Файл: Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков 6.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков
2.3 Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины
Подростковый возраст по праву считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным.
Уже в античности воспитанию и обучению подростков уделялось особое внимание. Согласно Платону, в 12-16 лет дети должны были посещать школу физического воспитания, а в 16-18 изучать арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями. То есть, эти периоды рассматривались как подготовка к практической деятельности в дальнейшей жизни человека. В эпоху Возрождения Я.А. Коменский называет отрочеством период 6-12 лет (основная характеристика – развитие памяти, воображения и их исполнительных органов – языка и руки), а юностью – 12-18 лет (более высокий уровень развития мышления). Ж.-Ж. Руссо считал «периодом бурь и страстей», когда осуществляется нравственное становление личности, возраст от 16 лет до совершеннолетия.
Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет.
А.Е. Личко соединил выделенные им показатели созревания с концепцией Д.Б. Эльконина. Это позволило принять возраст 12-17 лет как подростковый возраст и подразделить его на следующие фазы: предподростковая (предпубертатная) - 10-11 лет, младшая подростковая (первая пубертатная) - 12-13 лет, средняя подростковая (вторая пубертатная) - 14-15 лет, старшая подростковая (третья пубертатная) - 16-17 лет и послеподростковая (постпубертатная) - 18-19 лет.
Таким образом, подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 10 и продолжается до 19 лет — период, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения,
повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях у детей подросткового возраста проявляются такие признаки как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность, частая смена настроения. У подростка могут появиться тревога, склонность к риску, и проблемное поведение.
Одна из актуальных проблем подросткового периода это проблема агрессивного поведения. Проблемой агрессии занимались многие ученые и педагоги не только современности, но и прошлых лет. Например, А. Басс и А. Дарки выделяли 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).
5. Негативизм (оппозиционное поведение) .9
Также выделяют внешнюю и внутреннюю (аутoагрессию) агрессию. Внешняя агрессия представляет собой агрессивное поведение, направленное на окружающих и внешние предметы. Аутоагрессией является разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким–либо причинам (преимущественно социальным, когда вызвавший агрессию объект недоступен, слишком силен, является в какой–то мере неуязвимым) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются личностью на саму себя10
«В подростковый период активно происходит формирование социальных ценностей и жизненной позиции, психологические и личностные процессы развития ребенка происходят не гладко, а резко и противоречиво» – пишут Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева. Подросток – не ребенок, но и не взрослый. Чувство взрослости у подростка выражается в стремлении к независимости, в желании, чтобы старшие уважали достоинство его личности, чтобы с уважением относились к его мнению. Его поведение характеризуется эмоциональной нестабильностью и чувствительностью, застенчивостью и агрессивностью, напряженностью и конфликтными отношениями с другими людьми, а также склонностью к крайним оценкам и суждениям. Агрессивность в подростковом возрасте можно рассматривать как имитацию негативных «взрослых» моделей поведения 11. «У каждого возраста есть свои специфические потребности и способы их удовлетворения
, которые порождают то или иное поведение. Очень часто потребности подростков превышают реальные возможности их удовлетворения. Существует конфликт между стремлением удовлетворить преувеличенные потребности весьма ограниченными средствами, возможностями и потенциалом для их удовлетворения. Такой конфликт приводит к эмоциональному напряжению, накоплению негативных и агрессивных чувств» – определяет Н.Д. Левитов, исследуя проблему агрессивного поведения подростков 12. «Целью агрессии для подростков может быть как фактическое причинение страданий жертве, так и использование агрессии как способа достижения другой цели. Агрессия может быть направлена на внешние объекты (людей или объекты) или на себя (тело или человека)» – подчеркивает Е.В. Змановская 13. «Агрессия может быть направлена на: окружающих людей вне семьи, только на близких людей, животных, самих себя, на внешние физические объекты на символические и фантастические объекты» – считает Н.М. Платонова14. «Наиболее распространенными проявлениями агрессии являются конфликт, клевета, давление, принуждение, негативная оценка, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в избегании контактов, бездействии с целью причинения кому– либо вреда, нанесении вреда себе и самоубийство» – пишет Г. Лорено. Он также подчеркивает, что внутренние представления об агрессии могут быть идеями фантазиями подростка15. Все описанные выше эффекты наблюдаются у значительного числа детей старшего подросткового возраста. Отслеживая проблему подростковой агрессивности, Г.Е. Бреслав отмечает, что постепенно агрессия сменяется более сложными способами поведения, опосредованными социальными нормами и нравственными проявлениями. И только у определенной категории детей агрессия остается и, более того, продолжает развиваться, трансформироваться в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. Он доказывает, что агрессивные действия могут быть очень разными по форме. К ним относятся детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты, буллинг 16. Такие формы агрессивного поведения подростков, как ситуационно– агрессивные реакции (в виде кратковременных реакций на конкретную ситуацию); пассивно–агрессивное поведение (в виде бездействия или отказа от чего–либо); активное агрессивное поведение (в виде деструктивных или насильственных действий) рассматривает И.С. Зимина17. Среди психологических особенностей
, провоцирующих агрессивное поведение, Н.А. Дубинко определяет: недостаточное развитие интеллекта, недооцененную самооценку, низкий уровень самоконтроля, неразвитые коммуникативные навыки, повышенную возбудимость нервной системы 18. А. А. Хван анализирует такие причины агрессивного поведения подростков, как выраженное желание доминировать над людьми и использовать их в своих целях, склонность к разрушению, ориентация на причинение вреда окружающим19. М.И. Станкин изучает внешние факторы, влияющие на условия формирования агрессивного поведения. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов является влияние средств массовой информации на агрессивное поведение подростков. Автор является сторонником негативного влияния СМИ, исходит из того, что люди учатся вести себя агрессивно, в первую очередь, наблюдая за чужой агрессией. Механизм формирования агрессивного поведения с помощью телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерный энтузиазм к телепередачам, агрессивные фантазии, отождествление себя с персонажем, овладение агрессивным способом
Таким образом, мы выяснили, что агрессивное поведение представляет собой деструктивную, разрушительную форму поведения, направленную на причинение психического или физического вреда другому человеку (объекту нападения), состоящую из познавательного, волевого и эмоционального компонентов. Выделяют две основные формы агрессивного поведения: вербальная и физическая. Существуют два вида агрессии: доброкачественная, которая появляется в момент опасности и носит защитный характер, и злокачественная, которая представляет собой деструктивность, жестокость. Также выделяют внешнюю агрессию, направленную на окружающих и внешние предметы, и внутреннюю агрессию, направленную человеком на самого себя.
Причины, влияющие на агрессивное поведение подростков:
1. Семейные причины агрессивного поведения подростков.
И. А. Фурманов признает семью основным социальным источником формирования агрессивного поведения подростков. Он указывает на то, что агрессия проявляется не только по отношению к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие не является редкостью для многих семей. Как отмечает автор, на формирование агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, такие как низкая степень сплоченности семьи, конфликты, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания
20.
Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего, любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.
К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:
Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.