ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
роыъ обптали тейхи этого мазара. (Я не говорю ничего о
долин Касанъ-Су, такъ кавъ въ настоящее время опа пол-
ностыо отошла къ Чусіткому У зду; если же я выше и упо-
мяяулъ о Тіоізя-Кургап , то потому только, что онъ почтп
до ирихода сюда русскихъ былъ ы стомъ жительства Хакй-
мовъ, управлявшихъ тогдашшиімъ Наыавганскимъ вилаетомъ. \
Лишъ года за четыре до завоеванія мшй Фергаиы, въ Ha- \
манган была выстроена урда и сюда пере халъ нажитель-
ство Хакимъ. Номинально хакимомъ счптался тогда малол т-
п^г £HS2Lu^^^^5^xana Уішавъ-бекъ, а въ д йствнтелыюстп I
вилаетоыъ уііравлялъ Мулла Турды-Али). Пізоцессъ ос данія
кочевыхъ узбековъ шелъ зд сь наибол е усп шно по тремъ V
долпнаыъ: между Наукентомъ и Наманганомъ, между Науке-
' томъ и Чартакомъ и между Пишкораномъ и Ч&рт&кожъ,
всл дствіе чего около 100 л тъ тоыу назадъ вс три долины
эти были уже почти сшгошь, если не заселевы, то, по край-
ней ы р , возд лаиы. Т мъ временемъ, около 200 л тъ то-\
му назадъ, кочевншш Багиши (узбеки), п тогда уже сильно
нул>давшіеся въ зерновомъ хл б , по собственному своему
почину приступили къ соорул;енію громадной аішчной си-
стемы, орошаіов],ей тсперь ту равнину, которая лелштъ въ
границахъ: Нанай, Ахтамъ, Сафитъ-Булянъ, Мамай и с вер-
нЬе подножье горы Боспу. Когда, съ небольтнмъ сто л тъ
') Согласпо м атпаго предапія зд сь н когда жилъ святой отшель-
никъ, отр гаившійся отъ всего земпого и пе промышлявшій себ даже и-
пищи, такъ какъ ежедцевпо г,ь иеба къ пему свалявался нусоісъ хл бп,
что по персидски—ПщрйЩйнЪІ
— 26 —
тому назадъ, сюда пришли переселенцы изъ Туркестана и
Чимкента. основавшіе впосл дствіи Напай, Кукъяръ, Лхтатъ,
Лла-буку п др. селенія, то они нашлп значительную частъ
этпхъ арыковъ совершенно уже законченною.
Зд сь я попрошу читателя обратить его вниыаніе на
то обстоятельство, что большая часть существующпхъ нын
ирригаціонпыхъ системъ возникла въ недавнсмъ, сраииіітель-
но, времеЕіі и была сооруясена упбеками. 11оворя, что „ирри-
гаціи ііросуществовали (зд сь, пъ Фергап ) тысячел тія, въ
томъ числ самыя громадныя, п велпчественныя" (Очерки
Ферганской долины стр. 162), академикъ Мпддендорфъ д -
лаетъ большую ошпбку. Что прригація существовала зд сь
издревле, въ этомъ ііикто, конечно, пс сОіМіі вается. по т мъ
не мен е несомн нно так?ке п то , что Ферганскія иррп-
гаціонныя системы сізедннхъ в ковъ представліілп собой лпшь
частицу того, что ыы видимъ зд сь въ настоящее время.
На пеізвый- взглядъ можетъ показаться страннымъ, что
дикій, нев сть откуда вторгнувшійся сюда, кочевникъ—узбекъ
является зд съ; въ Ферган , въ ролп созидателя арычпыхъ
системъ.
Т мъ не меп е это такъ, во порвыхъ, а во вторыхъ
іш етъ и н которыя, хотя правда довольно сыутныя, объяс-
ненія. Въ т хъ же „очеркахъ Ферганскон долины" читаеыъ,
что авторъ ихъ вид лъ въ Восточной Сибири сл ды обшир-
ныхъ когда-то арычныхъ системъ, называемыхъ тамъ теперь
„ыонгольскими каналами" и им лъ случай уб диться въ
томъ, что н когда въ той стран , „откуда въ начал XIII
в ка, всемирный завоеватель Тимучинъ, подъ именеліъ Чин-
гизъ-хана, низринулся со своими неустанно кочевавшими ор-
дами на всю Средшою Азію и Восточную Европу поля
орошались, луга удобрялпсь". (Введеніе стран. 1—2). Я ска-
залъ уже раньше, что воспринимая отъ Таджика его зеліле-
д льческій и 2зеыеслешіый культъ, узбекъ по необходиыости
долженъ билъ ввести въ свой языкъ массу словъ, называя
ими т , вновь пріобр тениые, предметы, которыхъ у него преж-
де не было и которыхъ онъ, до появлепія его зд сь, по всей
в роятпости, даже никогда и нигд не видалъ. Н которыя
части одежды, большую часть глинянной посуды, плотничьи
инструменты, различныя части построекъ и т. п., все это
узбекъ началъ называть по персидски и въ тр-же время для
— 21 —
оросительнаго каиала онъ нашелъ свое узбекское названіе
арыкъ. Такія названія нашлись й для большей части другихъ
тсрмііпов7>? касаіощихся иіэригаціи; но адыішпстративное ли-
цо, зав дывающее распред леніеыъ арычной водьт, получило
Базваніе Мгірсіба. (Слово Мгірабъ состоитъ изъ: арабскаго
Эмиръ, сокращенпо Жг^а—повслитель и персидскаго абъ—
вода). Факты этого рода заставляютъ дуыать, чтосъарыками
узбекъ былъ знакомъ, въ большей или меныпеіі степеяи, го-
раздо ран е переселенія его въ Среднюіо Азію.
Итакъ около 100 л тъ тсшу назадъ болыпая часть оазп-
совъ нын шияго Намангаискаго У зда, за исключеніемъ са-
маго люднаго теперь, юлшаго, дошла уже (въ то время) до
значительной степепи своего развитія, параллельно съ чемъ
эксплуатація водъ, какъ Падша-аты, такъ равно Ппікранскихъ,
ІИуркеидскихъ, а главнымъ образомъ Наукентскихъ ключей,
достигла такихъ разы ровъ, что Ііаыанганъ, хотя и очень
медленно, но все таки разроставшійся, началъ мало по малу
ощущать недостатокъ въ вод .
Для бодьшей ясности излолгенія мш вернемся зд сь н -
сколько назадъ. Есть много основаній для того гфедположе-
нія, что въ первЬе время поселепія Агалыковъ на м ст
будущаго Намаигана, оии пользовались водою лишь Гаи-
станскихъ, Кара - палванскихъ и Саигистансішхъ ключей,
такъ какъ вода Наукеитскихъ ключей шла тогда по своему
естествепному руслу щ сторои Чартака п отд лялась отъ
верховій иын шняго Бай-арыка неболыпимъ водоразд ломъ;
впосл дствіи и всл дствіе или обсыханія части названныхъ
ключей, или ііросто въ виду увеличепія въ Наманган спроса
на ирригаціонную воду, выше упомяпутый водоразд лъ былъ
прокопанъ и въ Намангапъ была направлена часть Наукент-
СЕОЙ воды. Для того, что бы уб диться въ томъ, что вода
проведена изъ Наукеита въ Намангаиъ искуственно, стоитъ
только про хать по берегу Бай-арыка, между Радваномъ и
Наукентомъ, черезъ Яйк-Кургапъ.
Когда и к акь былъ coojiyateH'b этотъ каналъ ДОСТОВ ІЗ-
но не изв стно, но т мъ не ы.еБ е и по этому поводу су-
ществуетъ м стное народиое преданіе. (Въ старину на м -
ст Намангаиа на 10 обрывахъ жило 10 отшелышковъ, изъ
которыхъ паиболыпей святостыо отличались Хазрётъ-и-Ляп-
— 28 —
гаръ-Баба, старикъ, жившій на ы ст теперешняго мазара
того же имени, и другой, по моложе, Хазрётъ-и-Хызьіръ, на
м ст теперешняго квартала Ляббай - Тага. Однажды, чув-
ствуя иедостатокъ въ хорошей вод , Хазрётъ-и-Лянгаръ обра-
тился къ Хазрётъ-и-Хызыру съ возгласомъ: „Эй Хызыръ!"
на что тотъ отв чалъ: „Ляббай Тага?" (Что угодно дядень-
ка. Отсюда въ посл дствіи и названіе картала). Хазрётъ-и-
Лянгаръ сказалъ Хазретъ-и-Хызыру: „садись верхомъ на
палку и по зжай па с веръ; Богъ помои етъ теб привестп
оттуда воду". Хазретъ-и-Хазыръ с лъ верхомъ па свой по-
сохъ; онъ повлекъ его, привезъ і;ъ Наукеитскіімт. ключаыъ
и отсюда поверпулъ назадъ-, по сл ду, оставлеішому посохомъ
на земл , вода пришла изъ Наукентскихъ іаючей къ тому
ы сту, гд обитали отшельники).
По м р разростанія, какъ самого Наліавгана, такъ и
площади Еультурвыхъ земель, лежавшихъ выше его по те-
ченію Бай-аізыка, Намангапъ, ч мъ далыде, все болыпе п
больше сталъ терп ть отъ недостатка въ орошеніи.
Тогда рбратились къ р. Падша-ат и стали пользовать-
ся частью ея воды, приходившей сюда no арыку, которыГі
> ^ е т ъ ыимо Ходикента и 1'атара черезъ шіы-Курганъ, гд
* и соединяется съ Бай-арыкомъ; однако же, въ виду разроста-
нія оазисовъ, питавшихся исключительно р. Падша-ата, во-
да этой р чки и тогда давалась Наліангану лишь три раза
въ л то, каждый разъ на н сколысо дней.
Въ посл дніе годы передъ проведеніемъ Янги-арыка во-
да приходила въ Намапганъ изъ Наукентскихъ ключей по
очереди, черезъ каждые 8 дней. и её далеко нехватало для
потребностей населенія. *—»*!
Это заставило иодуыать о проведеніи сюда воды изъ
^ Нарына, т мъ бол е, что прим рами возможности такого
предпріятія служили существовавшіе уже тогда арыки Ханъ
и Зарбабъ. Кому принадлелштъ ишщіатива этого д ла, р -
шить довольно трудно, но большинство ув ряетъ, что на
проведеніи арыка настаивали и хлопотаыи у Омаръ-хана
черезъ тогдашняго Наманганскаго Хакиыа Сеидъ-Нулъ-бека
крупные веылевлад лыщ, поля которыхъ тогда, всл дствіи
недостатка въ вод , представляли собой 5-ти и бол е л т-,
ніе перелоги.
• і
r=_M-r=
Работы, порученпыя Сеидъ-Кулъ-Бекомъ Наманганско-ь^
му жителю Уста - Илянъ-баю, начались около 1235 (1819) Г^
года. Когда м сто вывода арыка изъ Наізына было ішбрано,
былъ отданъ ханскій приказъ о томъ, чтобы каждый домъ |
Наманганскаго вилаета въ теченіи всего времени работъ вы-
ставилъ по одному рабочему съ его харчами и кетменёмъ |'г
(мотыкой) на 15 дней и чтобы кром того н которое опре- \
д ленноо число такпхъ ;ке рабочихъ было выслано и осталь-
иымп ішлаетами ханства. (Въ дарствованіе Омара, Мадалй
и Худойра, щ)іі производстп подобиаго рода работъ, означен-
пая въ ханскомъ приказ иатуральная иовинпость переводи- •• *
лась въ вилаетахъ па дcпeжпyIO•, для этого, по общему чи-
слу рабочихъ дпен и существовавшиыъ і ішамъ на трудъ,
исчислялась сумма, подлелсащая уплат ея дапнымъ вилае-
томъ, раскладывалась н взималась съ важдагр двора вилаета,
посл чего адмиііистрація сама уже паниыала на работы
обыкновсниыхъ поденыциковт.. Такой способт, былъ признанъ
наибол е удобиымъ иотому; что во нерішхъ раскладка по-
вшшостп иъ вилаетахъ агогла быть произведспа съ болыпею
рамюм риостыо, а воиторыхь н который процентъ общей \^
суммы, схоливигей сь даппаго• вилаета, всегда прилппалъ къ
рукамъ, ссли нс самоги Хакіша, TO no крайпей м р низ-
шей, посредствующсй адміпіистраціи. Считато сокершенно
излишпимъ объяспять читателю на сколько выгодно было
для ханскаго правптельства сооружепіе арычпыхъ системъ,
т мъ, выше ошісашшмт,, способсшъ, котоііымъ он произво-
дились до поздн йшаго времени. Проведсніе арыка не сто-
ило хану ни гроша, а вм ст съ т мъ ожигшіло собою ц -
лыя палестииы бсзплодпой прежде зсмли, которая по м р
ся разработки и орошенія начігаала производить пшеницу,
джугару, ізпсъ и пр. продукты,, V, часть рожая_жш)рыхъ
поступала въ казиу долъ иметтемъ хврадоіса). Въ народной
памяти осталось очень немпого воспомнпапій о такомъ ве-
ликомъ для этой м стыости событіи, какъ нроведевіе Янгп-
арыка и несмотря на незпачительный промежутокъ времени,
протекшій съ начала назваиныхъ работъ, большая часть
этихъ немногихъ воспоміш;шій окутана уліе туманомъ ле-
гендарности. Такъ напр. разсказываютъ, что съ начала рабо-
ты шли на столько не удачно, что народъ порывался убить
3
30 —
. #
I Исянъ-бая, который песомн нно погибъ бы, если бы его не
выручилъ Хазрётъ-и-Хазьіръ (Хазрётъ—святой). Ночыо свя-
той явился во сн Исянъ-баю, вел лъ ему не падать духомъ
и об щалъ указать то направленіе, по которому сл дуетъ
вести арыкъ. Когда ыа утро Исянъ-бай вышелъ изъ своей
палатки на работы, онъ увид лъ ц лый рядъ особепнымъ
образомъ закрученныхъ пучковъ травы ; понявъ, что это
есть ни что иное, какъ указаніе Хазрётъ-Хазыра, яьивпіа-
гося ему ночью во сн , онь сталъ копать арыкъ по этимъ
закрученнымъ пучкамъ травы и впосл дствіи благополучпо