностика развития детей с нарушением зрения. Заполнение документации учителя – дефектолога.
15 сентября – 15 мая. Индивидуально-коррекционная работа, подгрупповая организованная образовательная коррекционная деятельность с детьми.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и совместной деятельности взрослого и ребенка:
оказание детям со зрительной патологией помощи по формированию специальных способов деятельности во время занятий с педагогами;
развитие навыков ориентировки на улице;
работа по совершенствованию навыков СБО (социально -бытовая ориентировка):
а) культурно-гигиенические навыки;
б) навыки самообслуживания;
в) коммуникативные навыки.
оказание коррекционной помощи по овладению игровыми навыками; - предаппаратная подготовка;
работа в режиме зрительных нагрузок (по Л.А. Григорян). Организационно - методическая работа тифлопедагога:
координирование медико-педагогического взаимодействия;
осуществление координации коррекционной и воспитательной работы (планирование, анализ, заполнение журналов коррекционного взаимодействия);
консультирование педагогов по организации, определению коррекционной направленности непосредственно образовательной деятельности;
подготовка рекомендаций педагогам.
1-2 рабочие недели января - промежуточная диагностика детей.
15– 31 мая. Итоговая диагностика развития детей. Заполнение документации.
2.5 Содержание коррекционной работы
Коррекционная работа осуществляется в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной в процессе непрерывнойобразовательной деятельности (НОД), совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей, а также предполагает привлечение родителей (законных представителей) к решению коррекционно-развивающих и реабилитационных задач.
Коррекционно-развивающая работа реализуется в рамках следующих образовательных областей:
-
«Социально-коммуникативное развитие»; -
«Познавательное развитие»; -
«Речевое развитие»; -
«Художественно-эстетическое развитие»; -
«Физическое развитие».
В рамках НОД проводятся следующие коррекционные занятия:
-
Развитие зрительного восприятия. -
Ориентировка в пространстве. -
Социально-бытовая ориентировка. -
Развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях «Социально-бытовая ориентировка».
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях «Развитие зрительного восприятия», «Ориентировка в пространстве», «Развитие осязания и мелкой моторики».
Образовательная область «Физическое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством применения здоровьесберегающих технологий, таких как, зрительная гимнастика, физкультурная минутка и т.д.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством формирования семантической стороны речи, активизации речевой деятельности детей, развития речи как средства общения и культуры.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством развития ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
«Структура коррекционно-образовательного процесса»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность | Коррекционно-образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Подгрупповое и индивидуальное занятие с использованием игровых методов, коррекционные развивающие игры и упражнения, сюжетно-ролевая игра, экскурсия, наблюдение, решение проблемных ситуаций. | Решение коррекционно-образовательных задач в ходе режимных моментов, индивидуальная коррекционная работа. | Деятельность ребенка в разнообразной, предметно-развивающей и игровой среде. | Решение образовательных задач в семье, посредством: - еженедельных рекомендаций тифлопедагога по закреплению дидактической темы, - участия в совместных образовательных проектах. |
Совместная деятельность тифлопедагога и детей осуществляется как в виде непосредственно коррекционно-образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, коммуникативной, продуктивной) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения рабочей программы и решения конкретных коррекционно-образовательных задач.
Коррекционные занятия тифлопедагога проводятся с учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу при работе с детьми, имеющими нарушения зрения:
-
- каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность; -
- распределение учебной нагрузки на занятии соответствует зрительным возможностям и уровню психического развития ребенка; -
- обязательно проведение зрительной гимнастики с использованием игр и упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия зрительного и мышечного утомления, независимо от темы занятия; -
- широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов; осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности ребёнка с нарушением зрения.
«Развитие зрительного восприятия»
На занятияхпоразвитию зрительного восприятия работа направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий.
Особое внимание уделяется обучению детей умению выделять признаки опознания предметов, опознавать предметы в разных модальностях. Проводится работа по умению читать «зашумленные» изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия (при наличии неполного изображения предмета, в условиях заслоненности одного предмета или его изображения другим, сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении и др.).
На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия используются следующие упражнения:
-
обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий; -
формирование понятий «цвет», «форма», «величина», называние эталонов цвета, формы и величины точным словом; -
выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии; -
сериация величины по убыванию (каждый раз выбирать самый большой из оставшихся), возрастанию (каждый раз выбирать самый маленький из оставшихся); цвета – по насыщенности; -
группировка эталонов и предметов (цвет, форма, величина); -
соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине -
дифференциация сходных форм -
узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении; -
узнавание предмета в модальностях (с разных точек зрения, в стилизованном изображении); -
опознание контурных изображений по деталям; -
выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля; -
совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью; -
узнавание целого по части; -
составление целого из частей предметного, силуэтного, сюжетного изображений (разрезные картинки, аппликация); -
анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики.
«Социально-бытовая ориентировка»
На занятиях по социально-бытовой ориентировке при обследовании предмета необходимо подключать все виды чувствительности для формирования более точных и полных предметных представлений. Целесообразно научить детей способам целенаправленного восприятия, последовательного обследования (по алгоритму, плану-символу) объектов окружающей действительности, приучая ребенка активно получать и уточнять информацию о себе и своих сенсорных возможностях, о предметах и явлениях реального окружения. Для развития навыков социально-бытовой ориентировки важно научить детей действовать с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам, на основе овладения приемом сравнения. Занятия по социально-бытовой ориентировке невозможны без развития мыслительной деятельности: анализируя, сравнивая, обобщая, классифицируя, ребенок тем самым обогащает свои представления. При использовании соотнесенной речи в процессе формирования предметных представлений, у ребенка обогащается словарь, развивается образная речь.
Упражнения, используемые на занятиях по социально-бытовой ориентировке:
-
поэтапное обследование объекта (натуральный объект, муляж, игрушка, иллюстрация, сюжетное изображение) по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических и тактильных ощущений; -
выделение частей объекта, их формы, величины, цвета, пространственного взаимоположения; -
определение свойств и качеств объекта; -
определение назначения объекта; -
поэтапное обучение приемам деятельности с объектом; -
группировка, классификация, обобщение, выделение лишнего; -
сравнение, нахождение отличий; -
составление описательных рассказов, загадок.
«Ориентировка в пространстве»
На занятиях по ориентировке в пространстве следует формировать точные пространственные представления, уточнять представления о предметах окружающего мира. Большое место уделяется обучению ориентироваться на основе представлений, расширению практического опыта ориентировки в окружающем.
Одной из основных задач, характерных для этого вида коррекционного занятия, является формирование у детей с монокулярным характером зрения нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. На занятиях по развитию восприятия глубины пространства большое место отводится формированию измерительных навыков в малом и большом пространстве, развитию точности восприятия. Развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе дает возможность переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве, способствует формированию способов социально-адаптивного поведения.
Наиболее продуктивными упражнениями по развитию навыков ориентировки в пространстве будут:
-
измерение удаленности объектов (расстояния) практическими способами: прохождение шагами, пальцами руки, условной меркой, выкладывание мелким материалом, шнуром и др.; -
прослеживание взором движений катящихся объектов; -
восприятие удаленности с помощью слуха; -
моделирование удаленности пространства на подставках с прорезями (заслоненность) и перфорированных досках; -
построение изображений по законам перспективы (наложение контуров, уменьшение величины объекта, расположение на плоскости в соответствии с его удаленностью); -
упражнения на бросание, метание, прокатывание и т.д. -
обследование пространства и выделение пространственных признаков относительно разных точек отсчета; -
восприятие предметов с различных точек зрения; -
узнавание объектов окружающего по информативным признакам на полисенсорной основе; -
узнавание и называние направлений относительно себя, относительно предмета; -
оценка взаимоположения объектов; -
моделирование пространства на макете (мелкие игрушки, декорации), на перфорированной доске (предметные и силуэтные изображения предметов на штырьках, детали мозаики), на фланелеграфе (предметные и силуэтные изображения, заместители, символы) и др.; -
составление и чтение планов, схем; -
составление рассказов о маршруте движения.