Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Развитие осязания и мелкой моторики»

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики проводятся с целью формирования у дошкольников с нарушениями зрения представлений о предметах окружающего мира и компенсаторных способов оперирования ими на основе тактильно-двигательных ощущений.

Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:

  • Обогащать представления детей о себе и своих возможностях.

  • Развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов и оперирования ими.

  • Формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью осязания.

  • Формировать приемы активного осязания при восприятии предметов и их изображений.

  • Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие.

  • Развивать ориентировку в пространстве и умение оперировать предметами на основе осязания и суставно-мышечных ощущений.

  • Формировать умение использовать осязание и мелкую моторику в процессе практической деятельности.

Основными структурными компонентами коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики являются: развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов; формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов; формирование осязательного обследования и восприятия предметов; формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; формирование умения использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности.

Виды деятельности, используемые на занятиях по развитию осязания и мелкой моторики:

  • различные виды массажа рук, в том числе с использованием предметов;

  • упражнения для рук и пальцев, пальчиковые игры, выполняемые в разном темпе и ритме, с большими, средними и малыми амплитудами;

  • игровые упражнения для развития движений руки, кистей и пальцев рук, в основу которых положена система осязательных движений (движение рукой, кистью руки в различных направлениях, вытягивание, сгибание, сжатие руки; различные противопоставления пальцев большому пальцу, отдельных пальцев друг другу и ладони; группировка пальцев для подражания движениям, которые необходимы при употреблении предметов и др.);

  • обследование формы, величины, осязательных характеристик, конфигурации предмета путем обхвата кистью руки обведения контура объекта рукой или пальцем с прослеживанием взглядом движений руки;

  • использование пальца, ладони, руки в качестве условных мерок;

  • осязательный контроль действий путем приложения, наложения предметов;

  • ранжирование предметов с учетом их осязательных качеств и свойств; упражнение в установлении сериационных рядов их трех объектов по зрительно-тактильному образцу;

  • выполнение упражнений, игровых действий с разнообразными предметами при активном использовании осязания, способствующих развитию контрольно-корректировочных действий (зрительно-осязательный, осязательный контроль) в процессе оперирования с предметами (приложение, наложение, совмещение, нанизывание и т.п.).



Методы и приёмы обучения детей с нарушением зрения

Методы

Приемы

Наглядный

Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые

Информационно-рецептивный

Совместная деятельность педагога и ребенка

Репродуктивный

Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу

Практический

Придумывание вариантов дидактических упражнений и игр

Словесный

Краткое одновременное описание и объяснение дидактических упражнений

Проблемного обучения

Творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений

Исследовательский

Самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов

Соревновательный

Нахождение неординарных решений для достижения цели, выполнение знакомых упражнений в быстром темпе

Проблемного обучения

Творческое использование готовых знаний, самостоятельное их добывание

Специальные приёмы обучения

Специальные приемы организации обучения(алгоритмизация деятельности, использование схем, знаков, символов; расчленение изобразительной или другой информации на части, фрагменты и поэтапное её предъявление; предъявление информации в упрощённом варианте, лишённом второстепенных деталей и др.). При организации занятий используются приёмы чередования и сочетания зрительной и слуховой, изобразительной и речевой деятельности. Для снятия зрительного и мышечного утомления, повышения работоспособности детей предусматривается проведение специальной гимнастики.


Приёмы, обеспечивающие доступность информации для детей с нарушением зрения(использование компенсирующих возможностей сохранных анализаторов: подключение осязания, слуха, обоняния, двигательного анализатора; снижение сложности и детализации учебного материала, унификация изобразительных пособий, увеличение цветовой насыщенности изображений, контрастности изображения изучаемых объектов, выбор оптимальной масштабности их подачи и др.).

Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудованиядля облегчения восприятия, и формирования полных представлений об объектах.

Использование информационно-коммуникационных технологий

Для детей с нарушениями зрения компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром.

Преимуществом использования ИКТ в работе с детьми с нарушениями зрения является:

  • использование игровой формы обучения;

  • возможность выбора предоставляемой ребёнку информации;

  • имитация экспериментов и сложных реальных ситуаций, с которыми ребёнок не сталкивается в повседневной жизни, но необходимых для систематизации и обобщения его представлений;

  • визуализация абстрактной информации и динамических процессов;

  • активизация полисенсорного воздействия, т.е. включение сохранных анализаторов, что, даёт возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

  • формирование специфических зрительно-моторных координаций;

  • возможность познакомить ребёнка с новыми способами сбора информации; внедрение дифференцированного подхода к обучению, позволяющего приспособить процесс коррекционно-развивающей работы к индивидуальным особенностям ребёнка и темпам усвоения им материала;

  • возможность дифференциации и индивидуализации обучения (предоставление материала в доступной для ребёнка форме);

  • возможность повторения одного и того же задания до получения положительного результата;

  • объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

  • расширение возможности самоконтроля;

  • формирование сотрудничества между ребёнком и тифлопедагогом.


Здоровьесберегающие технологии:

  • режим динамической смены поз;

  • специальные офтальмотренажеры

  • физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях в виде зрительных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

  • обучение грамотной заботе о своем здоровье, охране зрения и

  • формированию культуры здоровья детей с нарушениями зрения;

  • мотивация детей к ведению здорового образа жизни;

  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологическое самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

  • создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

2.6 Работа с семьями детей с нарушением зрения

Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с нарушениями зрения. Родители воспитанников являются полноправными участниками оздоровительного, коррекционного и образовательного процессов. Тесное сотрудничество с семьей является одним из главных условий успешной помощи детям.

Формы взаимодействия тифлопедагога с родителями:

• выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;

• консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

• проведение для родителей индивидуальной и подгрупповой образовательной коррекционной деятельности, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;

• выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями учителя-дефектолога; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

• выставки детских работ;

• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

2.7 Работа воспитателя и тифлопедагога для детей с нарушением зрения