Файл: Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мотивационная), занятие-обсуждение, занятие-рассуждение, литературная и музыкальная гостиные.

При подготовке цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся с нарушениями зрения необходимо использовать разные формы представления материалов: издания рельефно-точечным шрифтом Брайля; цифровые аудиозаписи mp3, daisy; электронные форматы текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML; рельефные изображения и наглядные пособия. Следовательно, сценарии занятий должны быть разработаны с учетом зрительных возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения (подбор доступных заданий, тифлоинформационное, тифлотехническое и ассистивное сопровождение), а также с учетом офтальмо-гигиенических и офтальмо-эргономических требований.

При показе видеоматериалов представленные в цикле внеурочных занятий

«Разговоры о важном» необходимо включать тифлокомментирование (устное, письменное). Выбираемые цифровые сервисы и платформы должны быть доступны слепым и слабовидящим обучающимся. Интерфейс используемых программ должен обеспечивать возможность управления с помощью клавиатуры компьютера. При адаптации интерактивных заданиях для слепых и слабовидящих обучающихся необходимо использовать тифлоинформационные технологии (для слепых – под управлением программ невизуального экранного доступа «Jaws for Windows» и «NVDA», с помощью брайлевского дисплея; для слабовидящих – под управлением программ увеличения изображения на экране компьютера). Используемые графические объекты должны иметь подписи и сопровождаться подробными текстовыми комментариями.

Мотивационный блок занятия должен
включать:

  • работу, направленную на формирование положительной мотивации и пробуждение интереса к изучению материала;

  • выявление степени сформированности представлений об объектах и явлениях, относящихся к теме занятия;

  • коррекционную работу по формированию предметно-пространственных представлений, преодолению вербализма речи и развитию описательной речи.

В начальной школе интерактивные задания целесообразно заменить дидактическими играми с использованием натуральной наглядности, а также наглядных пособий специально созданных или адаптированных для обучающихся с нарушениями зрения. Отбор и использование интерактивных заданий в основной и старшей школе определяется уровнем тифлоинформационной и тифлотехнической компетентности обучающихся (навыки пользования цифровой техникой без визуального контроля и в условиях слабовидения).

При подборе дидактических игр, в том числе загадок необходимо руководствоваться степенью сформированности у обучающихся предметно- пространственных представлений и компенсаторных навыков. Например, вопрос

«Чем вертолет похож на стрекозу?» или описательная загадка о подводной лодке может вызвать у детей обоснованные затруднения. Визуализацию заданий и дидактических материалов на экране следует заменить устной речью учителя или индивидуальными карточками. Например, учитель задает вопрос или загадывает загадку, при правильном ответе обучающегося запускается аудиофайл с подробным описанием визуальных и прочих характеристик объекта, истории его возникновения, способов применения в жизни человека. При групповой

работе с текстом материалы предоставляются индивидуально каждому обучающемуся в доступном формате.

В заключении занятия учителю необходимо убедиться, что у обучающихся сложились точные и адекватные представления об изучаемых объектах и явлениях. Важно выяснить понятна ли обучающимся визуальная составляющая изученного материала. Для этого могут быть предложены специальные вопросы и задания («Опиши флаг Донецкой Народной Республики, России», «Что может быть изображено на открытке, которую ты подарил бы маме в день матери?»).


Рекомендациипосозданиюспециальных,

втомчислепсихолого-педагогических,условий

при проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»

сучастием обучающихсяснарушениямиречи

Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть реализован с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, особенностей их речевой и коммуникативной деятельности.

Цели и задачи данных занятий для обучающихся с нарушениями речи расширяются за счет постановки специфических коррекционных целей и задач:

  • расширение арсенала речеязыковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • развитие способности пользоваться устной и письменной речью в ходе различных социальных ситуаций.


В сценариях для начальной школы предусматривается сокращение и адаптация речевого материала. Для обучающихся первого года обучения по теме «День знаний» возможна замена речевого материала экскурсией по школьному зданию. Упрощение материала осуществляется также за счет исключения дат и сокращения количества географических названий. Кроме того, для обучающихся дополнительного первого и первого классов предусматриваются краткие ответы на вопросы, отсутствуют задания по составлению текстов.

В основной школе сценарий «День знаний» для 5-7 классов рекомендуется использовать и в 8-9 (10 дополнительный) с большим акцентом на профориентацию. Для всех обучающихся сценарии могут быть сокращены примерно на ⅓, поскольку требуется дополнительная «речевая» работа. Прежде всего за счет проведения предварительной словарной работы (количество вновь вводимой лексики не должно превышать 5-7 словарных единиц). Лексика, сложная для воспроизведения обучающимися, вводится в пассиве. Перед предъявлением видео или аудио материала (дикторский текст), проводится предварительная работа по активизации знаний у детей. После знакомства с текстом проводится работа по проверке уровня понимания. Для лучшего закрепления видео/аудио/печатный материал может быть предъявлен повторно для дальнейшей работы.

В сценариях должно быть предусмотрено формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно- повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

Мотивационный блок занятия в начальной школе может включать игровые