ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(Раиыъ-бій-Аталыкъ былъ представителемъ рода Ман-
гытъ въ Бухар и польвовадся таыъ вліяніемъ несравненио
ббльшіімъ 'ц) о, которымъ располагали вс современиые ему
эмпры. Вм ст съ т мъ Раимъ-бій-Аталыкъ былъ и назван-
иыыъ отцо&ъ Ирдана-бія).
Получивъ это приглашеніе, Ирдана отправнлся съ вой-
сками навстр чу Аталыку черезъ Ходжентъ, а отсюда ира-
мой дорогой, мпнуя Ура-тюбе, иъ Замйиу, соединившись
зд сь, оба отряда двииулись на Ура-тюбе и остановились,
пе много не доходя до него, яа урочищ Абъ-чабыкъ. На дру-
гой ліе день утромъ была начата осада, продолжавшаяся
п сколько дней. Пазыль-бій, терп вшій крайній недостатокъ
въ съ стныхъ припасахъ и фураж , былъ уже совс мъ бли-
зокъ къ гибели, когда его выручилъ старый пріятель, Хис-
сарскій хакимъ Мадъ-Аминъ, изв стный за свою хитізость
ы пронырлпвость подъ именемъ Мадъ-Аминъ-Шайтана и на-
ходившійся въ это время въ войскахь Раимъ-бій-Аталыка.
Мадъ-Аыинъ написалъ отъ чужаго имени два письма: одпо
изъ нихъ подослалъ Ирдан , а другое Раимъ-бію. Получивъ
эти шісьыа, иазваиные отецъ н сынъ разсорились и, яе же-
лая бол е вид ть другъ друга, разошлись въ разныя сто-
роиы: одинъ напраішлся къ Ходжепту, а другой въ Заминъ.
Во время отступленія Ирданы въ Ходжентъ поднялся
пыльный буранъ (явленіе очеиь частое въ этой м стіюсти);
вм ст съ т мъ Мадъ-Амшгь б жалъ отъ Раимъ-бій-Ата-
лыка и присоединился къ Пазыль-бію (въ Yjia-Tiooe). Оба
подъ прикрытіемъ бурана бросились на отстуііавпіаго Ирдану,
захватили въ пл нъ массу кокандцевъ и отрубили большей
• части ихъ головы, изъ которыхъ тутъ же - была сооружена
такъ пазыв, кальлн-минаім (шірамида изъ головъ).
Самъ Ирдана едва усп лъ б жать въ Коканъ. Черезъ
и сколько дией Раимъ-бій-Аталыкъ оиять возвратился къ
Ура-тюбе, а Пазыль-бій. и Мадъ-Аыинъ б жали въ Хиссаръ.
Раимъ-бій направился по ихъ пятамъ, взялъ городъ съ боя
и иредалъ его разграбленіго. Хиссарскіе жители въ вид
уміілостивительной ліертвы выдали Раимъ-бію Мадъ-Амииа.
который иемедленпо же былъ казненъ на базарной площадп,
а ІІазыль-бій посл разпыхъ прігключеиій благополучно воз-
вратищся въ Ура-тюбв.
— 66 —
Потерп въ пораженіе между Ура-тюбе и Ходжентоыъ
и лишь съ болыцимъ трудомъ добравшись до Кокана, Ирдана-
бій д ятелыю принялся зд сь за сборъ новыхт, войскъ и че-
резъ п сколько м сяцевъ снова отправился на Ура-тюбс.
Въ сражеиіи на урочищ Акъ-су Пазыль-бій былъ раз-
битъ и б жалъ въ горы. Говорятъ, что во время этого сра-
женія, Ирдана-бій, дравшійся на рави съ прочіши, собст-
венноручио зарубилъ 18 челов къ; въ 19-тый разъ онъ про-
махнулся іі съ такой силой ударилъ саблей по своеп ло-
шади, что отрубилъ ей половину головы.
Пл нные уратюбипцы были перебиты, а изъ ихъ головъ
Ырдана вел лъ сложить повую кальлк - минару. (Мулла-
Авазъ-Матъ, авторъ „Джаанъ-Наыа", говоритъ, что вид лъ
эту минару въ 1276 (1859) году).
По возвращеиіи Ирданы въ Еокапъ, Абдурахманъ-бекъ
(сынъ Абду-Керимъ-бія й двоюродный братъ Ирданы), им в-
ліій много причинъ опасаться за свое существованіе, б -
жалъ изъ Еокана, собралъ значительный отрядъ и укр -
пился въ Исфар . Долгое время между Ирданой и Абду-
рахманомъ шли непрерывныя почти междуусобныя войны.
Тогда Ирдана заблагоразсудилъ взять Абдурахмана хит-
ростію, для чего подкупилъ Иръ-Назара (по прозвищу Итъ-
Башъ—собачья голова), пользовавшагося особымъ дов ріемъ
Абдурахмаігь-бека. Иръ-Назаръ ув рилъ Абдурахмана, что
Ирдана желаетъ забыть существовавшія до сихъ поръ распри,
уговорилъ его хать въ Ёоканъ и помііриться съ ІІрдапой.
Абдурахманъ пов риль словамъ Иръ-Назара и отправился,
взявъ ст. собой старшую жену Ай-Джанъ-Аимъ :) и стар-
шаго ;ке сына Нарбуту. (Два другіс сына: Шахъ-рухъ и
Хаджи-бій были отъ второй жепы). Ирдаиа принялъ Абду-
рахмаиа очень ласково, но т мъ не мен е секрстпо вел лъ
нсмедленно же сго убить. Прпказапіе это было отдаио на-
ходившимся въ то время въ Кокан ходжеитскому хакиму
Абдурахманъ-бію и андижанскому Ирисъ-Кулъ-бію (Ирисъ-
Кулъ-бій былъ правпукъ Пазыль-аталыка и праправпукъ
Рустемъ-бія или, ивгачс, Хаджп-Султаиа. См. выше).
') Дочь Ли-Чучукъ (Кеиегаст. Аимъ) отъ ея псрваго брака съ
Л6д;-Равнъ>6іеиъ,
— 67 —
Ночыо убійцы, послашше біями, зар зали и Абдурах-
мапа и Ай-Джаиъ-Аішъ. Нарбута спасся благодаря тому
только, что былъ въ эту роковую почь у своей бабушки,
Ай-Чучукъ-Аимъ ').
Узнавъ о смерти Абдурахманъ-бека (пасынка по вто-
роыу ыужу, Абду-Керимъ-бію) и Ай-Длсанъ-Аимъ (родиой
ея дочери отъ Абду-Раимъ-бія), Ай-Чучукъ-Аимъ забрала съ
собой Нарбуту и своего родного сына Хакимъ-Турё и ію-
сп шпо б жала съ ними ЕЪ родственникамъ въ Шахрисябзъ,
боясь, чтб Иіздана не ограничится убійствомъ одного только
Абдурахмана, а захочетъ истребить все вообще потомство
Абду-Керимъ-бія.
Въ то вреыя Шахрисябзомъ правилъ Рустемъ-бекъ. Оиъ
обласкалъ б глецовъ, далъ имъ средства къ жизни, устроилъ
ихъ при ссб и даже помогъ старух получить часть на-
сл дства, оставшагося отъ отца ея, Ибраимъ-Аталыка.
(Вскор изъ Кокана б нгалъ въ Сама2жапдъ и Хаиъ-
ходя;а. дядя Ирданы съ материной стороны, тоже опасав-
шійся за свою неприкосновенность. Ханъ-ходжа поселился
въ Дахбид при Муса-ханъ-Ишан ).
Черезъ четыре года посл ихъ б гства изъ Кокана, сынъ
Ай-Чучукъ-Аимъ, Хакимъ-Турё, отправился въ Дахбидъ п
поселился тамъ у своего родственника Муса-ханъ-Ишана, a
Ай-Чучукъ-Аимъ и Нарбута пере хали на житье въ Ура-
тюбе къ Пазыль-бію. Зд сь Ыарбута про?кіілъ два года к
сдружился за это время съ сыиомъ Пазыль-бія, Худояромъ.
Зат мъ ІІрдапа, не им вшіп сыновей, отозізалъ Нар-
буту въ Коканъ и оыред лилъ ему м сто жительства въ
кишлак Кара-Тюбе (около Кокана).
Ирдана-бій умеръ въ 1192 (1778) году. Отъ него оста-
лось пять дочерей. 1 ^
1) ІЗъ цослЬдиіе годы жизнп Лпду-Керимъ-бія, когда опъ пересе-
лилоя у;і;е въ Ходжентъ, сюда же э.мпгрировалъ изъ Самарканда Артукъ-
Ходжа-Ишавъ. смвъ Абдуллъ-Меджидъ-Ходжи. Лбду-!»ерймъ иринялъ
эііигранта очепь радушио и благоволилъ ему до копца своей жпзня.
Вцосл дотвіи, при Іірдан , Артукъ-Ходжа предіірвчялъ богомолье въ Ошъ
— 68 —
Узпавъ o CMejmi Ирдана-бія, убійцы Абдурахмаеъ-бека
(Ирисъ-Еулъ-бій—андижанскій хакимъ и Абдурахмапъ-бій—
ходжентскій) прі хадіг въ Кокаиъ и провозгласилн зд сь пра-
вителеыъ не Нарбуту, какъ это сл дов >ло-бьг, а Сулеймапъ-
бёка, сына Шады-бія, убитаго киргизами около Маргелана.
(Крайпе безпокойный челов къ вообще, Ирисъ-Кулъ-бій,
какъ потомокъ обиженнаго въ свое время Цазыль-Аталыка,
никогда не упускалъ случая ч мъ либо иасолить іютомству
Ашуръ-Кула).
Въ самомъ же неііродолжнтельномъ времеии Сулеііманъ
проявилъ такую жестокость, что противъ пвго составился
sai'OBop'b. 0 заговор этрмъ и нмеиахъ зоговорщііковъ пс-
мпогочисленные приверженцы сообщилн СЗулейману. Тотъ
передалъ обо всемъ этомъ своей лсеи и сталъ сов товаться
съ нею, какъ бы ему поумн е отд латься отъ крамолыга-
ковъ. Супруга, очевидно, не особенно благоволившая къ
Сулейману;, позвала одного изъ придворныхъ, Абдуллу-Куш-
бегй (братъ ходжентскаго хакима Абдурахманъ-бія) и со-
общила ему о замыслахъ своего мужа.
Тогда составился второй зоговоръ подъ предводительст-
вомъ Абдуллы. Сулеймана уговорили идти. въ виду смутъ,
съ войсками въ Ходжентъ. Черезъ н сколько дней ояъ вы-
ступилъ подъ вечеръ и остановился бивакомъ ие подалеку
отъ Кокана, на урочиш Арзыкъ-Тепе. Вечеромъ Абдулла-
Кушбеги пригласилъ бія къ себ въ гости, въ садъ, нахо-
дившійся на окраіш Кокана. Ночыо Сулеймаиъ былъ зд сь
убйтъ, усіі въ процарствовать въ Ферган всего три м сяца.
Ночыо же, всл дъ за смертію Сулейыана, Абдулла-Куш-
боги, гурумсарайскій хакимъ Утау-Бакаулъ и еще н сколько
челов къ кокандской зпати отправшшсь къ Нарбут съ пред-
ложеніемъ принять на себя управлепіе Ферганою. Нарбута
долго отказывался, отговарпваясь т мъ, что пользовапіе зд сь
верхоыюй властію представляетъ слишкомъ миого опасііос-
Ирдаиа обласкалъ Ншана у себя, въ Кокаиі;, и жеііи.ііъ его зд сь на