Файл: Разработка стратегии предприятия на примере ОАО «Могилевский мясокомбинат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 1011

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предварительная цена определяется при приемке мяса перерабатывающими предприятиями, а окончательная – устанавливается только после реализации мясной продукции и с учетом её качества. В таких условиях у населения, фермеров и сельскохозяйственных предприятий появится реальная заинтересованность в производстве дополнительных объемов мяса, улучшении его качества и снижение себестоимости, что скажется на эффективности производства мясной продукции товаропроизводителями.

Для повышения эффективности производства на всех стадиях процесса переработки продукта необходимо повысить эффективность деятельности маркетинговой службы.

Маркетинговый подход позволит создать условия для удовлетворения потребительского спроса на основе развития рыночных отношений в сфере производства, переработки и торговли. Новая маркетинговая сеть позволит внести соответствующие изменения в процесс переработки и торговли продукцией, увеличить доход от реализации мясных продуктов на рынке, произвести новый ассортимент мясных продуктов.

Гармоничное взаимодействие всех субъектов переработчиков мяса возможно при разработке и внедрении единой системы управления производством мяса, его переработки и реализации мясной продукции. Важным также является инвестиционно-инновационный проект развития ОАО «Могилевский мясокомбинат», приоритетным направлением которого должно стать не только развитие предприятия, но и производство оптимального ассортимента мясной продукции и открытие новых торговых точек под новым торговым знаком «Гурмiстр».

Сотрудничество ОАО «Могилевский мясокомбинат» с товаропроизводителями позволит улучшить качество сырья и сформировать эффективную систему оплаты всех звеньев цепи «производство – переработка – реализация».

Сырьевая зона и административная территория месторасположения предприятия является благополучными по инфекционным заболеваниям для человека и животных более 5 лет.

На предприятии ведется работа по укреплению связей с сырьевой базой с одной стороны, и торговой сетью с другой. Сырьевой зоной для работы мясокомбината являются сельскохозяйственные предприятия Могилевской области, с которыми заключены договора на закупку скота. Скот поступает из 18 районов области, из 140 колхозов и совхозов. С поставщиками заключается типовой контракт на поставку скота, в котором прописываются, между кем заключается контракт, предмет контракта, объем, сроки и порядок поставки, оговаривается качество продукции, цены и порядок расчетов, имущественная ответственность за невыполнение условий контракта, рассмотрение споров, сроки действия контракта, особые условия и юридические реквизиты.


Кратность завоза скота и его количество определяется производственными планами на каждый год. Учитывая нехватку сырья в области, прирост объемов закупки мяса предполагается осуществить за счет закупки в других областях республики мяса на кости, мяса жилованного и шпика.

Основными потребителями продукции являются розничная торговля с целью реализации населению, столовые, социальная сфера. Основные каналы сбыта: фирменная торговая сеть, дилеры, индивидуальные предприниматели.

В последнее время на внутреннем рынке, особенно в крупных городах, активно расширяется торговая сеть, строятся новые гипермаркеты, поэтому есть все основания предполагать увеличение доли ОАО «Могилевский мясокомбинат» с 6,4% до 9% в общем объеме (вытеснение со своего рынка по Могилевской области других мясокомбинатов за счет более низкой цены (уменьшение транспортных расходов), а также увеличение объемов продаж не менее, чем на 10% в натуральном выражении ежегодно.

Необходимо отметить, что указанные направления в области реализации метода цепочки создания ценности на ОАО «Могилевский мясокомбинат» позволят достичь устойчивых конкурентных преимуществ.

3.3 Конкурентные преимущества ОАО «Могилевский мясокомбинат» и их соответствие ключевым факторам успеха

Факторы, которые можно отнести к, ориентирующим предприятие на получение превосходства в отношениях: надежные поставки с учетом потребления; наличие нужного ассортимента в данный момент времени; контроль каналов сбыта. Кроме этого ОАО «Могилевский мясокомбинат» достигает преимущества в продукте: качество - свежий, безопасный продукт понятного производителя; дифференциация (иные продукты, продающиеся на другие рынки или сегменты рынка). Кроме этого предприятие не только имеет все шансы постоянно поддерживать необходимый уровень рентабельности (и даже повышать его), но и формирует имидж серьезной организации, которая знает, что хочет, в чем ее сильные стороны, и как она себя позиционирует на рынке. Таким образом, ассортимент предприятия– это очень точный индикатор уровня и стадии ее развития и качества менеджмента. Проведенный анализ ассортимента позволил выделить наиболее и наименее предпочтительные для мясокомбината группы товаров.

На основании АВС - и XYZ – анализа, наиболее предпочтительными с точки зрения доходности для предприятия товарными группами являются: мясо, мясные полуфабрикаты. Не менее востребованными являются колбасные изделия: сосиски, сардельки, вареные, полукопченые, варено-копченые и сырокопченые колбасы. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу приоритетных товаров, необходимо пересмотреть по отношению к ним ассортиментную и ценовую политику. Такие виды продуктов как мясо говядины и пельмени в 2016 году стали менее востребованными и перешли в группу запасов товаров, выпускающихся в соответствии с производственным циклом. Так же в данную группу входят субпродукты, копчености и прочие виды колбасных изделий, являющиеся менее рентабельными, по сравнению с другими видами продукции, они нуждаются в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, а так же требуют особого внимания со стороны руководства ОАО «Могилевский мясокомбинат».


Исходя из проведенного совмещенного АВС - и XYZ - анализа можно сделать вывод, что вся продукция ОАО «Могилевский мясокомбинат» является конкурентоспособной и для лучшего его функционирования предприятию необходимо уделять внимание выпуску наиболее востребованной продукции: мясу, колбасным изделиям, полуфабрикатам. Так же, учитывая предпочтения потребителей, следует создавать необходимый страховой запас данной продукции, для удовлетворения постоянно меняющегося спроса у потребителей.

Еще одним из конкурентных преимуществ является наличие собственной фирменной сбытовой сети, в которой представлен широчайший ассортимент выпускаемой продукции.

С целью повышения конкурентоспособности продукции на предприятии внедряются новые технологии производства колбасных изделий с применением пищевых добавок, которые позволяют управлять технологией производства мясопродуктов, осваивается применение новых прогрессивных оболочек.

Совершенствование технологии производства на основе повышения качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента, увеличение производства высококачественных товаров позволили выдержать конкуренцию, сохранить сложившиеся и найти новые рынки сбыта. Кроме того, проводится гибкая политика ценообразования.

Для успешной работы по повышению конкурентоспособности продукции и продвижению ее на внешний рынок проводится работа по совершенствованию системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001, внедренной на предприятии в 2005 году; расширение ассортимента колбасных изделий и копченостей, выпуск эксклюзивных видов продукции, внедрение новых видов упаковки и расфасовки.

3.4 SNW- анализ ОАО «Могилевский мясокомбинат»

Таблица 14 - SNW- анализ ОАО «Могилевский мясокомбинат»

Факторы

Оценка

Комментарии

S

N

W

Стратегия

1

Система

планирования

*

Системы нет. Составляется оперативный бизнес-план на будущий год в разрезе разделов

2

Стратегия

развития предприятия

*

Четко разработанной стратегии развития ОАО «Могилевский мясокомбинат» на долгосрочную перспективу нет.

3

НИОКР

*

Исследований непосредственно на самом предприятии не проводится, может рассматриваться возможность научного сотрудничества в области разработки новых видов продукции с профильным университетом

Кадры

4

Система

обучения

*

Так, в 2016 году прошли обучение и повысили квалификацию 52 человека, в том числе 39 специалистов прошли обучение по тематике «Требование к системам управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП, СМБПП применительно к выпускаемой продукции и технологическим процессам по ГОСТ Р ИСО 22000».

5

Система

мотивации

*

Мотивации, как системы, нет.

6

Текучесть

кадров

*

Текучесть кадров такая же, как и у конкурентов

7

Квалификация персонала

*

Списочная численность работников на конец 2016 года составила 1207 чел. Из общего числа работающих на комбинате 258 человека имеют высшее образование, среднее специальное – 172 человек, общее среднее – 174 человек, профессионально техническое – 593 чел., общее базовое – 10 чел.

8

Организационная

структура предприятия

*

Не соответствует промежуточным целям, особенно в продажах и маркетинге

9

Состояние

охраны труда

*

Придерживается законодательства Республики Беларусь.

10

Численность персонала

*

Списочная численность работников на конец 2016 года составила 1207 чел. Всё укомплектовано, недостатка нет.

11

Корпоративная культура

*

Дни рождения, праздники отмечаются, имеется дресс — код и прочие стандарты.

Маркетинг

12

Система

маркетинга

*

Маркетинговый план на 2017 год ставит целью достижение запланированного уровня следующих показателей:

- увеличение объема продаж предприятия на внутреннем рынке на 20% по сравнению с прошлым годом;

-повышение рентабельности продаж до показателя не ниже 8%;

-соотношение запасов годовой продукции к среднемесячному объему производства не более 34,0%.

Системы нет. Маркетинг ограничивается только рекламой и ассортиментом.

13

Ассортимент выпускаемой продукции

*

Основная продукция ОАО «Могилевский мясокомбинат» - это колбасные изделия, копчености и полуфабрикаты, предназначенные для реализации в торговой сети как продукты питания. Наибольший удельный вес в структуре производства колбасных изделий как в натуре, так и денежном выражении занимают социально-значимые виды продукции (вареные колбасы, сосиски и сардельки 45,3%). Однако, постоянное повышение цен на продукты питания, в частности колбасные изделия, наряду с низким платежеспособным спросом населения, снизили долю выпуска дорогостоящих и высокорентабельных колбасных изделий. Возросло производство нефондовых колбасных изделий.

14

Способность обслуживать иные рынки, которые не обслуживаются конкурентами

Постоянный поиск новых рынков сбыта на внешнем рынке, расширение собственной товаропроводящей сети за рубежом позволили увеличить долю экспорта продукции в общем объеме реализации. Удельный вес экспорта продукции возрос с 38,7% до 51,2%. Это свидетельствует о развитии экспортного потенциала предприятия, его ориентации на внешний рынок.

15

Товаропроводящая система (дилеры и дистрибуторы)

*

Основные каналы сбыта: фирменная торговая сеть, крупные торговые сети, дилеры, индивидуальные предприниматели.

ТПС отсутствует, продаём только своими силами

16

Имидж

организации

*

Репутация отличная, а имидж средний, так как эффективного маркетинга нет.

17

Ценовая

политика

*

Цены на основные производимые изделия мясокомбинатов республики колеблются в пределах одного диапазона.

18

Объемы

продаж

*

ОАО «Могилевский мясокомбинат» входит в десятку крупнейших производителей мясной продукции на внутреннем рынке.

19

Ориентация на потребителя

*

Стараемся угодить потребителю производством высококачественной мясной продукции

20

Территориальное

расположение

*

Сырьевая зона и административная территория месторасположения предприятия является благополучными по инфекционным заболеваниям для человека и животных более 5 лет.

Производство

21

Производственные площади

*

Выгодное расположение.

22

Объемы

производства

*

Производственные мощности мясокомбината в настоящее время составляют:

мяса – 80 тн/см;

колбасные изделия – 38 тн/см;

мясные полуфабрикаты – 6,4 тн/см;

емкость холодильника – 2570 тн/усл.груза;

общая производительность камер замораживания – 75 тн/сутки;

общая производительность камер охлаждения – 128 тн/сутки

23

Качество

продуктов и/или услуг

*

На всю выпускаемую продукцию, в том числе на экспорт, имеются документы, подтверждающие соответствие (сертификаты соответствия, декларации о соответствии в Евразийском экономическом союзе). На предприятии внедрены и сертифицированы системы управления качеством и безопасностью продукции, охраной труда

24

Уровень

технической оснащенности

*

Значительная часть оборудования на мясокомбинате изношена и требует замены. В связи с этим мясокомбинат проводит постоянное техническое перевооружение.

Финансы

25

Финансовая устойчивость предприятия

*

Коэффициент текущей ликвидности, предприятия составляет 1,61 и ниже нормативного на 0,31. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, составил 0,38 при нормативном значении – не менее 0,2. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами составил 0,32 и не превышает норматив (0,85), что говорит о возможности предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам путем реализации имущества.

На основании расчета коэффициентов предприятие является платежеспособным и финансово устойчивым.

26

Заработная плата

*

Средняя по отрасли.

Логистика

27

Сроки выполнения заказов

*

Все заказы выполняются в срок

28

Зависимость от

поставщиков

*

Учитывая нехватку сырья в области, в частности свинины, прирост объемов закупки мяса предполагается осуществить за счет закупки в России, а также в других областях республики мяса на кости, мяса жилованного и шпика. Закупка материалов проводится на основе тендерных закупок, конкурсов.

29

Инновации

*

За 2016 год освоено и произведено 35 новых видов продукции. В 2017 году планируется дальнейшая работа по расширению и обновлению ассортимента до 2-3 новых видов ежемесячно.


На деятельность предприятия в области маркетинга действуют следующие факторы:

-ужесточение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках;

-несовершенство формирования региональных представительств;

-наличие препятствий по продвижению продукции в других областях и регионах республики;

-снижение финансирования мероприятий, направленных на продвижения продукции (рекламной деятельности, дизайнерских услуг и др.);

-проблема в предоставлении скидок и акций на уровне предприятий – конкурентов для торговых сетей и гипермаркетов;

-качество продукции не выдерживает конкуренции с аналогичными предприятиями и не в полной мере удовлетворяет запросам потребителей.

Одним из стратегических направлений в работе ОАО «Могилевский мясокомбинат» является снижение издержек. Для снижения затрат на производство в 2017 году предусмотрены следующие мероприятия:

  • Экономия мясных ресурсов за счет применения белковых добавок, использования прогрессивных технологий
  • Рациональное использование мясных ресурсов и расширение ассортимента продукции
  • Разработка и внедрение новых, более дешевых колбасных изделий и полуфабрикатов
  • Снижение норм расхода топливно-энергетических ресурсов
  • Уменьшение расходов по организации, обслуживанию и управлению производством
  • Рост производительности труда
  • Рост объемов производства, что приведет к снижению условно-постоянных издержек.

3.5 Анализ конкурентного положения основных бизнес – единиц ОАО « Могилевский мясокомбинат» с использованием матрицы МакКинси

Проведем анализ в таблицах 15 – 17. На основании анализа можно предложить исследуемому предприятию следующие стратегии на различных сегментах:

Внешний рынок - инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности.

Внутренний рынок - защита существующих программ рыночной деятельности; концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой, а риск относительно низким.

Таблица 15 - Анализ конкурентного положения основных бизнес – единиц ОАО « Могилевский мясокомбинат» с использованием матрицы МакКинси

Критерии конкурентоспособности

Вес

фактора, %

Оценка выраженности

фактора от 1 до 10

Итоговая оценка

внутренний рынок

внешний рынок

внутренний рынок

внешний рынок

Продукция предприятия имеет уникальное преимущество

17%

7

10

1,19

1,7

Продукция предприятия удовлетворяет потребности целевой аудитории в качественных мясных продуктах

30%

10

8

3

2,4

Сила бренда, под которым реализуется мясная продукция сопоставима или выше, чем у конкурентов

8%

8

5

0,64

0,4

ОАО "Могилевский мясокомбинат" обладает достаточными ресурсами для функционирования на новом рынке

10%

5

6

0,5

0,6

ОАО "Могилевский мясокомбинат" является гибким предприятием и может быстро адаптироваться к рыночным изменениям

13%

2

8

0,26

1,04

Уровень конкуренции на рынке высокий

10%

9

9

0,9

0,9

Быстрая реакция со стороны конкурентов на деятельность мясокомбината

12%

4

9

0,48

1,08

ИТОГО

100%

6,97

8,12


Таблица 16 - Анализ конкурентного положения основных бизнес – единиц ОАО « Могилевский мясокомбинат» с использованием матрицы МакКинси

Критерии привлекательности сегмента

Вес

фактора, %

Оценка выраженности фактора от 1 до 10

Итоговая оценка

внутренний рынок

внешний рынок

внутренний рынок

внешний рынок

Объем продаж сегмента высокий

10%

8

5

0,8

0,5

Темпы роста сегмента высокие или превышает темпы роста рынка

12%

7

6

0,84

0,72

Количество игроков в сегменте незначительное

10%

9

8

0,9

0,8

Инвестиции в рекламу в сегменте отсутствуют или находятся на низком уровне

8%

3

7

0,24

0,56

Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте

15%

9

6

1,35

0,9

Сила конкурирующих брендов находится приблизительно на одном уровне

10%

8

10

0,8

1

На рынке существуют неудовлетворенные и скрытые потребности (продукция без ГМО, ЭКО, с небольшим сроком годности)

20%

10

7

2

1,4

Прогнозируется долгосрочный рост сегмента

8%

4

6

0,32

0,48

Риски влияния внешних факторов находятся на среднем уровне

7%

7

9

0,49

0,63

ИТОГО

100%

7,74

6,99

Таблица 17 - Матрица МакКинси ОАО «Могилевский мясокомбинат»

Привлекательность

сегмента

Высокая

(8-10 баллов)

Внешний

рынок

Средняя

(4-7 баллов)

Внутренний рынок

Низкая

(0-3 балла)

Низкая

(0-3 балла)

Средняя

(4-7 баллов)

Высокая

(8-10 баллов)

Конкурентоспособность мясной продукции в

сегментах