Файл: Разработка стратегии предприятия на примере ОАО «Могилевский мясокомбинат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 1015

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.6 SWOT- анализ на основе выявленных угроз, возможностей, сильных и слабых сторон.

Ключевым моментом при разработке стратегии предприятия является анализ внутренней и внешний среды.

Довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды является SWOT-анализ. Кроме того, SWOT-анализ позволяет разработать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие. При его проведении первоначально выявляются слабые и сильные стороны – это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе предприятия; а также возможности и угрозы – факторы внешней среды, которые благоприятствуют или препятствуют развитию и эффективному функционированию организации. Также необходимо установить связи между внутренними и внешними сторонами. Для этого составляется матрица SWOT из 4-х полей (таблица 6.1).

Результаты SWOT-анализа позволяют провести полномасштабную и достаточно объективную оценку конкурентной позиции предприятия в отрасли.

Однако вырабатывая стратегии необходимо помнить, что возможности и угрозы могут переходить в противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

Таблица 18 – Матрица «SWOT» для ОАО «Могилевский мясокомбинат»

Стороны

Возможности (В)

1) способность выходить на новые рынки сбыта

2) расширение ассортимента выпускаемой продукции

3) развитие системы маркетинга и увеличение рекламы

4) рост экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья

5) новые технологии производства

6) реализация инвестиционных проектов с целью организации производства нового технологического уровня

7) снижение издержек производства за счет оптимизации производственных процессов, реализации мероприятий по снижению материало- и энергоемкости продукции

Угрозы (У)

1. Естественное снижение покупательской способности и смещение спроса из ассортимента продукции с высоким ценовым уровнем к продуктам со средним ценовым уровнем;

2. Возможное сокращение затрат на разработку и продвижение новых видов продукции и новых марок;

3. Экономия на качестве ингредиентов, которая может привести к снижению качества продукции;

4. Сокращение ассортимента и инновационных решений в производстве.

Сильные стороны (СИ)

1. Выработка мясной продукции из натурального сырья высокого качества, где до минимума снижены различные добавки

2. Известная торговая марка

3. Многолетний опыт работы на рынке

4. Широкий ассортимент выпускаемой продукции

5. Доступные цены

6. Ориентация продукции на отечественного покупателя

7. Наработанные постоянные связи с потребителями

8. Реализация продукции крупным гипермаркетам, сетевым торговым объектам, комиссионерам

9. Выпускаемая продукция является продовольственным товаром, спрос на который характеризуется низкой эластичностью

10. Наличие ведомственных торговых объектов

11. Расширение ассортимента за счет новых видов продукции:

- с фиксированным весом;

- без добавок;

-в удобной упаковке с дизайном с длительными сроками реализации;

12. Высокий потенциал предприятия, складывающийся из производственной, кадровой и технической составляющих;

высококвалифицированные и опытные кадры управления, в том числе и инженерно-технические работники, имеющие значительный стаж работы на производстве.

13. Специальный транспорт для доставок продукции по желанию клиента

СИВ

Предприятию следует разрабатывать стратегию по использованию таких сильных сторон как:

- ориентация продукции на отечественного покупателя, что обеспечивает более высокий уровень рентабельности по сравнению с реализацией за пределы РБ;

- высокая репутация у потребителей, которая поддерживается безусловным качеством и выполнением договорных обязательств;

- высокая конкурентоспособность на внутреннем рынке;

- высокая конкурентоспособность на внешнем рынке в связи с высоким качеством производимой продукции и сравнительно актуальными ценами;

- удобное месторасположение

При этом предприятию стоит использовать возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции, способность выходить на новые рынки сбыта и возможность роста экспорта производимой продукции в страны ближнего зарубежья, а также реализовывать инвестиционные проекты с целью организации производства нового технологического уровня

СИУ

применение ресурсосберегающих технологий, снижение издержек производства на основе мяса, улучшение ее качества для повышения ценовой конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

-совершенствование и применение более гибкой ценовой политики;

- повышение технологического уровня производственных мощностей, глубокая переработка мяса, разработка новых технологий и оборудования для безотходной переработки мяса;

-обеспечение квалифицированными специалистами, в первую очередь технологов и инженеров;

-организация централизованных маркетинговых программ для комплексного изучения рынка с тем, чтобы выпуск продукции осуществлялся планомерно, в оптимальных объемах, в полной мере удовлетворялись потребности как внутренних, так и внешних покупателей.

Слабые стороны (СЛ)

1. Высокая степень зависимости от поставщиков сырья

2. Неустойчивое финансовое положение предприятия (нехватка собственных оборотных средств, низкий уровень рентабельности продукции)

3. Недостаточное количество сырья в собственной сырьевой зоне (свинина)

4. Уровень качества продукции не удовлетворяет запросам потребителей в полной мере

5. Большое количество времени занимает между разработкой новых видов и постановкой их на производство

6. Высокая себестоимость продукции

7. Неразвитость комплекса маркетинга

СЛВ

Предприятие должно преодолеть такие слабости как устаревшие технологии производства с применением в значительной степени устаревшего оборудования (как физически, так и морально) за счёт новых технологий производства.

Предприятию необходимо преодолеть неразвитость комплекса маркетинга за счёт таких возможностей как развитие системы маркетинга и увеличение рекламы, а также способности выходить на новые рынки сбыта.

Также необходимо преодолеть рост затрат на производство в связи с приближением цен на топливно-энергетические ресурсы к мировым используя возможность снижения издержек производства за счет оптимизации производственных процессов, реализации мероприятий по снижению материало- и энергоемкости продукции.

СЛУ

Организация должна разработать такую стратегию, которая одновременно позволит ей избавиться от слабостей и предотвратить нависшую над ней угрозу.


4. Таким образом, рассмотрев возможности ОАО «Могилевский мясокомбинат», его слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию на перспективу, при этом опираясь на цели организации.

На основе проведенного анализа предлагается применить стратегию концентрированного роста, направленного на развитие внутреннего рынка.

Эта стратегия устойчивая, ориентирует предприятие концентрировать прилагаемые усилия на уже существующих видах ведения бизнеса с дальнейшим их постепенным развитием и укреплением. Так как ОАО «Могилевский мясокомбинат» смогло сформировать на данный момент доминирующие позиции в определенном сегменте рынка, то подобная стратегия будет для предприятия актуальна.

Основными слабыми сторонами являются относительно низкая инновационная активность; использование устаревших технологий производства и высокая степень износа основных средств, что влияет на увеличение производительности труда. Основными сильными сторонами являются известность предприятия и широкий ассортимент выпускаемой продукции. Основными возможностями предприятия являются увеличение ассортимента продукции для привлечения потребителя, расширение каналов реализации, внедрение инноваций. Основные угрозы: усиление конкуренции на рынке производства мясных и колбасных изделий, изменение количества потребителей.

Такому анализу может быть подвергнута каждая ассортиментная группа товаров ОАО «Могилёвский мясокомбинат». По результатам анализа можно сделать вывод, выпуск каких видов продукции следует увеличивать, а какие продукты либо снимать с производства, либо переориентировать на сегменты потребителей с более высокой платежеспособностью.

В результате анализа выявлено, что у предприятия выявлена относительно низкая инновационная активность, соответственно первое мероприятие, которое можно предложить по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Могилевский мясокомбинат», расширение позиций выпускаемой продукции, т.к. это является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и позволяет развиваться предприятию в различных направлениях. При расширении ассортимента необходимо учитывать зарубежный опыт в области производства обогащенных мясных продуктов, которые впоследствии оказывают положительное влияние на состояние здоровья потребителей.


В данном случае эта стратегия будет реализовываться за счет расширения ассортимента. Но несмотря на то, что предприятие выпускает достаточно широкий ассортимент колбасных изделий и полуфабрикатов, а также является единственным в Республике Беларусь предприятием, которое ориентировано на выпуск линии детских пельменей, то можно его расширить за счет введения линии производства детских консервов питания «Мясные вкусняшки», что несомненно увеличит объем продаж и заинтересованность потребителей в данном виде продукции. Располагая в своем составе сырьем для производства данного мясного продукта, далее следует проанализировать и установить цену на товар, а затем проинформировать и заинтересовать основных клиентов и потребителей данного предприятия.

Далее, что касается товарной стратегии предприятия, то для ОАО «Могилевский мясокомбинат» применима стратегия насыщения ассортиментной группы. То есть сохраняется существующий диапазон основных характеристик группы. Например, данное предприятие производит полуфабрикаты в маринаде. Однако, следует учесть, что многих покупателей это не устраивает ценой, а также тем фактором, что лучше приготовить самому, ежели это сделает мясокомбинат. Многие потребители предпочитают приобрести крупнокусковую порцию свежего мяса и приготовить самостоятельно. Поэтому, можно ввести два новых товара, к примеру, реализовывать в раздельности мясные полуфабрикаты и тот же маринад, в качестве альтернативы приготовления собственного, опять же, это все будет зависеть от покупателя. За счет этого предприятие рассчитывает получить дополнительный объем продаж, который позволит увеличить прибыль предприятия.

Что касается разработки конкурентной стратегии, то для данного предприятия следует придерживаться стратегии оптимальных издержек, заключающейся в одновременной дифференциации товара и снижения издержек. Потребителю следует предложить товар высокой потребительской ценности, отвечающий его ожиданиям по основным потребительским свойствам (органолептическим и эстетическим показателям) и превосходящий по цене (по отношению к ценам на подобные товары конкурентов).

Одним из важнейших критериев для покупателя является цена. Большинство потребителей сегодня неудовлетворенны уровнем цен на мясные продукты. Было бы разумно предприятию ОАО «Могилевский мясокомбинат» установить на продукцию среднюю цену. Например, отпуская цена Березовского мясокомбината в городе Могилеве на мясную полендвицу – 12 белорусских рублей с учетом транспорта и доставки, а цена Могилевского мясокомбината – 16 белорусских рублей. Именно поэтому многие потребители задумываются: почему цена местного товаропроизводителя существенно дороже, чем Березовского или Брестского. В предпраздничные дни также можно ввести скидку 5%. Различные скидки и акции способствуют увеличению объемов и реализации товара. Возможен также и вариант с установлением льготных цен, то есть цен ниже среднерыночных. Это положительно скажется на увеличении товарооборота, но данную цену лучше установить на определенный период, не более одного месяца. Для предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» целесообразно использовать стратегию интенсивного распределения. Оно должно стремиться максимизировать количество точек реализации товара для обеспечения его максимальной доступности, так как многие потребители отметили, что не всегда можно встретить данную продукцию в торговой сети. Цель данной стратегии – наибольший охват рынка. Товар можно реализовывать путем открытия фирменных магазинов, фирменных секций в торговых центрах и авто-магазинов «Купава».