Файл: Общая характеристика мбоу сош 31 Ошибка! Закладка не определена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
3. Программа с одаренными младшими школьниками
Цели программы:
-выявление и поддержка способных и одаренных детей;
-раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
-создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи программы:
Ø разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей дете й на этапе начального общего образования;
Ø определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
Ø стимулировать творческую деятельность педагогического коллект ива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
Ø совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Ø проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
Ø предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руковод ителем через самостоятельную работу;

21
Эффективность
программы определена успехами учащихся начальной школы на олимпиадах, марафонах и конкурсах разного уровня.
Данная программа предназначена для работы с учащимися 1-4 классов.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
План программы с одаренными младшими школьниками представлен в
Приложении 5.


22
Оценка развития внимания, устойчивости внимания на разных
этапах занятия.
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.
Виды внимания.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Непроизвольное – называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
-объективные особенности предметов и явлений;
-структурная организация;
-интенсивность объекта;

23
-новизна, необычность объекта;
-резкая смена объектов;
-субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему.
Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями:
-человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию;
-интенсивность непроизвольного внимания обусловливается особенностями раздражителей;
-непродолжительно по времени.
Эти особенности непроизвольного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.
Произвольное – этовнимание, которое служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
Характеристики произвольного внимания:
-целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;

24
-организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
-устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы. Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обуславливающие произвольное внимание:
-интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
-осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К. К.Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
Развитие внимания.
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается – увеличивается круг объектов, которые


25 вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.
На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и школьного, ребёнок ещё в недостаточной степени владеет своим вниманием.
В младшем школьном возрасте происходят существенные преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей. Сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребёнка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия.

26
Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребёнком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.
Диагностика внимания у младших школьников.
Психодиагностика свойств внимания детей должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие методики, расположенные в Приложении 6.

27
3. Анализ полученных результатов
После проведения формирующего эксперимента продуктивность и устойчивость внимания на высоком уровне выросла на 10%, на среднем уровне – на 15%, на низком уровне уменьшилась на 15%, на низком уровне не осталось ни одного ученика.
Хорошие результаты показали учащиеся при обследовании переключаемости внимания: Если до проведения эксперимента на высоком уровне развития переключаемости не было ни одного ученика, то после эксперимента – 10% учащихся имеют высокий уровень переключаемости.
При обследовании объёма внимания выявлено, что после эксперимента, 25% учащихся имеют высокий уровень объёма внимания, 50%
- средний, 25% - низкий, и ни одного ученика – очень низкий.
Говоря о распределении внимания можно отметить, что 15% учащихся имеют высокий уровень, 40% - средний, 45% - низкий.
Исследуя уровень развития произвольного внимания можно отметить:20% учащихся имеют высокий уровень развития, 60% - средний уровень и 20% низкий.
Сравнивая результаты, полученные до проведения формирующего эксперимента и после него, можно сделать вывод, что введение в систему уроков игр и упражнений на развитие внимания способствует развитию всех свойств внимания. Интерпретирование полученных эмпирическим путем результатов педагогической деятельности в Приложении 7


28
Предложения и рекомендации по совершенствованию процесса
организации и проведения педагогических мероприятий
Использование современных подходов играет большую роль в обучении.
Можно дать некоторые рекомендации по организации процесса организации и проведения педагогических мероприятий в МБОУ СОШ № 31, которые бы в значительной мере улучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной задачи.
1. Материально-техническая база. Необходимо чтобы каждая школа была оснащена всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению. Также к материально- технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения. В МБОУ СОШ
№ 31 кабинеты оснащены техническими средствами обучения недостаточно.
Отсутствует интерактивная доска, ноутбук не новый, хотя программное обеспечение обновляется регулярно. Других технических средств в кабинете нет.
2. Научно-методическое оснащение школ. Наличие специальной и учебной литературы, наглядных пособий и материалов в школах должно быть доступным для пользования школьников и учителей. Обеспечение учеников учебниками и пособиями играет важную роль в обучении, для этого должны использоваться не только утвержденные учебники, но и учебно-методические пособия, выпущенные учителями конкретной школы. В МБОУ СОШ № 31

29 научно - методическое оснащение на высоком уровне. Регулярно обновляется в соответствии с ФГОС.
3. Участие родителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителями конкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже могли способствовать успешному обучению в школе.
Родители не должны перекладывать все обязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым фактором становления личности. В данном образовательном учреждении совместная работа проводится. Родители активно участвуют в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, а также в процессе обучения детей. Посещают уроки (по договоренности с администрацией) с целью взаимодействия с учителем по повышению дисциплины на уроках и внеклассных мероприятиях для повышения качества образованности учащихся 2 класса.
4. Внеклассная работа с учащимися. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться в индивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классные часы, на которых он может проводить использовать современные подходы в виде различных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качеств школьников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с целью приобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередь выполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится, сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга. Для проведения данных мероприятий привлекаются специалисты школы – советник директора по воспитательной работе, психолог, педагог-организатор, старший вожатый, а также родители класса.


30
Заключение
Таким образом, в заключении можем сделать вывод о том, что была достигнута цель
– закрепление теоретических знаний по общепрофессиональным и профильным дисциплинам.
Данная учебная практика является хорошим практическим опытом для дальнейшей самостоятельной деятельности. За время пройденной практики я познакомилась с новыми интересными фактами. Закрепила свои теоретические знания, лучше ознакомилась со своей профессией, а также данный опыт послужит хорошей ступенькой в моей дальнейшей карьерной лестнице.

31
Список использованной литературы
1. Шоган В. В., Сторожакова Е. В. Методика преподавания истории в школе. – 2020.
2. Короткова М. В. Музейная педагогика и методика преподавания истории: точки взаимодействия двух наук //Наука и школа. – 2019. – №. 3. – С.
187-194.
3. Студеникин М. Методика преподавания истории в русской школе XIX–
начала ХХ в. – Litres, 2022.
4. Щулепникова Е. И. Обсуждение предмета методики преподавания истории в 1950-е годы //Современный ученый. – 2019. – №. 2. – С. 180-184.
5. Щулепникова Е. И. Обсуждение предмета методики преподавания истории в 1950-е годы //Современный ученый. – 2019. – №. 2. – С. 180-184.
6. Щулепникова Е. И. Обсуждение предмета методики преподавания истории в 1950-е годы //Современный ученый. – 2019. – №. 2. – С. 180-184.
7. Казеева Е. А. Место курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» в системе подготовки магистранта- филолога //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №. 3-1
(81). – С. 195-199.

32
Приложение 1
Ход урока русского языка по теме: «Правописание слов с мягким знаком
(ь) на конце и в середине слова перед согласными»
1.Орг.момент
- Долгожданный дан звонок, начинается урок..
- Садитесь.
Сядьте в удобную позу, закройте глаза, сделайте спокойный вдох и выдох. Представьте все стороны вокруг нас. Мысленно в каждую сторону направьте пожелание
«Мир, добро, любовь всем, кто справа от меня, слева от меня, кто впереди, кто сзади от меня».
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте», мне, пожалуйста, покажите личико, соответствующее вашему настроению.
2. Определение
темы урока.
Постановка
цели и задач
урока.
- Дети, посмотрите на все выполненные задания и предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
(Правописание слов с мягким знаком).
-Давайте проверим наши предположения.
Прочитайте тему урока на с.125.