Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенностями физического развития детей с ФРЗ выступают: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие), низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др.; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа), неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр; трудности формирования навыков правильной ходьбы (с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательная активность, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.

Особенностями художественно-эстетического развития детей с ФРЗ выступают: трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов; недостаточность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и других предметов и объектов действительности; трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.


Дошкольники с ФРЗ имеют как особенности развития процесса зрительного восприятия, так и особенности его протекания в психической деятельности.

К особенностям развития зрительного восприятия при нарушениях зрения следует отнести:

  • замедленность (в сравнении с нормально видящими сверстниками) развития процесса зрительного восприятия;

  • трудности развития механизмов зрительного восприятия: 2-го уровня функционального механизма (функциональная деятельность высших отделов) вследствие слабости 1-го уровня (зрительные функции); операционного и мотивационного механизмов восприятия;

  • объем и качество овладения сенсорными эталонами и их системами, период становления перцептивных действий у детей с нарушением зрения не совпадают с таковыми у нормально видящих; степень и характер нарушения зрения, выступая негативными факторами, обуславливают разную временную характеристику длительности (растянутости), недостаточность объема и качества составляющих операционный механизм восприятия;

  • трудности и некоторое отставание в формировании представлений как образов памяти сенсорных, предметных, пространственных, социальных;

  • неравномерность развития разных сторон зрительного восприятия, обеспечивающих ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую деятельности;

  • бедность чувственного опыта;

  • возникновение особых сенсорно-перцептивных потребностей;

  • некоторые трудности развития свойств восприятия;

  • несовершенство зрительных образов в условиях их спонтанного формирования;

  • зависимость развития зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей от коррекционно-педагогического сопровождения, организации и осуществления лечебно-восстановительного процесса в их единстве.

Особенностями процесса зрительного восприятия у детей с нарушением зрения выступают:

  • cниженные скорость и объем зрительного восприятия, их определенная зависимость от степени и характера функционального расстройства зрения и/или структурной сложности объекта восприятия;

  • затрудненность формирования полного, точного, тонкого, детализированного образа восприятия, особенно сложного по структуре и пространственной ориентации, представленного на зашумленном фоне;

  • трудности формирования сенсорных эталонов и недостаточный уровень развития всех типов сенсорно-перцептивных действий (действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования), что снижает способность к тонкой и точной дифференциации воспринимаемого;

  • потребность в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной деятельности;

  • успешность процесса восприятия (точность и быстрота опознания) амблиопичным глазом (амблиопия средней и тяжелой степеней) во многом зависит от оптико-физических характеристик объекта восприятия, условий, в которых решается задача на зрительное восприятие.



1.3.Возрастные особенности детейс нарушениями зрения 5-6 лет.

Восприятие цвета

Дети испытывают затруднения в узнавании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния от предмета) заданного цвета; в локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте. Детям со зрительной патологией трудно определить насыщенность оттенки, светлоту предметов. Дети часто ошибаются при группировке предметов по нескольким сенсорным признакам (цвет и форма; цвет и величина и т. д.). Дети мало используют или вообще не используют в речи такие понятия: «цвет», «оттенок».

Восприятие формы

На пятом году жизни у детей с нарушением зрения не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов с формой реальных предметов и их изображений. С низкой остротой зрения труднее соотнести форму предметов в рисунках. Дети с монокулярным характером зрения испытывают большие трудности при соотнесении формы объемных предметов, чем рисунков. Словесное обозначение геометрических фигур у детей с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими дошкольниками находятся на уровне младшего дошкольного возраста. При соотнесении формы предметов с геометрическими эталонами дети выполняют задания медленно, долго присматриваются к фигурам, определяют форму целого по форме его частей, путают предметы треугольной и прямоугольной формы.

Восприятие величины

У детей 5-6 лет также, как и в младшем дошкольном возрасте наблюдается рассогласованность в действиях глаза и руки, в результате чего не происходит слияния зрительного и осязательного образов при овладении всеми сенсорными эталонами, втом числе и величины. Детям сложно узнавать и называть различные параметры величины предметов. Из-за ограниченных возможностей зрения дети испытывают трудности при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру.

Восприятие пространства

Дети 5-6 лет в большинстве случаев справляются с заданием по ориентировке с точкой отсчета от себя, знают и называют словесные направления микро и макропространства, но испытывают трудности в определении сторон стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела. Допускают ошибки по ориентировке в пространстве с помощью схем, в составлении простейших планов. Многие дети при расположении предметов-схем не используют всей поверхности листа, рисуют неточно – в правом или левом нижнем или верхнем углу, смещают схему к середине.


Мелкая моторика

Дети с депривацией зрения старшего дошкольного возраста гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляются с выполнением различных заданий; многим детям тяжело рисовать, лепить, вырезать ножницами, наклеивать на бумагу вырезанные фигуры, работать со шнуровкой и т.д. Движения рук у них скованные, неуверенные, линии в рисунках бледные, неровные, часто прерывистые, детали для аппликации вырезаны неровно, с оторванными краями, наклеены на бумаге небрежно.

Формирование предметных представлений

У детей 5-6 лет с нарушением зрения наблюдается обеднение предметно-практического опыта, представления об окружающем у детей неполные, фрагментарные, характерен вербализм. Уровень развития представлений у детей со зрительной депривацией ниже, чем у их сверстников с нормальным зрением, они нередко допускают ошибки при определении целого по его части и при опознании зашумленных объектов. При опознании зашумленных объектов дети воспринимают часть предмета как отдельный предмет.

В музыкальном развитии у детей с нарушениями зрения возникают трудности при ориентировке в пространстве и координации движений: они затрудняются в определении расстояния между предметами, их взаиморасположения, испытывают сложности в овладении предметно-практическими действиями. Отклонения в развитии чувства ритма выражается в несогласованности движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, что требует частого и многократного повторения одних и тех же элементов. Кратковременная память приводит к трудностям в запоминании текстов песен, узнавании знакомых мелодий, названии музыкальных произведений. Нечеткость зрительных образов искажает мимику, которая формируется по подражанию, делает ее несоответствующей ситуации. Поэтому дети часто неправильно проявляют свои эмоции и затрудняются в передаче игровых образов.

В физическом развитии детей со зрительной патологией в большинстве случаев выявляется нарушение осанки. Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Показателисердечно-сосудистой системы несколько выше нормы. У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложности формирования основных параметров в ходьбе, беге прыжках, метании, лазании, координации движений, равновесии, ориентировки в пространства.