Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Развитие осязания и мелкой моторики»
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики проводятся с целью формирования у дошкольников с нарушениями зрения представлений о предметах окружающего мира и компенсаторных способов оперирования ими на основе тактильно-двигательных ощущений.
Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:
-
Обогащать представления детей о себе и своих возможностях. -
Развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов и оперирования ими. -
Формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью осязания. -
Формировать приемы активного осязания при восприятии предметов и их изображений. -
Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие. -
Развивать ориентировку в пространстве и умение оперировать предметами на основе осязания и суставно-мышечных ощущений. -
Формировать умение использовать осязание и мелкую моторику в процессе практической деятельности.
Основными структурными компонентами коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики являются: развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов; формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов; формирование осязательного обследования и восприятия предметов; формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; формирование умения использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности.
Виды деятельности, используемые на занятиях по развитию осязания и мелкой моторики:
-
различные виды массажа рук, в том числе с использованием предметов; -
упражнения для рук и пальцев, пальчиковые игры, выполняемые в разном темпе и ритме, с большими, средними и малыми амплитудами; -
игровые упражнения для развития движений руки, кистей и пальцев рук, в основу которых положена система осязательных движений (движение рукой, кистью руки в различных направлениях, вытягивание, сгибание, сжатие руки; различные противопоставления пальцев большому пальцу, отдельных пальцев друг другу и ладони; группировка пальцев для подражания движениям, которые необходимы при употреблении предметов и др.); -
обследование формы, величины, осязательных характеристик, конфигурации предмета путем обхвата кистью руки обведения контура объекта рукой или пальцем с прослеживанием взглядом движений руки; -
использование пальца, ладони, руки в качестве условных мерок; -
осязательный контроль действий путем приложения, наложения предметов; -
ранжирование предметов с учетом их осязательных качеств и свойств; упражнение в установлении сериационных рядов их трех объектов по зрительно-тактильному образцу; -
выполнение упражнений, игровых действий с разнообразными предметами при активном использовании осязания, способствующих развитию контрольно-корректировочных действий (зрительно-осязательный, осязательный контроль) в процессе оперирования с предметами (приложение, наложение, совмещение, нанизывание и т.п.).
Методы и приёмы обучения детей с нарушением зрения
Методы | Приемы |
Наглядный | Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые |
Информационно-рецептивный | Совместная деятельность педагога и ребенка |
Репродуктивный | Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу |
Практический | Придумывание вариантов дидактических упражнений и игр |
Словесный | Краткое одновременное описание и объяснение дидактических упражнений |
Проблемного обучения | Творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений |
Исследовательский | Самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов |
Соревновательный | Нахождение неординарных решений для достижения цели, выполнение знакомых упражнений в быстром темпе |
Проблемного обучения | Творческое использование готовых знаний, самостоятельное их добывание |
Специальные приёмы обучения
Специальные приемы организации обучения(алгоритмизация деятельности, использование схем, знаков, символов; расчленение изобразительной или другой информации на части, фрагменты и поэтапное её предъявление; предъявление информации в упрощённом варианте, лишённом второстепенных деталей и др.). При организации занятий используются приёмы чередования и сочетания зрительной и слуховой, изобразительной и речевой деятельности. Для снятия зрительного и мышечного утомления, повышения работоспособности детей предусматривается проведение специальной гимнастики.
Приёмы, обеспечивающие доступность информации для детей с нарушением зрения(использование компенсирующих возможностей сохранных анализаторов: подключение осязания, слуха, обоняния, двигательного анализатора; снижение сложности и детализации учебного материала, унификация изобразительных пособий, увеличение цветовой насыщенности изображений, контрастности изображения изучаемых объектов, выбор оптимальной масштабности их подачи и др.).
Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудованиядля облегчения восприятия, и формирования полных представлений об объектах.
Использование информационно-коммуникационных технологий
Для детей с нарушениями зрения компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром.
Преимуществом использования ИКТ в работе с детьми с нарушениями зрения является:
-
использование игровой формы обучения; -
возможность выбора предоставляемой ребёнку информации; -
имитация экспериментов и сложных реальных ситуаций, с которыми ребёнок не сталкивается в повседневной жизни, но необходимых для систематизации и обобщения его представлений; -
визуализация абстрактной информации и динамических процессов; -
активизация полисенсорного воздействия, т.е. включение сохранных анализаторов, что, даёт возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; -
формирование специфических зрительно-моторных координаций; -
возможность познакомить ребёнка с новыми способами сбора информации; внедрение дифференцированного подхода к обучению, позволяющего приспособить процесс коррекционно-развивающей работы к индивидуальным особенностям ребёнка и темпам усвоения им материала; -
возможность дифференциации и индивидуализации обучения (предоставление материала в доступной для ребёнка форме); -
возможность повторения одного и того же задания до получения положительного результата; -
объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции; -
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; -
расширение возможности самоконтроля; -
формирование сотрудничества между ребёнком и тифлопедагогом.
Здоровьесберегающие технологии:
-
режим динамической смены поз; -
специальные офтальмотренажеры -
физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях в виде зрительных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.; -
обучение грамотной заботе о своем здоровье, охране зрения и -
формированию культуры здоровья детей с нарушениями зрения; -
мотивация детей к ведению здорового образа жизни; -
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья. -
обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологическое самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; -
создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
2.6 Работа с семьями детей с нарушением зрения
Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с нарушениями зрения. Родители воспитанников являются полноправными участниками оздоровительного, коррекционного и образовательного процессов. Тесное сотрудничество с семьей является одним из главных условий успешной помощи детям.
Формы взаимодействия тифлопедагога с родителями:
• выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;
• консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
• проведение для родителей индивидуальной и подгрупповой образовательной коррекционной деятельности, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;
• выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями учителя-дефектолога; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
• выставки детских работ;
• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.
2.7 Работа воспитателя и тифлопедагога для детей с нарушением зрения