ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Т мъ временемъ Султанъ-ходжа воспрянулъ духомъ,
ііізіободрился, наскоро собралъ войска ы бросился съ ними
на Оыара.
Въсраженіи наЧирчик Султанъ-ходжа потерп лъ по-
раженіе, б жалъ и былъ во время пресл дованія взятъ въ
пл нъ. Омаръ вступилъ въ Ташкентъ, ио не съум лъ вос-
пользоваться своей поб доп, ибо назначилъ правителемъ
Ташкента не кого-либо изъ свопхъ людей, а младшаго бра-
та Султанъ-ходжи, Хамутъ-ходжу. Едва только Омаръ усп лъ
выстушіть пзъ Ташкента, направляясь обратпо въ Кокаиъ,
какъ Хамутъ-ходжа сиова атаковалъ его меладу Ташкентомъ
п Чпрчикоыъ. Отбросилъ Хамутъ-ходжу съ болыпимъ уро-
номъ для посл дняго, Омаръ двинулся на Ніазбекъ г), обло-
жилъ его п взялъ посл одноднеішой осады. Какъ только
в сть о паденіи Ніазбека дошла до Ташкента, среди та-
мошняго населенія распространилась паника и оно потребо-
вало отъ ходжеи заключенія ыира съ Омаромъ.
Омаръ прннялъ посольство, но отв тилъ ему, что за-
ключитъ миръ въ томъ только случа , если Хамутъ-ходжа
лично явится къ нему съ повинною.
На сл дуіощій же день свиданіе это состоялось. Ха-
мутъ-ходжа былъ оставленъ въ Ташкент правителемъ, при-
знавшимъ вассальскую зависимость отъ кокандскаго хана, a
Омаръ, забравъ военную добычу, не исключая и н котораго
числа пл нныхъ, необходимыхъ для декораціи возвращав-
шихся изъ похода войскъ, направплся черезъ Еирсучп въ
Коканъ, гд былъ очень ыилостиво принятъ Алимъ-хаяомъ,
давшимъ ему въ вид награды маргеланскій вилаетъ.
Въ это время въ Андішан правилъ Рахмань-Кулъ-бій,
съ матерпноіі стоізоны дядя Алпмъ-хана и Омаръ-бека.
Вскор посл назначенія Оыара въ Маргеланъ, онъ
задумалъ жениться на дочери Рахманъ-Еула, Магляръ-Апм-ь.
Распорядптелемъ по свадьб былъ назпаченъ Маасумъ-
ханъ-ходлга; въ Маргелан опъ былъ встр ченъ съ болыпіі-
ІІИ почестямп Оыароыъ, и въ Апдижап Рахманъ-Кулъ-біемъ.
^ Приміьчаніе. Ніагъ-бекъ считается стратегическимъ ключемъ
Ташкенгя, такъ какъ вб.іизп его иаходится ндчало т хъ главиьиъ арЬІ-
вовъ когорые іштаюіъ Ташкенті) водою.
— 88 —
Тоішественпая свадьба, сопроіюждаішіаяся продоли.мі-
тельпымп празднестиаші, состоялась въ Лпдилхан , гд мо-
лодые прожилпеще около полутора ы слца и зат мъ тольііМ)
пере хали въ Маргелапъ.
Мен е ч ыъ черезъ годъ у Омара родплся псрвыіі его
сыпъ Мухамедъ-Алп (или сокрапі;. Мадалп).
Черезъ п сколько времени посл свадьбы Омарт.-бска,
Алпыъ-ханъ сноБа р шплъ предіірипять походъ иа Ура-тюбс
или, в рп е, на Махмудъ-хаііъ-ходя у, упорно отказываіз-
шаго пріізнать падъ собою власть кокандскаго хапа.
(Авторъ Мунтахабъ-ут-Тава^уйхъ, котораго въ дапномъ
зі ст цитируетъ п Мулла-Авазъ-Матъ, говорптъ, что это
былъ уже дв надцатый по счету походъ Алпыа па Ура-тюбе
п что о проыеліуточныхъ онъ умалчпваетъ едішствеипо йзъ
боязнп утомить читателя одиообразіемъ оппсанія. Въ дру-
голъ м ст , а именно въ конц своей псторіп Бухары, тотъ
Лхе авторъ ув ряетъ, что вс хъ походовъ Алпмъ - хапа на
миогост рададыюе Ура-тюбебьіл Q 15)./""
Бъ течепіи трехъ днеи джарчн (глашатые) повсюду
объявляли ханскіп приказъ о томъ, что каждып, способпып
носить орун;іе п им ющііі его, за уклонепіе отъ похода бу-
дстъ казненъ, а пмущество его конфпсковано ^.
Быступпвъ изъ Кокана съ громадныкъ отрядомъ, че-
резъ три дня Алимъ-ханъ былъ въ Ходжент , а отсюда въ
одинъ переходъ дошедъ до Ура-тюбе и обложплъ городъ.
Иа сл дующій же день, одновременно съ разграблеиіемъ
окрестностей, началась и осада кр пости.
Пушкн и манджаныки были подвезеіш къ ст намъ на
возыолшо блпзкое разстояніе п расположены въ одпу лііпію
') ІІрим чаніе. Объявлспіе подобнаго рода прнказовг, съ кото-
рыми мы встр чаеліся и значите.іыю поздніе Алвмъ-хана, указыпаетъ
на то, съ какой пеохотой шли въ мало-мальскв герьезііыіі походъ хаи-
скія войска, состоявшія главиымъ опіазомъ изъ мвлиціи или земскаго
оиолченіл, сзывавшагося лишь no ш р ііадобности, и ІІЗКЪ трудпо 6ы-
вало подъ часъ хаиамъ того врсмепи собрать бол е или меп е зиачптель-
иый отрядъ. Ike это паііомипаетъ ті.хъ древпе-руоокпхъ бояръ и дво-
рянъ, которые въ свое время говорили: адац Богъ Царю служпть, а саб-
ла не выішіать».
— 89 —
на ходжентской дорог , а п хота и кавалерія расположшшсь
по ихъ флангамъ, изъ которыхъ правымъ комапдовалъ Омаръ,
а Л ІІЫЫЪ Шахъ-рухъ, старшій сынъ Алиыъ-хана.
Посл крайне педостаточной кононады, не усп въ обіза-
лить въ ст н даже и пезначительной бреши, въ полдень
того же дня Алимъ-ханъ повелъ войска на штурмъ, по
былъ отбитъ, понесъ бодъшія потери и отступилъ въ лагерь.
Осада Ура-тюбе затянулась и продолжалась 1§_дн£Д,
въ теченіи которыхъ ироизошло нижесл дующее. Во пер-
иыхт,, изъ Джизака на іюмощь Махмудъ-ханъ-ходж выс-
тупилъ Гаджабъ-бекъ-Датха съ 1000 нукеровъ; дорогою боль-
іпая часть его людей разб лсалась, прослышавъ о ТОІГЬ, ЧТО
иодъ Ура-тюбе дерутся не на шутку; когда Раджабъ соединился
съ Махыудъ-ханомъ, то приведенный иыъ . отрядъ состоялъ
вссго пзъ 100 челов къ; т мъ неыен е поддержка эта ока-
залась въ высшей степени полезной и главныыъ образомт,
въ нравственномъ отношеніи, такъ какъ ободренные ура-
тюбинцы нашли возможнымъ продержаться еще н сколько
дней, въ теченіи которыхъ Алимъ-ханъ началъ уже было
сомн ваться въ возможности скораго и дешеваго усп ха. Во
вторыхъ. посл прихода въ Ура-тюбе Раджабъ-бека отъ
Алимъ-хана б жалъ его главнокомандующій (амйръ-ляш-
керъ) Тулё-бай-Мирза.
На восемнадцатый день осады Махмудъ-ханъ-ходжа,
терп вшій крайній недостатокъ въ провіант и фураж и
не иы вшій уже бол е возможностп держаться, выслалъ къ
Алиму пословъ съ предложеніемъ мира.
(Бпосл дствіи Махмудъ-ханъ-ходжа разсказывалъ, что
во вреыя осады лепегака стоила сто.гько-оке, сколько и че-
лов ческая душа, что ыпогіе питались древесной корой и
что когда одинъ изъ его нуверовъ притащилъ ему откуда-то
ы шокъ пшеницы, то онъ обрадовался ему больше, ч мъ
если бы это былъ м шокъ драгоц нныхъ камней).
Алимъ-ханъ припялъ посольство и согласился на за-
ключеніе мпра въ томъ случа , если Махыудъ-ханъ выш-
летъ къ неыу на поклонъ своего младшаго брата Турё-ханъ-
ходжу съ Шукуръ-Али-Токсабой и еще н сколышми ліщами
изъ бухарской зпати и выдастъ Тулё-бай-Мпрзу. Махыудъ-
ханъ-ходлса, находившійся въ безвыходномъ положепіи, испол-
ІІІІЛЪ требоваиіс Алимъ-хапа.
— 90 —
Туле-бай-Мирг.а no приказанію Алима былъ зар зап ,
а Турё-ханъ-ходліа и Шукуръ-Алп-Токсаба были сослаші
па житье въ Коканъ.
Впосл дствіи Махмудъ-ханъ неоднократно и публично
говорилъ, что выдача Тулё-бай-Мирзы навсегда легла по-
зорнымъ пятномъ на немъ и на его потоыств .
По заключепіи мира Алимъ-ханъ отступплъ въ Ход-
жентъ, пропировалъ таыъ бол енед ли и зат лъ возвратпл-
ся въ Коканъ.
Хамутъ-ходжа, оставленнын Омаромъ въ Ташкент въ
качеств правителя этого вилаета, подвластнаго кокаидскоііу
хану, видя себя, во первыхъ, значителъно удаленнымъ отъ
Еокана, а во вторыхъ, до н которой степени забытымъ, бла-
годаря войналгъ. съ Ура-тюбе, сталъ открыто отказывать
Алимъ-хану даже и въ наружнсшъ повиновеніи.
Тогда Алимъ собралъ войска н двпнулся на Ташкентъ.
Узйавъ объ этомъ движеніи, Хамутъ-ходжа сначала пе-
ретрусилъ было. но потомъ оправился и р шилъ принять
ераженіе.
Отряды встр тилисъ между Ташкентомъ и Чирчикомъ;
ташкентцы были разбиты, а Хамутъ-ходжа, бросивъ семыо
и имущество, съ н сколышми нукерами б жалъ въ Бухару.
Ташкентъ былъ занятъ Алимомъ и преданъ разграбленію,
продолжавшежуся въ теченіи трехъ дней. На четвертый депь,
посл того какъ былъ отданъ ханскій прпказъ о прекраще-
ніи баранты (грабежа), жители, спасавшіеся отъ смерти и
пасилій б гствомъ въ окрестности Ташкента, стали понеыно-
гу собираться, а дня черезъ два-трц заатн йшіе изъ нихъ
явилпсь съ подарками на поклонъ къ хану.
Ташкентскимъ хакимомъ былъ назначенъ Сеидъ-Алп-
бекъ; при немъ оставлено н сколько кокандскихъ чпновпи-
ковъ и неболыпой отрядъ, а Алимъ-ханъ съ остальными
войсками возвратился въ Коканъ.
И въ туземныхъ исторпческихъ сочігаеніяхъ, и въ
устныхъ народныхт. ттреданіяхъ Алимъ-ханъ, получившій отъ
парода прозвища: ширъ-гаімнъ (лютый тигръ), Алимъ-залгшъ
(Алпмъ-жестокій) и т. п. описывается какъ правитель крайне
властолюбивый, строгій до жестокости, страшный не толь-
ко для нсдруговъ, но даже и для его собственныхъ в р-
—•91 —
ныхъ слугъ, далеко не всегда ум вшихъ и МОГШЙХЪ удовле-
творить его не р дко крайнпмъ требованіямъ.
Вм ст съ т мъ Хакимъ-хапъ-Турё (авторъ Мунта-
хабъ-Эль-Таварйхъ, хорошо знавшій Алимъ-хана по разска-
г.ам-ь отца своего, Маасуыъ-ханъ-ходжи, постоянно находив-
шагося при Алим въ теченіи всего его царствованія) ув -
ряетъ, что, не смотря на вс свои недостапш, Алиыъ-ханъ,
во первыхъ, былъ ие такъ безчелов ченъ, какъ говорило ігро
него большинство ыало знавшихъ его современниковъ; во
вторыхъ усп лъ въ своей жизни сд лать не мало и добрыхъ,
и толковыхъ д лъ и, наконецъ, въ третьихъ, отличался той
особепностью, что нер дко поступки его отнюдь не могли
пазываться выраженіемъ его внутренняго я. Это посл днее
было сл дствіемъ крайней вспыльчивости и бол зненнон нерв-
иости Алима. Хакимъ-ханъ-Турё свид тельствуетъ, что пп-
кто не ум лъ награя^дать такъ, какъ Алимъ и въ тоже вре-
мя отъ самой широкой милости онъ могъ мгновенно пере-
ходить къ самому неистовоыу гн ву, а зат мъ, иногда въ
непродолжительномъ лге времени, къ искреннему, д тски
чистосердечному раскаянію въ своей несдержанности.
Все это указывало преладе всего на ненормальное со-
стояніе нервной системы, но ни приближеннымъ, ни народу
до этого, разум ется, никакого д ла не было, а потоыу съ
теченіеыъ времени Алимъ-хана возненавид ло большипство
и т хъ, и другихъ.
Причины этой ненависти въ обоихъ случаяхъ (т. е. въ
отноіпеиіи и народа и приближенныхъ) были совершенно
одинаковы. Алимъ былъ до крайности властолюбивъ, что въ
связи съ оеобенностяыи характера д лало его нер дко жес-
токнмъ; Алимъ любилъ войну, а въ ней не вид ли никакой
прелести остальные, въ глазахъ которыхъ завоевателышя
стремленія хана были не бол е какъ личной забавой посл д-
ияго, забавой, которая для народа неприносила не только
никакихъ выгодъ, но даже вызывала еще и ыассу непропз-
водительныхъ тратъ временв, средствъ, а нер дко и челов -
ческихъ жизней; наконецъ Алимъ, стремясь держать все въ
струн , врывался со своими распоряяіеніями и м ропріятія-
ми въ такіе интимные уголки народной ЖІІЗНІІ, до которыхъ
раньше его не касался ин одинъ изъ правителей Ферганы,
•
— 92-—
Это посл днее сд лало Алима въ представлеішг иарод-
наго ума тираноыъ, не смотря иа то, что миогія изъ его
распоряженій отнюдь ничего подобнаго не заслул.-иваліг. (Рап-
сужденія эти принадлежатъ не ын , а автору Мунтахабг-
ут-Тава/рйхъ, откуда я и беру ихъ почтп ц ликомъ, доба-
вивъ лпшь устпыми комментаріями п которыхъ туземцевъ,
хорошо знакомыхъ съ исторіей Алимъ-хана).
Въ подтвержденіе того, что народъ былъ не совс ыъ
правъ, давая такія прозвища, какъ тиранъ, ширъ-гаранъ,
Алимъ-залймъ и т. п., Хакиыъ-ханъ-Турё приводитъ и ко-
торые факты изъ государственной, такъ сказать, д ятель-
ности Алішъ-хана.
Такъ напр., вь Ферган (также, разум ется, какъ и въ
другихъ частяхъ Средней Азіи) благодаря крайнему нев л;е-
ству не только черни, но даже и высшаго туземнаго обще-
ства того времени, пм лось не ыалое число проходішцевъ,
которые, странствуя изъ города въ городъ, изъ кишлака въ
кишлакъ и прикрываясь ролыо пропов дниковъ и наставнп-
ковъ народа въ правилахъ истинио-мусульманской в ры, БО-
казывали народу разные фокусы, называвшіеся ими чудеса-
ми, выдавали себя если не за святыхъ, то по меныпей м р
за праведниковъ и самымъ наглымъ образомъ эксплуатиро-
вали народъ, выманивая отъ него вс ыи силами и неправ-
дами добровольныя приыошенія. Узнавъ о появленіп новаго
такого пропов дника и чудотворца, Алимъ-хапъ требовалъ