ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
40 термин «общественное консультирование» для описания многосторонней дея- тельности консультанта.
Дералд Сью, редактор «Personnel and Guidance Journal», заострил внима- ние на проблемах, связанных с многообразием культур.
Образована Американская ассоциация консультантов в области психиче- ского здоровья.
Робертом Каркхуффом, Алленом Иви и их коллегами начато обучение студентов по программам освоения базисных навыков оказания помощи.
Положено начало государственному лицензированию консультантов; первым стал штат Вирджиния.
APGA
проявляет себя как мощная профессиональная организация.
1980-
Е ГОДЫ
Образован Аккредитационный совет по консультированию и родствен- ным образовательным программам {Council for Accreditation of Counseling and
Related Educational Programs. —
С А С REP).
Учрежден Национальный Совет по сертификации консультантов (NBCC).
В 1985 году было образовано международное научное и профессиональ- ное почетное общество консультантов — Chi Sigma Iota.
В Атланте проведена Конференция по профессиональным стандартам психологического консультирования.
Продолжается увеличение численности ассоциаций по консультирова- нию. Открыта новая штаб-квартира ААCD.
Вопросы гуманистического роста и развития оказываются в центре вни- мания консультирования. Кроме этого, Кэрол Гиллиган в книге «In a different
voice»
обратила внимание на важность изучения особенностей женщин и жен- ских проблем в консультировании.
1990-
Е ГОДЫ
АА CD сменила свое название и стала Американской ассоциацией кон- сультирования (АСА).
Больше внимания стало уделяться плюрализму и мультикультуральности в консультировании.
Достигнута большая открытость в обращении к вопросам духовности.
Возросло внимание к инструкциям и отчетности в консультировании.
Состоялось слияние Национальной Академии клинических консультан- тов в области психического здоровья с NBCC.
Консультанты добиваются признания в качестве основных поставщиков услуг в сфере психического здоровья при обсуждении и принятии реформ здра- воохранения.
41
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Чем различаются термины консультирование, психотерапия и персональное руко-
водство? Разделитесь на группы по три человека, пусть один из них доказывает, что эти термины одинаковы, а второй доказывает, что данные термины различны. Третий участник должен обеспечивать обратную связь между ними.
2. Какое десятилетие вы считаете наиболее важным для развития консультирования?
Можно ли какое-либо десятилетие назвать наименее значимым? Дайте аргументированный ответ.
3. О чем из того, что вы знаете о консультировании в настоящий момент, вы прочита- ли впервые в этой главе? Обсудите, соответствует ли то, что вы узнали, вашим ожиданиям.
Подробно обоснуйте свой ответ.
4. Ознакомьтесь более подробно с жизнью и влиянием отдельных деятелей консуль- тирования. Можете выбрать одного из новаторов, упоминавшихся в данной главе или пред- ложенных инструктором. Сообщите свою информацию однокурсникам.
5. Пригласите в аудиторию профессионального консультанта и поговорите о том, как он расценивает изменения в консультировании, происшедшие за каждое из десятилетий.
Сравните впечатления вашего визитера с тем, что вам стало известно после чтения этой гла- вы.
Л
ИТЕРАТУРА
American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental dis-
orders (4 th ed.). Washington DC: Author.
Armour D. J. (1969). The American counselor. New York: Sage.Aubrey R. F. (1977). His- torical development of guidance and counseling and implications for the future. Personnel and
Guidance Journal, 55, 288-295.
Aubrey R. F. (1982). A house divided: Guidance and counseling in twentieth-century Amer- ica. Personnel and Guidance Journal, 60,198-204.
Aubrey R. F. (1983). The odyssey of counseling and images of the future. Personnel and
Guidance Journal, 61,78-82.
Baker S. (1996). Recollection of the boom era in school counseling. The School Conselor,
43,163.
Barstow S. (1998 June). Managed care debate heats up in Congress. Counseling Today, 1,
26.
Beers C. (1908). A mind that found itself. New York: Longman Green.
Bemak F. (1998 February 13). Counseling at-risk students. Presentation at Wake Forest
University Institute for Ethics and Leadership in Counseling Winston-Salem NC.
Belkin G. S. (1975). Practical counseling in the schools. Dubuque I A: Brown.
Bowman J. T. & Reeves T. G. (1987). Moral development and empathy in counseling.
Counselor Education and Supervision, 26, 293-298.
Brammer L. M. (1993). The helping relationship: Process and skills (5th ed.). Boston: Allyn
& Bacon.
Brewer J. M. (1932). Education as guidance. New York: Macmillan.
Carter R.
Т., (1990). The relationship between racism and racial identity among white
Americans: An exploratory Investigation. Journal of Counseling and Development, 69, 46-50.
Casey J. M. (1996). Gail F. Farwell: A developmentalist who lives his ideas. The School
Counselor. 43,174-180.
Colangelo N. (1985). Overview. Elementary School Guidance and Counseling, 19, 244-245.
Corsini R. J. (1995). Introduction. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Currentpsychothe-
42
ra-pies (5th ed., pp. 1-14). Itasca IL: Peacock.
Davis H. V. (1988). Frank Parsons: Prophet, innovator, counselor. Carbondale: University of Southern Illinois Press.
Drummond R.J. & Ryan C. W. (1995). Career counseling: A developmental approach. Up- per Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Gardner G. W. (1990). On leadership. New York: Free Press.
Gilligan C. (1982). In a different voice. Cambridge MA: Harvard University Press.
Gladding S. T. (1999). Group work: A counseling specially. (3rd ed.). Upper Saddle River
NJ: Merrill/Prentice Hall.
Gladstein G. A. & Apfel F. S. (1987). A theoretically based adult career counseling center.
Career Development Quarterly, 36, 178-185.
Glosoff H. L. & Rockwell P. J. Jr. (1997). The counseling profession: A historical perspec- tive. In D. Capuzzi & D. R. Gross (Eds.) Introduction to the counseling profession (2nd ed., pp. 3-
47). Boston: Allyn & Bacon.
Goetz B. (1998 May 27). An inside/outsider's view of the counseling profession today. Paper presented at the Chi Sigma Iota Invitational Counselor Advocacy Conference Greensboro NC.
Goodyear R. K. (1984). On our journal's evolution: Historical developments, transitions, and future directions. Journal of Counseling and Development, 63, 3-9.
Goodyear R. K. &Watkins
С. Е., Jr. (1983). С. Н. Patterson: The counselor's counselor.
Personnel and Guidance Journal, 61, 592-597.
Gummere R. M. Jr. (1988). The counselor as prophet: Frank Parsons, 1854-1908. Journal of
Counseling and Development, 66, 402-405.
Hackney H. & Wrenn C. G. (1990). The contemporary counselor in a changed world. In H.
Hackney (Ed.) Changing contexts for counselor preparation in the 1990s (pp. 1-20). Alexandria.
VA: Association for Counselor Education and Supervision.
Hamachek D. E. (1988). Evaluating self-concept and ego development within Erikson's psy- chosocial framework: A formulation.Joumal of Counseling and Development, 66, 354-360.
HansenJ. C. Rossberg R. H. & Cramer S. H. (1994). Counseling: Theory and process (5th ed.) Boston: Allyn & Bacon.
Harold M. (1985). Council's history examined after 50 years. Guidepost, 27(10), 4.
Heppner P. P. (1990). Life lines: Institutional perspectives [Feature editor's introduction].
Journal of Counseling and Development, 68, 246.
Herr E. L. (1985). AACD: An association committed to unity through diversity. Journal of
Counseling and Development, 63, 395-404.
Herr E. L. & Fabian E. S. (1993). The Journal of Counseling and Development: Its legacy and its aspirations. Journal of Counseling and Development, 72, 3-4.
Hollis J. W. (1997). Counselor preparation 1996-1998. Muncie IN: Accelerated Develop- ment.
Hollis J. W. & Wantz R. A. (1980). Counselor preparation. Muncie IN: Accelerated Devel- opment. Ingram J. (1998 Spring/Summer). Psychopharmacology questions? WAGES Wire, 36, 4.
Ivey A. E. (1971). Microcounseling: Innovations in interviewing training. Springfield IL:
Thomas.
Kivlighan D. M. Jr. Johnston G. A. Hogan R. S. & Mauer E. (1994). Who benefits 'from computerized career counseling? Journal of Counseling and Development, 72, 289-292. Kohlberg
L. (1969). Stages in the development of moral thought and action. New York: Holt Rinehart &
Winston.
Krumboltz J. D. (Ed.) (1966). Revolution in counseling. Boston: Houghton Mifflin. Lapsley
D. K. & Quintana S. M. (1985). Recent approaches to the moral and social education of children.
Elementary School Guidance and Counseling, 19, 246-259.
Lee C. C. & Walz G. R. (1998). Social action: A mandate for counselors. Alexandria VA:
American Counseling Association. LeeJ. M. (1966). Issues and emphases in guidance: A historical perspective. InJ. M. Lee &NJ. Pallone (Eds.) Readings in guidance and counseling. New York:
43
Sheed & Ward.
Lewis J. & Lewis M. (1977). Community counseling: A human services approach. New
York: Wiley. LougharyJ. W., Stripling R. O. & Fitzgerald R. W. (Eds.). (1965). Counseling: A
growing profession. Washington DC: American Personnel and Guidance Association.
Lynch R. K. & Maki D. (1981). Searching for structure: A trait-factor approach to vocation- al rehabilitation. Vocational Guidance Quarterly, 30, 61-68.
Manderscheid R. W & Sonncnschein M. A. (1992). Mentalheallh in the United States, 1992
(DHHS Publication No. [SMA] 92-1942). Washington DC: U.S. Government Printing Office. Mur- phy K. E. (1998). Is managed care unethical? IAMFC Family Digest, 11 (1), 3. Myers J. (1990).
Personal interview. Greensboro NC.
Nugent F. A. (1981). Professional counseling. Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Nugent F.
A. (1994). An introduction to the profession of counseling (2nd ed.). Upper Saddle
River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Ohlsen M. M. (1983). Introduction to counseling.Itzsca IL: Peacock.
O'Neil J. M. & Carroll M. R. (1988). A gender role workshop focused on sexism, gender role conflict, and the gender role journey. Journal of Counseling and Development, 67, 193-197.
Paisley P. O. (1997). Personalizing our history: Profiles of theorists, researchers, practition- ers, and issues. Journal of Counseling and Development, 76, 4-5.
Parsons F. (1909). Choosing a vocation. Boston: Houghton Mifflin. Pearson J. E. (1988). A support group for women with relationship dependency. Journal of Counseling and Development,
66, 394-396.
PonterottoJ. G. & Casas J. M. (1987). In search of multicultural competence within counse- lor education programs. Journal of Counseling andDevelopment, 65, 430-434.
Rogers C. R. (1942). Counseling and psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin. Romano G.
(1992 Spring). AACD's 40 th anniversary. American Counselor, 1, 18-26.
Sampson J. P., Kolodinsky R. W & Grecno B. P. (1997). Counseling on the information highway: Future possibilities and potential problems. JowTial of Counseling & Development, 75,
203-212.
Seiler G., Brooks D. K. Jr. & Beck E. S. (1987). Training standards of the American Mental
Health Counselors Association: History, rationale and imp\\cat\ons.Journal of Mental Health Coun-
seling, 9, 199-209.
Shertzer
В. & Stone S. С. (1981). Fundamentals of guidance. Boston: Houghton Mifflin.
Steinhauser L. (1985). A new PhD's search for work: A case study. Journal of Counseling and De-
velopment, 63, 300-303.
Steinhauser L. & Bradley R. (1983). Accreditation of counselor education programs. Coun-
selor Education and Supervision, 25, 98-108.
Stephenson J. B. (1996). Changing families, changing systems: Counseling implications for the twenty first century. School Counselor, 44, 85-99.
Stripling R. O. (1978). ACES guidelines for doctoral preparation in counselor education.
Counselor Education and Supervision, 17, 163-166.
Strong E. K. Jr. (1943). Vocational interests of men and women. Stanford CA: Stanford
University Press.
Sue D. W., Arredondo R. & McDavis R. J. (1992). Multicultural counseling competencies and standards: A call to the profession. Journal of Multicultural Counseling and Development, 20,
64-88.
Super D. E. (1955). Transition: From vocational guidance to counseling psychology
.Journal of Counseling Psychology, 2,3-9.
Super D. E. (1993). The two faces of counseling: Or is it three? Career Development Quar-
terly, 42,132-136.
Sweeney T. (1989). Excellence vs. elitism. Newsletter of Chi Sigma Iota, 5 I II. Thomas S.
C. (1996). A sociological perspective on contextualism./
омгия/ of Counseling & Development, 74,
529-536.
44
Truax C. B. & Carkhuff R. R. (1967). Toward effective counseling and psychotherapy:
Training and practice. Chicago: Aldine. Tyler L. E. (1986). Farewell to guidance. Journal of Coun-
seling and Human Service Professions I, 152-155.
U.S. Employment Service. (1939). Dictionary of occupational titles. Washington DC: Au- thor. VanZandt
С. Е. (1990). Professionalism: A matter of personal initiatives. Journal of Counsel-
ing and Development, 68, 243-245.
Wedding D. (1995). Current issues«in psychotherapy. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.)
Current psychotherapies (5th ed., pp. 419-432). Itasca IL: Peacock. Weinrach S. G. (1987). Micro- counseling and beyond: A dialogue with Alien Ivey. Journal of Counseling and Development, 65,
532-537.
Weinrach S. G. & Thomas K. R. (1998). Diversity-sensitive counseling today: A postmod- ern clash of values. Journal of Counseling & Development, 76, 115-122.
Whiteley J. M. (1984). Counseling psychology: A historical perspective. Counseling Psy-
chologist, 12, 2-109.
Williamson E. G. (1939). How to counsel students: A manual of techniques for clinical
counselors. New York: McGraw-Hill. Williamson E. G. & Biggs D. A. (1979). Trait-factor theory and individual differences. In H. M. Burks Jr. & B. Stefflre (Eds.) Theories of counseling (3rd ed.)
(pp. 91-131). New York: McGraw-Hill.
Wilmarth R. R. (1985 Summer). Historical perspective, part two. AMHCA News, 8,21.
Wilson F. R. (1994 Spring). Assessment and counseling information: Access via Internet.
AAC Newsnotes, 29, 6-8.
Woody R. H., HansenJ. C. &Rossberg R. H. (1989). Counseling psychology. Pacific Grove
CA: Brooks. Cole.
Wrenn C. G. (1962). The counselor in a changing world. Washington DC: American Per- sonnel and Guidance Association.
Zytowski D. (1985). Frank! Frank! Where are you now that we need you? Counseling Psy-
chologist, 13, 129-135.
45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83
ГЛАВА 2
КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА
В полдень,
который не ознаменован ничем, кроме серого неба,
за тяжного дождя
да пары чашек тепловатого кофе,
ты приходишь ко мне с желаниями из мира Диснея.
Ты ждешь, чтобы я превратился в волшебника Гудини
в стиле Дэниэла Буна с грацией принца Чарминга
и с мудростью Эйба Линкольна.
Ты хочешь, чтобы с помощью магического слова,
волшебной палочки,
потустороннего духа, белого коня или, возможно,
улыбки
я вмиг избавил бы тебя от всех забот.
Но реальность сидит в зеленом мягком кресле,
молнией расколото соседнее дерево, .
вчера закончился еще один месяц.
Временами меня тяготит молчание,
и, в отличие от фантастических персонажей,
я не смогу пребывать всегда таким,
каким ты меня представляешь.
«Reality sits in a green-cushioned chair», by S. T. Gladding, 1973.
Personnel and Guidance Journal, 54, p. 222.
Консультирование является «альтруистической и благородной професси- ей». Как правило, «она привлекает заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей» (Myrick, 1997, р. 4). Консультантами хотят стать в силу разных причин. Иногда это происходит под влиянием людей, с которыми был связан консультант. Иногда те или иные образовательные программы, теории и системы консультирования выглядят для человека более привлекательными, чем другие. Важно, чтобы те, кто желает стать консультантом, внимательно изучили себя, прежде чем они посвятят свою жизнь данной профессии. Станут ли они в конце концов профессиональными консультантами или нет — не важ- но, все равно они получат пользу от познания себя и от изучения консультиро- вания. Они могут обрести способность проникать в глубины собственной лич- ности, научиться общаться с другими людьми и понимать, как происходит про- цесс консультирования (Cavanagh, 1990). Кроме того, они смогут совершен- ствовать свои моральные принципы и эмпатические способности (Bowman &
Reeves, 1987).
Эффективность консультанта и консультирования зависит от многих пе- ременных, среди которых:
• личностные качества, знания, навыки и опыт консультанта;
• образование консультанта;
• теоретические и системные взгляды консультанта;
46
• способность консультанта к таким смежным с консультированием ви- дами деятельности, как непрерывное образование, супервизирование и пропа- ганда идей консультирования.
Консультант и процесс консультирования оказывают воздействие на лю- дей, и если это воздействие не окажется благотворным, то, скорее всего, оно будет вредным (Carkhuff, 1969; Ellis, 1984; Mays & Franks, 1980). В этой главе рассматриваются личностные, образовательные, теоретические, системные и другие относящиеся к консультированию факторы, которые оказывают влияние на консультантов, процесс консультирования и профессию консультирования.
Л
ИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И КВАЛИФИКАЦИЯ
КОНСУЛЬТАНТА
Личность консультанта зачастую оказывается решающим ингредиентом, обусловливающим эффективность консультирования. Консультантам необхо- димы такие личностные качества, как зрелость, способность к эмпатии и ду- шевность. Они должны быть альтруистами по духу и обладать устойчивостью к неудачам и фрустрации. К сожалению, так бывает не всегда.
Н
ЕЗДОРОВЫЕ МОТИВЫ
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КОНСУЛЬТАНТА
Не всякому, кто хочет стать консультантом или приступает к обучению этой профессии, следовало бы заниматься этим делом. Это справедливо в тех случаях, когда мотивация лежит вне стремления заниматься консультировани- ем или когда налицо неполное соответствие между личностными качествами претендента и требованиями профессии.
Часть студентов, «которых привлекает профессия консультанта... как ока- зывается, сами имеют серьезные личностные и адаптационные проблемы»
(Witmer & Young, 1996, p.
142). Многих отчисляют, или они сами решают вы- брать другую карьеру до окончания обучения. Как бы то ни было, часть студен- тов, приступающих к обучению по программам подготовки консультантов, вы- бирают профессию по ложным причинам. Гай (Guy, 1987) приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования.
•
Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать про- фессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.
•
Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной.
•
Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пы- таться найти их в практике консультирования.
•
Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.
•
Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претен-
47 циозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью прояв- ления любви и привязанности.
•
Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чув- ствам в девиантном поведении своих клиентов.
К счастью, в большинстве случаев люди, которые в конце концов стано- вятся консультантами и закрепляются в профессии, руководствуются здравыми мотивами при выборе профессии консультанта (Foster, 1996). Консультанты или те, кто только готовится ими стать, должны непрерывно оценивать себя и свою деятельность: кто они есть и чем занимаются. Чтобы ответить на подоб- ные вопросы, необходимо проанализировать историю собственного развития как профессионала, свои положительные и отрицательные качества, личност- ные и профессиональные цели и задачи (Faiver Eisengart & Colonna, 1995).
Л
ИЧНОСТНЫЕ
КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА
Ниже перечислены функциональные и позитивные факторы, которые, как считают Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987), побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности.
Хотя этот список не является исчерпывающим, он высвечивает те моменты в жизни человека, которые делают его более или менее способным работать кон- сультантом.
•
Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способ- ны проявлять естественный интерес к другим.
•
Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора.
•
Легкость в поддержании разговора. Способность получать удоволь- ствие от словесного обмена.
•
Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого челове- ка, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культу- ре.
•
Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнооб- разные чувства, от гнева до радости.
•
Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние.
•
Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собствен- ные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей.
•
Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость.
•
Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, со- храняя определенную степень независимости.
•
Чувство юмора. Умение воспринимать неоднозначные стороны жиз-