Файл: Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мотивационная), занятие-обсуждение, занятие-рассуждение, литературная и музыкальная гостиные.
При подготовке цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся с нарушениями зрения необходимо использовать разные формы представления материалов: издания рельефно-точечным шрифтом Брайля; цифровые аудиозаписи mp3, daisy; электронные форматы текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML; рельефные изображения и наглядные пособия. Следовательно, сценарии занятий должны быть разработаны с учетом зрительных возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения (подбор доступных заданий, тифлоинформационное, тифлотехническое и ассистивное сопровождение), а также с учетом офтальмо-гигиенических и офтальмо-эргономических требований.
При показе видеоматериалов представленные в цикле внеурочных занятий
«Разговоры о важном» необходимо включать тифлокомментирование (устное, письменное). Выбираемые цифровые сервисы и платформы должны быть доступны слепым и слабовидящим обучающимся. Интерфейс используемых программ должен обеспечивать возможность управления с помощью клавиатуры компьютера. При адаптации интерактивных заданиях для слепых и слабовидящих обучающихся необходимо использовать тифлоинформационные технологии (для слепых – под управлением программ невизуального экранного доступа «Jaws for Windows» и «NVDA», с помощью брайлевского дисплея; для слабовидящих – под управлением программ увеличения изображения на экране компьютера). Используемые графические объекты должны иметь подписи и сопровождаться подробными текстовыми комментариями.
Мотивационный блок занятия должен
включать:
-
работу, направленную на формирование положительной мотивации и пробуждение интереса к изучению материала; -
выявление степени сформированности представлений об объектах и явлениях, относящихся к теме занятия; -
коррекционную работу по формированию предметно-пространственных представлений, преодолению вербализма речи и развитию описательной речи.
В начальной школе интерактивные задания целесообразно заменить дидактическими играми с использованием натуральной наглядности, а также наглядных пособий специально созданных или адаптированных для обучающихся с нарушениями зрения. Отбор и использование интерактивных заданий в основной и старшей школе определяется уровнем тифлоинформационной и тифлотехнической компетентности обучающихся (навыки пользования цифровой техникой без визуального контроля и в условиях слабовидения).
При подборе дидактических игр, в том числе загадок необходимо руководствоваться степенью сформированности у обучающихся предметно- пространственных представлений и компенсаторных навыков. Например, вопрос
«Чем вертолет похож на стрекозу?» или описательная загадка о подводной лодке может вызвать у детей обоснованные затруднения. Визуализацию заданий и дидактических материалов на экране следует заменить устной речью учителя или индивидуальными карточками. Например, учитель задает вопрос или загадывает загадку, при правильном ответе обучающегося запускается аудиофайл с подробным описанием визуальных и прочих характеристик объекта, истории его возникновения, способов применения в жизни человека. При групповой
работе с текстом материалы предоставляются индивидуально каждому обучающемуся в доступном формате.
В заключении занятия учителю необходимо убедиться, что у обучающихся сложились точные и адекватные представления об изучаемых объектах и явлениях. Важно выяснить понятна ли обучающимся визуальная составляющая изученного материала. Для этого могут быть предложены специальные вопросы и задания («Опиши флаг Донецкой Народной Республики, России», «Что может быть изображено на открытке, которую ты подарил бы маме в день матери?»).
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
при проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
сучастием обучающихсяснарушениямиречи
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть реализован с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, особенностей их речевой и коммуникативной деятельности.
Цели и задачи данных занятий для обучающихся с нарушениями речи расширяются за счет постановки специфических коррекционных целей и задач:
-
расширение арсенала речеязыковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации; -
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; -
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -
формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; -
развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; -
развитие способности пользоваться устной и письменной речью в ходе различных социальных ситуаций.
В сценариях для начальной школы предусматривается сокращение и адаптация речевого материала. Для обучающихся первого года обучения по теме «День знаний» возможна замена речевого материала экскурсией по школьному зданию. Упрощение материала осуществляется также за счет исключения дат и сокращения количества географических названий. Кроме того, для обучающихся дополнительного первого и первого классов предусматриваются краткие ответы на вопросы, отсутствуют задания по составлению текстов.
В основной школе сценарий «День знаний» для 5-7 классов рекомендуется использовать и в 8-9 (10 дополнительный) с большим акцентом на профориентацию. Для всех обучающихся сценарии могут быть сокращены примерно на ⅓, поскольку требуется дополнительная «речевая» работа. Прежде всего за счет проведения предварительной словарной работы (количество вновь вводимой лексики не должно превышать 5-7 словарных единиц). Лексика, сложная для воспроизведения обучающимися, вводится в пассиве. Перед предъявлением видео или аудио материала (дикторский текст), проводится предварительная работа по активизации знаний у детей. После знакомства с текстом проводится работа по проверке уровня понимания. Для лучшего закрепления видео/аудио/печатный материал может быть предъявлен повторно для дальнейшей работы.
В сценариях должно быть предусмотрено формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно- повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
Мотивационный блок занятия в начальной школе может включать игровые