Файл: Разработка стратегии предприятия на примере ОАО «Могилевский мясокомбинат.pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 1012
Скачиваний: 18
Таблица 9 - Оценка угроз для ОАО "Могилевский мясокомбинат" со стороны поставщиков
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
||
2 |
1 |
|||
Количество поставщиков |
Чем меньше поставщиков, тем выше вероятность необоснованного повышения цен. Однако ограничения со стороны государства защищают интересы покупателей от необоснованного роста цен на конечную продукцию |
Незначительное количество поставщиков или монополия |
Широкий выбор поставщиков |
5-6 баллов - средний уровень влияния поставщиков |
1 |
||||
Ограниченность ресурсов поставщиков |
Чем выше ограниченность объемов ресурсов поставщиков, тем выше вероятность роста цен. Государство вводит жесткую дисциплину за необоснованным ростом цен |
ограниченность в объемах |
неограниченность в объемах |
|
1 |
||||
Издержки переключения |
Чем выше издержки переключения, тем выше угроза к росту цен |
высокие издержки к переключению на других поставщиков |
низкие издержки к переключению на других поставщиков |
|
2 |
||||
Приоритетность направления для поставщика |
На предприятии налажена четкая работа по ритмичной поставке сырья и материалов для организации бесперебойной работы по производству мясных продуктов |
низкая приоритетность отрасли для поставщика |
высокая приоритетность отрасли для поставщика |
|
1 |
||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
5 |
Таблица 10 – Разработка стратегических направлений для ОАО «Могилевский мясокомбинат»
Параметр |
Значение |
Описание |
Направления работ |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Высокий |
ОАО "Могилевский мясокомбинат" не обладает уникальным предложением на рынке, ввиду высокой стандартизации продукции |
1. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности товара, осуществлять разработку новых видов мясной продукции в соответствии с современными требованиями рынка и дифференцировать продукцию с учетом требований различных целевых сегментов на рынке, для которых важны уникальные характеристики. (придерживаться стратегии лидерства в определенной рыночной нише) 2. Основные усилия мясокомбинат должен сосредоточить на построении высокого уровня знания товара со стороны потребителей и на построении осведомленности об уникальных особенностях товара, для осуществления грамотного позиционирования и отстройки товаров предприятия от основных конкурентов 3. Для сохранения конкурентоспособности мясокомбината и его товаров необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и внимательно отслеживать появление новых игроков на внутреннем рынке. 4. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи продукции мясокомбината, так как снижение цен конкурирующими предприятиями повлияет на нежелание потребителей приобретать продукцию ОАО "Могилевский мясокомбинат". 5. Акционную и маркетинговую активность сконцентрировать на построении длительных отношений с покупателем в рамках разработки программы лояльности. 6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов, а также устанавливать более крепкие связи на взаимовыгодных условиях с уже существующими на рынке, с целью снижения рисков потери клиентов. 7. Требуются специальные, тщательно продуманные программы в рамках ценовой политики для различных категорий потребителей, чувствительных к цене. 8. Сосредоточиться на устранении всех недостатков товара в области качества |
Угрозы внутриотраслевой конкуренции |
Высокий |
Рынок, на котором работает ОАО "Могилевский мясокомбинат" является высоко конкурентным и относительно перспективным. На рынке существует возможность полного сравнения товаров разных производителей. Есть ограничения в повышении цен. |
|
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Существует не высокий риск входа новых игроков. Новые мясокомбинаты не появляются постоянно из-за высоких барьеров входа и высокого уровня первоначальных инвестиций, которые окупаются через значительный период времени |
|
Угроза потери текущих клиентов |
Средний |
Портфель клиентов обладает не очень высокими рисками (ввиду того, что объем продаж распределен равномерно между различными покупателями, то не следует ждать значимого падения продаж). |
|
Угроза нестабильности поставщиков |
Средний |
Стабильность со стороны поставщиков, так как за каждым предприятием в отрасли закреплена сырьевая зона, гарантирующая поставки сырья на мясокомбинат |
2.5 Карта стратегических групп
Составим карту стратегических групп по двум переменным – количество наименований мясной продукции, выпускаемой на предприятиях и их доля на внутреннем рынке Республики Беларусь. Данные, на основании которых составлена карта стратегических групп, отражена в таблице 11. Полученная карта представлена на рис. 5.
Таблица 11 – Исходные данные для построения карты стратегических групп по основным конкурентам ОАО «Могилевский мясокомбинат»
Наименование мясокомбината |
Количество наименований продукции |
Доля рынка, % |
Березовский |
400 |
6,9 |
Брестский |
350 |
13,5 |
Витебский |
400 |
7,3 |
Гомельский |
200 |
6 |
Волковысский |
300 |
7,8 |
Гродненский |
470 |
11,3 |
Слонимский |
300 |
5,9 |
Минский |
500 |
4,6 |
Бобруйский |
400 |
2,7 |
Могилевский |
500 |
6,4 |
Прочие |
350 |
27,6 |
Рис.5 – Карта стратегических групп
На основании данных табл. 11 и рис. 5 можно сделать вывод о том, что мясная отрасль является высококонкурентной, так как предприятия расположились на карте в одном диапазоне. Все они имеют незначительную долю рынка по отношению к ОАО «Могилевский мясокомбинат» и производят приблизительно одинаковый по количеству наименований ассортимент мясной продукции.
2.6 Основные группы влияния (стейкхолдеры) и их ключевые интересы
Таблица 12 - Основные группы влияния (стейкхолдеры)
Стейкхолдеры |
Ключевые интересы |
Направления взаимодействия |
1 |
2 |
3 |
Покупатели Потребители |
Покупатели ожидают от ОАО «Могилевский мясокомбинат» мясные продукты, которые удовлетворят их потребность во вкусной и здоровой пище за их деньги. Они заинтересованы в том, чтобы мясные продукты, которые они приобретают, повышали их уровень жизни соразмерно уплаченной цене. |
Необходимо укреплять взаимодействие с покупателями на основе создания и поддержания обратной связи, что будет способствовать лучшему удовлетворению спроса покупателей, а также передаче важной информации и заказов предприятиям. |
Поставщики |
Поставщиков заботит их власть в отношении организации. Они учитывают уровень заменяемости сырья и материалов различных поставщиков, их концентрацию, существование затрат на смену поставщиков и создание отношения зависимости (затраты, связанные с переходом от одного поставщика к другому). |
Использовать метод "точно-в-срок", когда сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, производимые поставщиками, подаются по возможности непосредственно в производственный процесс, минуя склад (в зависимости от сырья и материалов), включать поставщиков в свои внутренние процессы |
Конкуренты |
Конкуренты объединяют усилия для борьбы с угрозой появления инновационных продуктов третьей стороны, для успешного прохождения жизненных циклов и для скачка вперед на основе новых технологий. Конкурирующие организации формируют союзы для ускорения технологического прогресса и разработки новой продукции, для выхода на новые или зарубежные рынки, для поиска широкого круга новых возможностей. |
Проводить тщательный анализ отрасли с целью выявления основных конкурентов и предупреждения их активной деятельности в регионе продаж предприятия |
Продолжение таблицы 12
1 |
2 |
3 |
Органы государственной власти |
Органы государственной власти имеют много общих целей, среди которых создание благоприятных условий для международной торговли, стабильных рыночных условий, сдерживания инфляции, успешной экономики, производства необходимых товаров и услуг как для внутреннего рынка, так и для реализации мясной продукции на экспорт. Осуществляют регулирование в области ценообразования и утверждения стандартов качества мясной продукции. |
Работа в рамках законодательства для исключения неблагоприятного воздействия на деятельность организации |
Органы местного управления |
Хорошие отношения с местными властями и могут привести к выгодному для организации местному регулированию |
Спонсорство для поддержки местных социальных программ, помощь общеобразовательным школам, учреждениям культуры, здравоохранения, правопорядка и т.д. позволяют достигать взаимопонимания и поддержки со стороны таких влиятельных стейкхолдеров, как органы местного управления. |
Общественные организации |
Организации, призванные содействовать выполнению государством своих социальных функций оказывают влияние на деятельность предприятия, которое должно оказывать всевозможную помощь, людям, оказавшимся в затруднительной ситуации |
Сотрудничество с такими стейкхолдерами необходимо ОАО «Могилевский мясокомбинат» для формирования позитивного образа целей и методов их достижения в глазах широкой общественности, что может влиять на успех коммерческих проектов предприятия. |
Профсоюзы |
Цель профсоюзов — защита интересов и увеличение благосостояния их членов. Решение этой задачи возможно только в условиях устойчивого роста благосостояния организации. |
Сотрудничество с профсоюзами в настоящее время способствует защите интересов работников организации по вопросам незаконного увольнения и др. |
Банки |
Ввиду отсутствия собственных оборотных средств ОАО «Могилевский мясокомбинат» вступает во взаимодействие с финансовыми структурами по поводу заемных средств на развитие предприятия |
Соответственно привлечение кредитных ресурсов является обоюдным интересом между банком и организацией |
Указанные стейкхолдеры в рамках стратегического планирования и управления могут воздействовать или подвергаться воздействию со стороны организации. Поэтому руководством предприятия должна быть разработана система грамотного взаимодействия с ними, чтобы исключить конфликтные ситуации и ситуации неопределенности во взаимодействии с внешними силами.
3 Анализ внутренней среды организации
3.1 Цепочка ценности ОАО «Могилевский мясокомбинат»
Конкурентное преимущество любого перерабатывающего предприятия определяется тем, насколько четко оно может организовать связи с поставщиками и потребителями. Регулярные и своевременные поставки, как сырья и материалов, так и готовой продукции до потребителя могут снизить операционные расходы предприятия и позволят уменьшить требуемый уровень складских запасов.
В процессе создания стоимости пищевой продукции, в частности мясной продукции, сразу несколько звеньев цепочки ценности могут зависеть от конъюнктуры мировых товарных рынков и рынков факторов производства. Такие отрасли пищевой промышленности, как мясная, напрямую зависят от поставок сырья. Кроме того, практически во всех отраслях пищевой промышленности применяется преимущественно импортная техника и технология (белорусское производство оборудования не покрывает нужд отрасли и не соответствует современным прогрессивным требованиям)
Для создания конкурентоспособного мясоперерабатывающего предприятия важно понимание состава цепочки ценности, включающей основные и дополнительные виды деятельности. Основные виды деятельности перерабатывающего предприятия включают в себя: закупку и поступление сырья (внутренняя логистика), его доставку (внешняя логистика), превращение его в готовые товары (операции по производству мясной продукции), проведение мероприятий по сбыту и продвижению мясных товаров. К вспомогательной деятельности перерабатывающих предприятий необходимо отнести: закупку материалов, оборудования, развитие технологий, управление человеческими ресурсами и инфраструктуру предприятия.
Построим модель конкурентоспособности мясоперерабатывающего предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат», основанную на использовании стратегических и тактических факторов успеха.
Таблица 13 – Цепочка ценностей ОАО «Могилевский мясокомбинат»
1 |
2 |
3 |
||||
Вспомогательные виды деятельности |
Инфраструктура предприятия (общее управление, бухгалтерский учет, финансирование, планирование и др.). Инфраструктура ОАО «Могилевский мясокомбинат» включает в себя заместителя директора по экономике, финансовый отдел, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, главный ветеринарный врач, производственная лаборатория, ПРК, отдел производственно-ветеринарного контроля (ОПВК) и др. Управление трудовыми ресурсами включает процессы обучения и повышения квалификации: На предприятии большое внимание уделяется подготовке и переподготовке персонала. Подготовка персонала осуществляется на основании плана обучения кадров на год. В 2016 году прошли обучение и повысили квалификацию 139 человек. Развитие технологии: На всех стадиях производства осуществляется контроль за соблюдением технологических режимов. Для контроля за соблюдением качества готовую продукцию предъявляют отделу производственно-ветеринарного контроля, где она проверяется органолептически и отбраковывается не соответствующая по качеству требованиям ТУ РБ 700428560.001-2013. На ОАО «Могилевский мясокомбинат» в цехе производства колбас (на линии производства варено-копченых колбас) представлено все необходимое оборудование для производства продукции. Готовые колбасные изделия, предназначенные для упаковывания в модифицированную газовую среду, направляется в цех фасовки готовой продукции, где их вручную фасуют в лотки (контейнеры), упаковывают на автоматическом трейсилере, заполняющим лотки газовой средой, состояние которой анализируется газоанализатором . По окончании технологического процесса упакованные варено-копченые колбасы направляют на реализацию. Снабжение: Сырьевой зоной для работы мясокомбината являются сельскохозяйственные предприятия Могилевской области, с которыми заключены договора на закупку скота. Обеспечение предприятия вспомогательными материалами и сырьем осуществляется на основании планов производства, заявок о потребности цехов и отделов во вспомогательных материалах и сырье. Закупка вспомогательных материалов проводится на основе тендерных закупок, конкурсов. Критериями для оценки и выбора поставщика являются: цена, качество продукции, порядок и сроки оплаты, условия поставки. Мясокомбинат осуществляет закупку материально-технических ресурсов через юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Это предприятия-изготовители, оптово-посреднические структуры, в том числе организации, являющиеся официальными представителями предприятий-производителей. |
Планирование прибыли от реализации продукции |
||||
Основные виды деятельности |
Обеспечение поставок сырья Скот поступает из 18 районов области из 140 колхозов и совхозов. В конце 2016 года ОАО «Могилевский мясокомбинат» в целях создания своей сырьевой базы по крупному рогатому скоту подписан договор о совместной деятельности по выращиванию скота с ОАО «Октябрь Березки» Мстиславского района. |
Выпуск продукции На сегодняшний день ОАО «Могилевский мясокомбинат» выпускает более 500 наименований продуктов, в том числе более 350 наименований колбасных изделий. Основная продукция ОАО «Могилевский мясокомбинат» - это колбасные изделия, копчености и полуфабрикаты, предназначенные для реализации в торговой сети как продукты питания. Продукция предприятия изготавливается по национальным стандартам (СТБ), ГОСТам и техническим условиям. |
Обеспечение сбыта продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат» следует интенсивной сбытовой политике, пытаясь найти как можно больше клиентов и тем самым, способствуя активному продвижению своего товара на рынке. Реализация продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат» осуществляется по следующим каналам сбыта: - каналы нулевого уровня – ведомственная торговля, бюджетные организации, предприятия спецснабжения. В г.Могилеве у предприятия имеется пять ведомственных магазина и двенадцать торговых ларька. В 2017 году на базе планируется открытие нового ведомственного магазина. - каналы первого уровня – районные потребительские общества, индивидуальные предприниматели, частные предприятия и т.д. - многоуровневые каналы сбыта продукции – организации, осуществляющие оптовую торговлю (ЧП «Пинскоптторг», ООО «Олдифуд», ОДО «Имперфуд», ЧТУП «Сионград»). |
Маркетинг и продажа Проведение мероприятий по ребрендингу: создание нового товарного знака «Гурмiстр», ориентированный на ключевые ценности потребителя – бережное отношение к традициям в сочетании с современными подходами. Для ОАО Могилевский мясокомбинат была разработана национально ориентированная торговая марка «Гурмiстр» с оригинальной моделью поведения. Новый подход к изменению имиджа предприятия: разработаны новые дизайны оболочек на сырокопченые, сыровяленые колбасы, новая упаковка данных видов изделий (рушники, упаковка-карман, вертикальная туба). Создана новая линейка упаковки вареных колбас (оболочка с «галстуком»), подчеркивающей солидность предприятия. Для продвижения своей продукции и увеличения клиентской базы предприятие принимает участие в специализированных выставках и ярмарках, дегустациях, что способствует расширению рынков сбыта. |
Послепродажное обслуживание Кроме доставки продукции в розничную торговую сеть, послепродажным обслуживанием предприятие не занимается |
3.2 Построение цепочки ценностей чаще всего осуществляется в целях снижения издержек производства мясной продукции для удержания розничной цены на доступном для населения уровне, для выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках, инвестиционной привлекательности предприятий и совершенствования системы управления предприятиями мясной отрасли Республики Беларусь. В ОАО «Могилевский мясокомбинат» затраты на производство продукции относятся на себестоимость в соответствии с «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденными Министерством экономики, Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, Министерством труда.
Учет затрат на производство ведется на предприятии в разрезе отдельных элементов и по статьям. Выделяют следующие элементы затрат: сырье и материалы; покупное сырье; работа и услуги сторонних организаций; топливо; электроэнергия; заработная плата; отчисления на социальные нужды; амортизация; проценты банка; налоги; прочие расходы.
Мясоперерабатывающая отрасль является материалоемкой. Доля материальных затрат (сырье и материалы, покупные изделия, проценты банка, работа и услуги сторонних организаций, топливо и энергия) составляет около 80% в общих затратах на производство. Поэтому построенная модель позволяет четко определить возможность снижения издержек на предприятии.
Выделенные в модели рыночных процессов группы параметров должны учитываться при формировании конкурентоспособности перерабатывающего предприятия. К стратегической конкурентоспособности относятся концепция и стратегия бизнеса в производстве мясной продукции, а также создание стратегического партнерства. Тактическую конкурентоспособность образуют факторы, составляющие цепочку ценности предприятия промышленной переработки мяса и включающие основные и вспомогательные виды деятельности.
Эффективное взаимодействие производителей мяса, переработчиков и предприятий торговли необходимо строить на принципах взаимной материальной заинтересованности и ответственности за результаты совместной деятельности по производству, переработке мяса и реализации мясной продукции, а распределение прибыли – в зависимости от внесенного вклада каждым из них.
Рекомендуется перераспределять прибыль между товаропроизводителями, мясокомбинатами и торговыми организациями в зависимости от объема и качества проданного мясокомбинату мяса. Поэтому предлагается введение первоначальной и окончательной цены.