Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ№ «Д/С 401»

______Л.Г. Гончарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога

для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

на 2019- 2020 уч. г.

Николаевой Ирины Викторовны

Новосибирск, 2019

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Характеристика детей с нарушением зрения

1.3. Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной работы по пяти областям для детей старшего дошкольного возраста

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1.2. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1.3. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1.4. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1.5. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

2.2. Организация предметно-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

2.3. Рекомендованные игры для детей старшего возраста по пяти областям

2.4. Система коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе с нарушением зрения

2.5. Работа с семьями детей с нарушением зрения

2.6. Содержание коррекционной работы (описание форм, способов, средств реализации программы)

2.7. Работа воспитателя и тифлопедагога для детей с нарушением зрения

2.8. Разграничение функций тифлопедагога и воспитателя в процессе работы по лексическим темам

2.9. Поэтапная работа тифлопедагога и воспитателя по лексическим темам

2.10. Взаимосвязь и описание работы специалистов

2.11. Содержание вариативной части программы ООП МКДОУ д\с № 401

2.12 Приоритетное направление учителя-дефектолога

III. Организационный раздел

3.1. Циклограмма работы учителя-дефектолога

3.2. Работа психолого-медико-педагогического консилиума

3.3. Режим группы

3.4. Максимально допустимая образовательная нагрузка на воспитанников в неделю

3.5. Список детей старшей группы

3.6. Система динамики развития детей

3.7. Тематические планирование на 2019-2020 уч.г.

3.8. Перспективное планирование учителя-дефектолога по работе с педагогами ДОУ


3.9. Перспективное планирование учителя – дефектолога по работе с родителями на 2019 – 2020 учебный год

3.10. Паспорт кабинета

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа базируется на адаптированной основной образовательной программе МКДОУ «Детский сад № 401 г. Новосибирска».

Программа разработана для детей с нарушениями зрения. Содержание рабочей программы выстроено в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014) и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной (2003г). Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно -правовой базы дошкольного образования, запроса родителей.

Целью Программы является обеспечение гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями зрения.

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, в том числе их эмоционального благополучия;

  • создания благоприятных условий развития детей с нарушениями зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

  • всестороннее развивать все психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников с нарушением зрения. Формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.

  • формировать умения получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.

  • Развивать умение детей, использовать получаемую полисенсорную информацию в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

Рабочая программа опирается на принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с дошкольниками с учетом их возрастных, индивидуальных, специфических (зрительных) особенностей.



Актуальными при работе с детьми дошкольного возраста являются:

  • принцип гуманизацииипедагогического процесса – определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;

  • принцип развивающего обучения – способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;

  • принцип индивидуального подхода – предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка с нарушением зрения, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;

  • принцип воспитывающегообучения – отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка с ОВЗ, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;

  • принцип научностиобучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания.

Слияние коррекционно–педагогического и лечебно– восстановительного процессов является основным принципом работы комбинированной группы для детей с нарушениями зрения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей.

Нормативно-правовой основой данной программы являются:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;

4. Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».


5.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

6. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И. Плаксиной

1.2Характеристика детей с нарушением зрения (ФРЗ)

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями.

Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции:

  • гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции;

  • разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее;

  • нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение);

  • амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы.

Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности происходят на суженной сенсорной основе.

Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:

  • умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;

  • в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;

  • в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации;

  • освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.


Для детей с нарушением зрения характерны некоторые особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.

Особенностями социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушением зрения выступают: определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др.), воздействующие на состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивости, раздражительности, чрезмерной возбужденности
и др.).

Особенностями познавательного развития дошкольников c ФРЗ выступают: недостаточные полнота, дифференцированность, тонкость и точность образов восприятия; недостаточная познавательная активность; речь и уровень речевого (его достаточность или недостаточность) развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществление познавательных действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: развитие зрительных умений и навыков, восприятия и представлений, создание востребованной ребенком с нарушением зрения особой предметной среды, повышающей и развивающей его зрительный потенциал; трудности зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового; компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения