Файл: Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников
Симптоматическая коррекция, как утверждает автор, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют всевозможные причины и вследствие этого различную структуру нарушений в развитии подростка.
А.И. Кочетов утверждает, что психолого–педагогическая коррекция имеет ряд основных функций: речь идет о восстановлении положительных качеств, которые преобладали у подростка до того, как он испытывал трудности в воспитании и обращении к памяти подростка о его социально одобряемых действиях;
компенсирующая функция, она заключается в формировании у подростка стремления компенсировать любое отсутствие успеха в увлекательной деятельности (в спорте, труде и т.д.);
стимулирование, направленное на активизацию позитивной общественно–полезной деятельности личности; реализация осуществляется с помощью позитивной или негативной оценки, т.е. не безразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его действиям и поступкам;
исправительная, она связана с устранением и коррекцией негативных качеств подростка и направлена на применение различных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.) [37, с. 25].
Г.Ф. Кумарина устанавливает, что принципы психолого– педагогической коррекции являются основными исходными положениями коррекции. Принципы раскрывают механизмы, которые помогают развитию и коррекции личности, а также правила поведения участников воздействия. Принципами могут выступать внутренние убеждения, взгляды, определенные ценности и нормы. Нормы представляют собой совокупность неписанных правил, определяющих, что правильно и что не правильно, что допустимо, а что недопустимо. Нормы могут быть заданы изначально и могут быть разработаны группой [41, с. 178]. Т.П. Смирнова выделяет шесть направлений психолого– педагогической коррекции агрессивного поведения [54]: понижение уровня личностной тревожности; формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие сочувствия; развитие позитивной самооценки; формирование способов выражения своего гнева социально одобряемым, приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом; обучение техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями; обучение конструктивным способам поведения в проблемной ситуации, устранение деструктивных элементов в поведении. Для психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения необходимо обучить старших подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. При построении 34 деятельности со страшим подростком, у которого агрессивное поведение, важно с уважением и пониманием относиться к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных негативных эмоций. С этими эмоциями они не могут справиться. За агрессивным поведением, как правило, скрывается разочарование, неудовлетворенность, отверженность. Без позитивного внимания и принятия личности ребенка со стороны социального педагога и психолога вся работа по психолого–педагогической коррекции будет обречена на неудачу, так как старший подросток, вероятнее всего, потеряет доверие к социальному педагогу и психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе. В целях проведения успешной психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения выделяют ряд принципов, на которых строится взаимодействие педагогических работников, социального педагога и психолога с ребенком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка. позитивное внимание к внутреннему миру ребенка. безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом. сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки способов саморегуляции и контроля. Наиболее эффективные, методы психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения подростков старшего возраста были выделены В. И. Долговой [21]: 1. групповое обсуждение, основанное на обсуждении участниками определенных ситуаций или позиций и их рассмотрении с разных позиций. В результате группового обсуждения изначально неоднородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и становятся единым, общим усредненным мнением – групповой нормализацией. 35 2. анализ ситуаций, предлагаемых в игровой форме, и моделирование жизненных ситуаций подростков: позволяет подросткам анализировать свое поведение, исходя из ситуаций, в которых они проигрывают, их мнений и поведения других участников. 3. Игра как деятельность человека, направленная на условное моделирование некоторой разворачивающейся деятельности, как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта, закрепленного в социально фиксированных способах действия субъекта, в субъектах науки и культуры. Ролевая игра как элемент психодрамы, ее участники выполняют различные значимые для них роли в реальной жизни; символическая игра – разновидность игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов или знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме. 4) Работа в парах, тройках, микрогруппах используется при обучении навыкам или на любом другом этапе обучения. «Психолого–педагогическая коррекция включает в себя широкий арсенал методов, основной из которых»: исправление через творческое самовыражение; путем сублимации агрессии в социально одобряемую деятельность; через участие в учебной группе; коррекция поведенческими методами» – предполагает Г.Н. Голухова [12]. Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте имеет особое значение по следующим причинам: если агрессивное поведение не корректируется, оно фиксируется и развивается; подростковая агрессия тесно связана с серьезными проблемами во взрослой жизни; агрессивность родителей приводит к агрессивному поведению детей и умножению его в последующем поколении; 36 не только жертва и агрессор, но и общество платят за агрессивность. Поэтому психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения – это система мер, направленных на исправление недостатков в человеческом поведении с использованием конкретных средств и методов психолого– педагогического воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и др. Выделяются следующие принципы психолого–педагогической коррекции: принцип единства коррекции и развития; принцип «нормативности» развития на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка; принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип приоритетности коррекции каузального типа; деятельностный принцип; принцип комплексности методов социально–педагогического воздействия; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Также выделяется две основные формы психолого–педагогической коррекции: симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии, и коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии. Направления психолого–педагогической коррекции: работа с подростками,
работа с родителями, совместная работа с подростками, родителями и педагогами.
Блоки
Методика Басса - Дарки
I.Диагностический
Методика Г. Айзенка
Цель психолого – педагогической коррекции
II. Коррекционный
Задачи психолого – педагогической коррекции
Содержание психолого – педагогической коррекции
Повторная диагностика
III. Проверка эффективности коррекционного воздействия
Результаты психолого – педагогической коррекци
IV. Психолого-педагогические рекомендации родителям, учителям, подросткам
Рис. 1. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
Изучая этапы взросления ребенка, психологи сходятся во мнении, что подростковым возрастом является возраст от 10-18 лет. В течение этого периода жизни ребенка происходит несколько «кризисов», когда подросток выходит на новый этап взросления. Психологическое развитие ребенка в подростковом возрасте напрямую связано с физическим. Из ребенка подросток «превращается» в юношу или девушку. Несомненно, этот факт «бурного» развития организма влияет на развитие психики. Подростку очень сложно «держать себя в руках», ведь гормональные, психологические и физические изменения «обостряют» все черты личности подростка. Он может быть чрезмерно обидчивым, плаксивым, грустным, а так же агрессивным. Чувства обиды или грусти –нормальное проявление человека, так же, как и агрессия. Для человека агрессия является формой самозащиты и инстинктивной формой выживания в мире. По мере взросления ребенка и в результате процесса социализации данный инстинкт перестраиваться в адаптивную форму поведения. Подросток находится в процессе «перестройки» организма от ребенка к взрослому. Ему уже присущи некоторые черты взрослой личности, но, в то же время, подросток недостаточно познал и принял себя, ему очень сложно управлять собой. Поэтому подросткам характерны юношеский максимализм, суждение из крайности в крайность, депрессивность, а так же агрессивность. Так же, на чрезмерное проявление «негативных» свойств характера влияют внешние и внутренние мотивы подростка. Поэтому модель психолого– педагогической коррекции призвана помочь подросткам снизить уровень агрессии до приемлемого (адекватного) значения. Подросткам с высоким уровнем агрессивности оказать помощь в адекватном реагировании в конфликтных ситуациях, сдерживать агрессивные реакции, управлять своими эмоциями и состоянием.
1 https://www.who.int/
3 Бандура А. Подростковая агрессия. М.: ИНФРА-М. 2009. 312с.
4 Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. № T31. С. 11-15
5 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с.
6 . Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. URL: http:// socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 10.10.2019
7 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / стр.162 Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с.
8 Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность.М., 1986, т. 1, с. 365-405.
9 Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с.
10 Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова; Учебное пособие – СПб.: РЕЧЬ, 2016.–336 с.
11 Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений [Текст]/ Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева; М.: ТЦ Сфера, 2016.–192 с
12 Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека [Текст]/ Н.Д. Левитов; М.: Просвещение, 2015.– 123 с
13 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]/ Е.В.Змановская; Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2–е изд., исправленное. – М.: Издательский центр «АКАДЕМА», 2014. – 228 с.
А.И. Кочетов утверждает, что психолого–педагогическая коррекция имеет ряд основных функций: речь идет о восстановлении положительных качеств, которые преобладали у подростка до того, как он испытывал трудности в воспитании и обращении к памяти подростка о его социально одобряемых действиях;
компенсирующая функция, она заключается в формировании у подростка стремления компенсировать любое отсутствие успеха в увлекательной деятельности (в спорте, труде и т.д.);
стимулирование, направленное на активизацию позитивной общественно–полезной деятельности личности; реализация осуществляется с помощью позитивной или негативной оценки, т.е. не безразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его действиям и поступкам;
исправительная, она связана с устранением и коррекцией негативных качеств подростка и направлена на применение различных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.) [37, с. 25].
Г.Ф. Кумарина устанавливает, что принципы психолого– педагогической коррекции являются основными исходными положениями коррекции. Принципы раскрывают механизмы, которые помогают развитию и коррекции личности, а также правила поведения участников воздействия. Принципами могут выступать внутренние убеждения, взгляды, определенные ценности и нормы. Нормы представляют собой совокупность неписанных правил, определяющих, что правильно и что не правильно, что допустимо, а что недопустимо. Нормы могут быть заданы изначально и могут быть разработаны группой [41, с. 178]. Т.П. Смирнова выделяет шесть направлений психолого– педагогической коррекции агрессивного поведения [54]: понижение уровня личностной тревожности; формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие сочувствия; развитие позитивной самооценки; формирование способов выражения своего гнева социально одобряемым, приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом; обучение техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями; обучение конструктивным способам поведения в проблемной ситуации, устранение деструктивных элементов в поведении. Для психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения необходимо обучить старших подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. При построении 34 деятельности со страшим подростком, у которого агрессивное поведение, важно с уважением и пониманием относиться к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных негативных эмоций. С этими эмоциями они не могут справиться. За агрессивным поведением, как правило, скрывается разочарование, неудовлетворенность, отверженность. Без позитивного внимания и принятия личности ребенка со стороны социального педагога и психолога вся работа по психолого–педагогической коррекции будет обречена на неудачу, так как старший подросток, вероятнее всего, потеряет доверие к социальному педагогу и психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе. В целях проведения успешной психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения выделяют ряд принципов, на которых строится взаимодействие педагогических работников, социального педагога и психолога с ребенком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка. позитивное внимание к внутреннему миру ребенка. безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом. сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки способов саморегуляции и контроля. Наиболее эффективные, методы психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения подростков старшего возраста были выделены В. И. Долговой [21]: 1. групповое обсуждение, основанное на обсуждении участниками определенных ситуаций или позиций и их рассмотрении с разных позиций. В результате группового обсуждения изначально неоднородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и становятся единым, общим усредненным мнением – групповой нормализацией. 35 2. анализ ситуаций, предлагаемых в игровой форме, и моделирование жизненных ситуаций подростков: позволяет подросткам анализировать свое поведение, исходя из ситуаций, в которых они проигрывают, их мнений и поведения других участников. 3. Игра как деятельность человека, направленная на условное моделирование некоторой разворачивающейся деятельности, как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта, закрепленного в социально фиксированных способах действия субъекта, в субъектах науки и культуры. Ролевая игра как элемент психодрамы, ее участники выполняют различные значимые для них роли в реальной жизни; символическая игра – разновидность игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов или знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме. 4) Работа в парах, тройках, микрогруппах используется при обучении навыкам или на любом другом этапе обучения. «Психолого–педагогическая коррекция включает в себя широкий арсенал методов, основной из которых»: исправление через творческое самовыражение; путем сублимации агрессии в социально одобряемую деятельность; через участие в учебной группе; коррекция поведенческими методами» – предполагает Г.Н. Голухова [12]. Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте имеет особое значение по следующим причинам: если агрессивное поведение не корректируется, оно фиксируется и развивается; подростковая агрессия тесно связана с серьезными проблемами во взрослой жизни; агрессивность родителей приводит к агрессивному поведению детей и умножению его в последующем поколении; 36 не только жертва и агрессор, но и общество платят за агрессивность. Поэтому психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения – это система мер, направленных на исправление недостатков в человеческом поведении с использованием конкретных средств и методов психолого– педагогического воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и др. Выделяются следующие принципы психолого–педагогической коррекции: принцип единства коррекции и развития; принцип «нормативности» развития на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка; принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип приоритетности коррекции каузального типа; деятельностный принцип; принцип комплексности методов социально–педагогического воздействия; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Также выделяется две основные формы психолого–педагогической коррекции: симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии, и коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии. Направления психолого–педагогической коррекции: работа с подростками,
работа с родителями, совместная работа с подростками, родителями и педагогами.
Блоки
Методика Басса - Дарки
I.Диагностический
Методика Г. Айзенка
Цель психолого – педагогической коррекции
II. Коррекционный
Задачи психолого – педагогической коррекции
Содержание психолого – педагогической коррекции
Повторная диагностика
III. Проверка эффективности коррекционного воздействия
Результаты психолого – педагогической коррекци
IV. Психолого-педагогические рекомендации родителям, учителям, подросткам
Рис. 1. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
Выводы по I главе:
Изучая этапы взросления ребенка, психологи сходятся во мнении, что подростковым возрастом является возраст от 10-18 лет. В течение этого периода жизни ребенка происходит несколько «кризисов», когда подросток выходит на новый этап взросления. Психологическое развитие ребенка в подростковом возрасте напрямую связано с физическим. Из ребенка подросток «превращается» в юношу или девушку. Несомненно, этот факт «бурного» развития организма влияет на развитие психики. Подростку очень сложно «держать себя в руках», ведь гормональные, психологические и физические изменения «обостряют» все черты личности подростка. Он может быть чрезмерно обидчивым, плаксивым, грустным, а так же агрессивным. Чувства обиды или грусти –нормальное проявление человека, так же, как и агрессия. Для человека агрессия является формой самозащиты и инстинктивной формой выживания в мире. По мере взросления ребенка и в результате процесса социализации данный инстинкт перестраиваться в адаптивную форму поведения. Подросток находится в процессе «перестройки» организма от ребенка к взрослому. Ему уже присущи некоторые черты взрослой личности, но, в то же время, подросток недостаточно познал и принял себя, ему очень сложно управлять собой. Поэтому подросткам характерны юношеский максимализм, суждение из крайности в крайность, депрессивность, а так же агрессивность. Так же, на чрезмерное проявление «негативных» свойств характера влияют внешние и внутренние мотивы подростка. Поэтому модель психолого– педагогической коррекции призвана помочь подросткам снизить уровень агрессии до приемлемого (адекватного) значения. Подросткам с высоким уровнем агрессивности оказать помощь в адекватном реагировании в конфликтных ситуациях, сдерживать агрессивные реакции, управлять своими эмоциями и состоянием.
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1 https://www.who.int/
2 Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 6. – С. 56- 61file:///C:/Users/ара/Downloads/erih-fromm-o-chelovecheskoy-agressivnosti-i-destruktivnosti-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-analiza.pdf)
3 Бандура А. Подростковая агрессия. М.: ИНФРА-М. 2009. 312с.
4 Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. № T31. С. 11-15
5 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с.
6 . Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. URL: http:// socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 10.10.2019
7 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / стр.162 Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с.
8 Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность.М., 1986, т. 1, с. 365-405.
9 Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с.
10 Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова; Учебное пособие – СПб.: РЕЧЬ, 2016.–336 с.
11 Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений [Текст]/ Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева; М.: ТЦ Сфера, 2016.–192 с
12 Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека [Текст]/ Н.Д. Левитов; М.: Просвещение, 2015.– 123 с
13 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]/ Е.В.Змановская; Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2–е изд., исправленное. – М.: Издательский центр «АКАДЕМА», 2014. – 228 с.