Файл: Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 6. – С. 56- 61file:///C:/Users/ара/Downloads/erih-fromm-o-chelovecheskoy-agressivnosti-i-destruktivnosti-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-analiza.pdf) 6
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины 9
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков 18
Выводы по I главе: 28
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 29
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков 29
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков 29
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников 29
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 32
Введение
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей подросткового возраста на сегодняшний день является одной из самых острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Согласно сведениям, предоставляемым Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодно примерно 200 тысяч случаев убийств во всем мире происходит среди молодых людей в возрасте 10-29 лет, что составляет 43% от общего числа случаев убийств в год в мире1
Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, обуславливает актуальность изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления, а так же способы их коррекции и профилактики. Изучение агрессивного поведения в подростковом возрасте очень важно, так как эта характеристика находится в стадии формирования и еще могут быть приняты современные корректирующие меры.
Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Агрессивное поведение – это естественная реакция на внешнюю угрозу. Агрессия носит цель самозащиты, обеспечения выживания вида. Проблема появляется в том случае, если проявления агрессии совсем никак не имеют корреляции с защитой, а являются неизменным способом реагирования, постоянной поведенческой чертой личности, которая, как правило, формируется в раннем возрасте. В результате выработанной модели поведения снижается производственный потенциал подростка, снижается его способность общаться на высоком уровне, искажается его личностное развитие. Агрессивный подросток представляет собой много проблем не только для других, но и для себя. В последние годы значительно возрос научный интерес к проблеме подростковой агрессии.
В зарубежной психологии проблему агрессии изучали Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и другие. В западной психологии предмет агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое количество теоретических понятий, объясняющих эти явления, многочисленные экспериментальные исследования, а также множество психотерапевтических школ, которые сталкиваются с проблемой агрессивного поведения в подростковом возрасте. Тема «агрессивного поведения подростков» в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки. В отечественной науке проблему подростковой агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях следующие ученые: Г. Э. Бреслав, В.И. Долгова, Т.Г. Румянцева, И. Б. Бойко, Е.В. Змановская, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Г. Леонтьев, С. Л. Колосова, Я.В. Латюшин, Н. М. Платонова, А.Н. Романин, М.И. Станкин, И. А. Фурманов и др. Остаются актуальными вопросы, касающиеся характера и происхождения агрессии, несмотря на существующее на сегодняшний день количество исследований и монографий по этой теме. Ученые разных направлений предлагают разные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов. Актуальность данной проблемы определила формулировку темы нашего исследования «Подростковая агрессия: пути преодоления и предупреждения»
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования: психолого–педагогическая коррекция и профилактика агрессивного поведения старших подростков в условиях школы
Гипотеза исследования: психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков будет проходить более успешно, если будет, составлена программа коррекции агрессивного поведения старших подростков, а так же будут приняты мероприятия. направленные на предупреждение проявлений подростковой агрессии в условиях школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность программы психолого–педагогической профилактики и коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2. Определить причины проявления агрессии подростков.
3. Опытно–экспериментальным путем выявить признаки агрессивного поведения старших подростков.
4. Апробировать программу профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
5. Произвести анализ результатов научной работы.
Теоретико-методологические основы исследования: теоретическим основанием для разработки проблемы исследования послужили работы
В работе были использованы такие методы исследования, как:
-
Анализ, синтез и обобщение психолого-педагогическрй литературы по проблеме исследования
-
Набдюдение
-
Тестирование
-
–
-
-
Методический инструментарий:
-
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время (на переменах, после уроков, на общешкольных мероприятиях)
-
Методика диагностики
-
Тренинг?
База исследования: МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой
Выборочная совокупность:
50 в возрасте 13-15 лет
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 6. – С. 56- 61file:///C:/Users/ара/Downloads/erih-fromm-o-chelovecheskoy-agressivnosti-i-destruktivnosti-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-analiza.pdf) 6
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины 9
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков 18
Выводы по I главе: 28
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 29
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков 29
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков 29
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников 29
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 32
Анализ, синтез и обобщение психолого-педагогическрй литературы по проблеме исследования
Набдюдение
Тестирование
–
-
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время (на переменах, после уроков, на общешкольных мероприятиях)
Методика диагностики
Тренинг?
Положения, выносимые на защиту
Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования
Практическая значимость исследования
Апробация результатов исследования
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе
Слово агрессия (aggression) происходит от латинского «adgradi», что буквально означает «двигаться на», «наступать» (где ad— на, gradus— шаг).
Однокоренными словами для этого термина являются слова «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. «Быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм). Позднее, интерпретация этого слова приобрела конкретное значение, выражающее действия враждебного характера.2
Согласно теории А. Басса, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
А. Бандура понимает агрессивное поведение как совокупность навыков, приобретенных в результате длительного и всестороннего научения. По его мнению, чтобы освоить формы разрушительных действий, человеку необходимо лицезреть их социальные образцы, а также получать поощрение при их демонстрации и личное одобрение 3
Несмотря на достаточно большое количество определений термина «агрессия» в научной литературе и множество взглядов и подходов на понимание ее природы, сегодня, общепринято следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.4
По мнению ученых, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Другие ученые с этим не согласны.
Говоря об агрессии, мы, естественно, всем своим существом показываем, что относимся к ней негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем, это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия — естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология, как считают некоторые.
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Такой вид агрессии является проявлением нормы для человека. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности5.
Как утверждала А. Пикина в своих работах, все люди агрессивны в той или иной форме. Для человека агрессия является формой самозащиты и инстинктивной формой выживания в мире. Но с возрастом и в результате процесса социализации данный инстинкт перестраиваться в адаптивную форму поведения6.
Э. Фромм отмечает: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз. Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» 7.
Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций. Психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивидууму, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим
В современном мире (в сравнении с подростками предшествующих поколений) появляется больше новых источников агрессии для подростков, например, технологического (связанных с достижениями технического прогресса), социокультурного (связанных с влиянием массовой культуры, моды), морально-нравственного (связанных с различными аспектами взаимодействия и принятия в социальном пространстве на основе различных атрибутов) характера. В то же время, общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками. Как считает X. Хекхаузен
8, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии.
В силу возрастных особенностей многим подросткам сложно справиться с проявлением агрессии, которая зачастую переходит в статус «злокачественной» агрессии, тем самым нанося вред окружающим и самому себе. Следовательно, не теряют актуальности и вопросы коррекции и профилактики подростковой агрессии.
Итак, перейдем к подробному изучению проявлений агрессивного поведения подростков и выясним его причины