Файл: Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание Введение 2Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 61.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6 Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 6. – С. 56- 61file:///C:/Users/ара/Downloads/erih-fromm-o-chelovecheskoy-agressivnosti-i-destruktivnosti-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-analiza.pdf) 61.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины 91.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков 18Выводы по I главе: 28Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 292.1 Диагностика агрессивного поведения подростков 292.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков 292.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников 29Выводы по второй главе 29Заключение 30Список использованных источников 31Приложения 32 Введение Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей подросткового возраста на сегодняшний день является одной из самых острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Согласно сведениям, предоставляемым Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодно примерно 200 тысяч случаев убийств во всем мире происходит среди молодых людей в возрасте 10-29 лет, что составляет 43% от общего числа случаев убийств в год в мире1 Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, обуславливает актуальность изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления, а так же способы их коррекции и профилактики. Изучение агрессивного поведения в подростковом возрасте очень важно, так как эта характеристика находится в стадии формирования и еще могут быть приняты современные корректирующие меры. Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Агрессивное поведение – это естественная реакция на внешнюю угрозу. Агрессия носит цель самозащиты, обеспечения выживания вида. Проблема появляется в том случае, если проявления агрессии совсем никак не имеют корреляции с защитой, а являются неизменным способом реагирования, постоянной поведенческой чертой личности, которая, как правило, формируется в раннем возрасте. В результате выработанной модели поведения снижается производственный потенциал подростка, снижается его способность общаться на высоком уровне, искажается его личностное развитие. Агрессивный подросток представляет собой много проблем не только для других, но и для себя. В последние годы значительно возрос научный интерес к проблеме подростковой агрессии. В зарубежной психологии проблему агрессии изучали Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и другие. В западной психологии предмет агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое количество теоретических понятий, объясняющих эти явления, многочисленные экспериментальные исследования, а также множество психотерапевтических школ, которые сталкиваются с проблемой агрессивного поведения в подростковом возрасте. Тема «агрессивного поведения подростков» в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки. В отечественной науке проблему подростковой агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях следующие ученые: Г. Э. Бреслав, В.И. Долгова, Т.Г. Румянцева, И. Б. Бойко, Е.В. Змановская, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Г. Леонтьев, С. Л. Колосова, Я.В. Латюшин, Н. М. Платонова, А.Н. Романин, М.И. Станкин, И. А. Фурманов и др. Остаются актуальными вопросы, касающиеся характера и происхождения агрессии, несмотря на существующее на сегодняшний день количество исследований и монографий по этой теме. Ученые разных направлений предлагают разные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов. Актуальность данной проблемы определила формулировку темы нашего исследования «Подростковая агрессия: пути преодоления и предупреждения»Объект исследования: агрессивное поведение подростковПредмет исследования: психолого–педагогическая коррекция и профилактика агрессивного поведения старших подростков в условиях школыГипотеза исследования: психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков будет проходить более успешно, если будет, составлена программа коррекции агрессивного поведения старших подростков, а так же будут приняты мероприятия. направленные на предупреждение проявлений подростковой агрессии в условиях школы.Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность программы психолого–педагогической профилактики и коррекции агрессивного поведения старших подростков.Задачи исследования: 1.Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте. 2. Определить причины проявления агрессии подростков.3. Опытно–экспериментальным путем выявить признаки агрессивного поведения старших подростков. 4. Апробировать программу профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей подросткового возраста. 5. Произвести анализ результатов научной работы.Теоретико-методологические основы исследования: теоретическим основанием для разработки проблемы исследования послужили работы В работе были использованы такие методы исследования, как: Анализ, синтез и обобщение психолого-педагогическрй литературы по проблеме исследования Набдюдение Тестирование – - Методический инструментарий: Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время (на переменах, после уроков, на общешкольных мероприятиях) Методика диагностики Тренинг? База исследования: МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. ЯникойВыборочная совокупность:

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков

1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе

1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины

1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков

Выводы по I главе:

Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков

2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков

2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков

2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложения


14 Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова; Учебное пособие – СПб.: РЕЧЬ, 2016.–336 с

15 Лорено, Г. Агрессия наших детей [Текст]/ Г. Лорено; Перевод с англ. – М.: Издательский дом «ФОРУМ», 2017.– 160 с

16 Бурлачук, А. Словарь–справочник по психодиагностике [Текст]/ А. Бурлачук; 2–е издание перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – 528 с.

17 Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогических исследований [Текст]/ И.С. Зимина // Педагогика. – 2015. – №5. – С. 14–18.

18 Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте [Текст]/ Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 53–57.

19 Хван, А.А Опыт стандартизации опросника измерения агрессивности и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки. / А.А. Хван //Психологическая диагностика. – 2015. – №1. – С. 35 – 58.

20 Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст]/ И.А. Фурманов; – М.: ВЛАДОС, 2004.– 51с.

21 Воробьёв, С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков / С. В. Воробьёв// Народное образование. - 2013.-№3. - С.59-62.


22 Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримерова, Я.В. Латюшин; – Санкт – Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.

23 Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным 94 поведением: практическое руководство / А.Б. Петрова; М.: Флинта: М.П.С.И., 2008 – 152 с.

24 Психологический словарь. / Под ред. В.Н. Зинченко, Б.Г. Мещарекова. Изд-е 2-е. М.. - ФЕНИКС, 1997.-243 с.

25 Реан, А.А Психология изÑ
1   2   3   4   5