Файл: Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников
2. Биологические причины подростковой агрессии
Существенно «подпортить» кровь ребенка в пубертате могут изменения внутри него самого. В нем бушуют гормоны, его система восприятия мира «трещит по швам». И если родители вовремя не заметят эти изменения, ребенок может «пойти по наклонной».
Главные биологические причины агрессии в пубертате:
Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении подростков, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.
3. Личностные причины агрессии у подростков.
Превратить ребенка в жесткого подростка могут не только гормоны, но и его внутреннее состояние. Оно может сформироваться в процессе взросления, достаться с генами или появиться в результате воспитания. В любом случае оно будет непосредственно с личностью подростка.
Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:
Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением21.
Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.
4. Ситуативные причины подростковой агрессии.
Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.
Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Также психологами установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек тоже обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет .
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
Проблема агрессивного поведения детей в старшем подростковом возрасте интересует многих исследователей (психологов, педагогов, социологов). В данной работе мы рассматриваем коррекцию с психолого– педагогической точки зрения.
Организация психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков начинается с построения модели предстоящей деятельности.
В.И. Долгова, Я.В. Латюшин высказывают свое мнение о том, что, в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости следует исходить из свойств системности исследуемого явления. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы22
По мнению А.Б. Петровой, психолого-педагогическая коррекция – это деятельность по корректировке тех особенностей психического развития, которые, по принятой системе критериев, не соответствуют «оптимальной» модели 23
В психологическом словаре В.Н. Зинченко, Б.Г. Мещарекова авторы затрагивают следующие особенности модели: построение моделей протекания неких психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. Авторы подчеркивают, что к моделям предъявляются требования:
-оптимальность в модели можно представить лишь те свойства и отношения, функциональное значение которых определяет ход деятельности; в этом смысле модель должна несколько упрощать действительность.
- наглядность - модель должна интерпретироваться быстро, без значительных интеллектуальных усилий.
-учет культурных стереотипов привычного направления хода деятельности, -направления от начала до конца, и системность информации 24
Е.М. Скотарева дает такое определение психолого–педагогической коррекции: «...это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психолого– педагогических мероприятий по исправлению нарушений социального, педагогического и психического развития ребенка, основанная на знании возрастных
, социокультурных и личностных норм развития». Коррекционная работа в этом направлении координирует свою задачу по созданию условий для полноценного социального развития каждого ребенка в учебном заведении и семье» [51]25
Анализируя основные идеи психолого-педагогической коррекции А.А. Осипова, считает, что это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия26 Программа психолого-педагогической коррекции строится по принципу системности и содержит несколько блоков: диагностический, коррекционный, проверки эффективности коррекционного воздействия, рекомендации родителям, учителям, подросткам. Каждый блок состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов (рис1)
Таким образом, в качестве основы исследования будет взято следующее определение: психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков– это система мер, направленных на исправление недостатков поведения ребенка с помощью специальных психолого–педагогических средств и методов воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимация агрессии, участие в тренировочных группах и других
И.И. Мамайчук выделила принципы психолого–педагогической коррекции и коррекционной работы 27
принцип единства коррекции и развития
– необходимость коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития личности ребёнка
– педагогического анализа внутренних и внешних условий развития личности ребёнка;
принцип «нормативности» развития на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
– координирует требование соответствия хода психического и личностного развития личности нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – с другой;
принцип «коррекции сверху вниз» средствами создания зоны ближайшего развития ребенка. Во–первых, такая форма коррекции должна иметь характер активного формирующего воздействия, оказывающего целенаправленное влияние на возникновение и становление новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, во– вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», направленной на упражнение и упрочение уже имеющихся у человека функций и способностей, коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер, и направлена на формирование тех способностей, которые составляют ближайшую перспективу развития, определяя уровень развития личности в соответствии с
ожиданиями и нормами данного сообщества;
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Цели и задачи любой коррекционно–развивающей деятельности должны быть сформулированы в виде системы задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития);
принцип единства диагностики и коррекции . Эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного и всестороннего изучения, в то же время самые точные и основательные диагностические данные бессмысленны, если они не подкрепляются продуманной системой психолого–педагогических коррекционных мероприятий;
принцип приоритетности коррекции каузального типа, который направлен на устранение или нивелирование самих причин, которые являются источником этих негативные явления в развитии личности;
деятельностный принцип коррекции Основным способом коррекционно–развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в «трудных», конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;
принцип комплексности методов социально–педагогического воздействия утверждает необходимость использования всего арсенала методов, техник и приемов;
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе Успех психолого–педагогической коррекционной работы с ребенком без сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо совершенно невозможным, полная реализация целей психолого–педагогической коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с его ближайшим социальным окружением, что требует от взрослых как активных «строителей» этих отношений целенаправленных, активных и осознанных действий.
Д.Б. Элькoнин выделяет две основные формы коррекции [62]:
симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии; коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии.