Файл: Отчет по практике производственной (научноисследовательской работе) ханнанова аделя альбертовна курс 1, семестр 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»
Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль)

«Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ»

ЗМСУПОВЗ-11-21


ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

производственной

(научно-исследовательской работе)
ХАННАНОВА АДЕЛЯ АЛЬБЕРТОВНА

Курс 1, семестр 2

Научный руководитель

к.психол.н., доцент

Е.Ф. Сайфутдиярова

Дата защиты _1.06.2023г.
Оценка ___________


Уфа 2023
Целью практики является формирование общепрофессиональных компетенций:

– способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК 2);

– способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебы и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3);

- способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении (ОПК-5);

– способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6);

- способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений (ОПК-7);

– способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8).

Место прохождения практики: Кафедра специальной педагогики и психологии БУПУ им.М.Акмуллы

Даты прохождения практики: 13.02.2023 по 13.05.2023 г.

Вид (тип), способ и форма проведения практики:

Вид практики:производственная.

Тип практики: научно-исследовательская работа.

Способы проведения
: выездная.

Перечень планируемых результатов:

знать:

  • компоненты основных и дополнительных образовательных программ;

  • цели образовательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, и обозначает уровни достижения этих целей;

  • сущность, особенности и специфику применения психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, суть индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающимся с особыми образовательными потребностями;

  • определение состава участников, планирование и установку системы взаимодействия между участниками образовательных отношений с соблюдением их прав и обязанностей.

уметь:

  • проектировать программы основного и дополнительного образования на основе анализа их специфики и учёта нормативно-правовой документации;

  • применять разные формы, методы и технологии организации, как совместной, так и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

  • отбирать и планировать формы, методы и технологии взаимодействия участников образовательных отношений;

  • осуществлять дифференцированный отбор, проектировать психолого-педагогические технологии с целью индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.

владеть:

  • моделированием и конструированием программ основного и дополнительного образования, базируясь на их научно-методическом обеспечении;

  • выстраиванием организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

  • отбором, применением психолого-педагогических и инклюзивных технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.


Индивидуальное задание на проведение научно-исследовательской работы


Формулировка задания

Содержание задания, время исполнения

Организационно-методические указания

Пройти инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка профильной организации - базы практики.

  1. Изучить


Современную литературу по теме исследования -диагностика нарушений связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Содержание основных АООП обучения детей с нарушением интеллекта, посещающих школу-интернат.

Методы исследования связной речи у детей с нарушением интеллекта.

  1. Практически выполнить:



Описать методы исследования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта.

Провести исследование связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта.

Сформулировать выводы.

Составить список литературы по проблеме исследования.

Дополнительное задание



Подготовить к печати статью по результатам исследования.

Подготовить доклад к отчетной конференции.

Подготовить курсовую работу к защите.


Научный руководитель








СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ / НИР



1. Методы исследования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
- метод анализа научно-методической литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (диагностические методики: методика Р.И. Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку», методика В.П. Глухова «Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам», методика Т.А. Фотековой «Исследования связной речи»);

- методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

2. Результаты диагностического обследования младших школьников с нарушениями интеллекта.
А) По результатам диагностики диалогической речи отмечено, что у младших школьников с нарушением интеллекта недостаточно сформировано умение вести диалог, что выражается в следующем: дети не заинтересованы в диалоговом общении, дают краткие ответы на поставленные вопросы, ответы детей не адекватны по своему содержанию поставленным вопросам. (по методике Р.И. Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку»)
Б) Результаты обследования монологической речи младших школьников с нарушениями интеллекта по двум методикам позволили отметить следующее: у детей возникают трудности в построении связного предложения с опорой на картинку. Еще более затруднительным является составление рассказа по серии сюжетных картинок. Дети допускают лексико-грамматические ошибки, искажают смысл рассказа, допускают ошибки в звукопроизношении. Все это негативно сказывается на связности речи. В речи дети не соблюдают логичность, последовательность рассказа. Рассказ является неразвернутым. Самым сложным заданием для младших школьников с нарушениями интеллекта является самостоятельный пересказ без опоры на наглядность, по слуховому восприятию. Детям сложно удержать текст в памяти, что приводит к их неспособности составить связное высказывание.
(методика В.П. Глухова «Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам», методика Т.А. Фотековой «Исследования связной речи»)
3.Выводы
1 глава.
Связная речь – это сложная форма речевой деятельности, которая представляет собой развернутое смысловое, логически построенное высказывание, обеспечивающее понимание речи и общение людей. Порождение связного речевого высказывания является сложным процессом, требующим сформированности психических процессов. Ребенок, развитие которого в норме, постепенно овладевает связной речью, которая к младшему школьному возрасту является сформированной на достаточном уровне.

У младших школьников с нарушением интеллекта связная речь сформирована недостаточно. При этом наибольшие трудности ребенок испытывает при построении связного монологического высказывания в сравнении с диалогической формой речи. Трудности в овладении детьми связной речью возникают в результате отклонений в развитии психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, восприятия и пр.). Такие отклонения приводят к низкому уровню речевого развития, выражающегося в нарушениях всех компонентов речи: фонематической, лексической и грамматической структуры, которые являются основой в формировании связности высказываний. Связная речь детей отличается примитивностью, фрагментарностью, неполнотой. Младшие школьники не могут раскрыть полностью тему рассказа, в речевых высказываниях отсутствует точность, обеднены эмоционально-выразительные средства, нарушена логика повествования, отмечаются трудности в установлении причинно-следственных отношений между частями рассказа.

Для формирования связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта необходимо проводить своевременную педагогическую работу, которая должна включать в себя обучения диалогической и монологической речи различными, доступными для детей средствами: беседа, игра-драматизация, театрализованная игра, задания по картинам (предметным, сюжетным), сериям сюжетных картин. Такие рекомендации представлены в работах различных авторов. Мы считаем, что на логопедических занятиях одновременно следует также проводить работу по развитию психических процессов у детей, так как именно их недостаточность затрудняет формирование связной речи. Для этого в работе с детьми можно использовать различные дидактические игры и упражнения.
2 глава.

Проведено эмпирическое исследование сформированности связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта. В экспериментальную группу отобрано 7 младших школьников с нарушением интеллекта – учащиеся 2 класса школы-интернат для детей с ОВЗ. Для исследования нами были использованы диагностические методики: изучение диалогической речи: методика Р.И. Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку»; изучение монологической речи: методика В.П. Глухова «Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам», методика Т.А. Фотековой «Исследования связной речи».

Результаты обследования диалогической речи детей позволили установить, что у младших школьников с нарушениями интеллекта нарушены лексико-грамматическая, звукопроизносительная стороны речи, что сказывается негативно на ее связности. Большая часть детей не могут полноценно вести диалог, на вопросы дают неадекватные содержанию ответы, отвечают кратко, односложно. Но при этом диалогическая речь для детей более доступна в сравнении с монологической.

Результаты обследования монологической речи детей показали следующее: при составлении описательного высказывания, рассказа по картинке дети допускали лексико-грамматические ошибки, нарушали смысловую целостность, не соблюдали логичность и последовательность высказываний. Монологическая речь детей неоконченная и неразвернутая. Дети упускают важные смысловые звенья в высказываниях, что нарушает связность речи. При этом в монологе детям наиболее затруднительно пересказывать текст без опоры на наглядные материалы. С таким заданием большинство детей не могут справиться даже при оказании стимулирующей помощи со стороны педагога. В результате анализа количественных и качественных данных, полученных в ходе диагностического обследования младших школьников с нарушениями удалось подтвердить гипотезу исследования.
4. Список литературы по проблеме исследования.

  1. Азаугильдина, Л. Х. Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития / Л. Х. Азаугильдина // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. – 2018. – С. 31-35.

  2. Боровик, И. С. Логопедическое сопровождение коррекции связной речи младших школьников с нарушением интеллекта / И. С. Боровик // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 20-22.

  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва : Альянс, 2020. – 255 с.

  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ, 2008. – 671 с.

  5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

  6. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. – Москва : Юрайт, 2016. – 361 с.

  7. Душницкая, А. Сущность понятий «речь» и «связная речь» в психолого-педагогической литературе / А. Душницкая // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 259-261.

  8. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева – Москва : Эксмо, 2011 – 288 с.

  9. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. Москва : Владос, 2014. – 304 с.

  10. Исмаилова, И. С. Психологические особенности развития связной речи у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта : монография / И. С. Исмаилова. Армавир : Армавирская государственная педагогическая академия, 2016. – 188 с.

  11. Каширина, Е. Н. Особенности развития устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Е. Н. Каширина, Д. А. Самойленко // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. – Ялта: Ариал, 2019. – С. 212-215.

  12. Киселева, Т. Г. Особенности развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта / Т. Г. Киселева, А. С. Волкова // Общение в эпоху конвергенции технологий. – Москва : Психологический институт Российской академии образования, 2022. – С. 569-573.

  13. Крылова, Е. В. Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Е. В. Крылова. – Санкт-Петербург, 2008. – 209 с.

  14. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И Лалаева. – Москва : Владос, 2015. – 220 с.

  15. Лебедева, М. А. Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. А. Лебедева, Е. Ю. Токарева // MENDELEEV. New Generation. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 104-106.

  16. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва : Наука, 2016. – 224 с.

  17. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка /
    А. Р. Лурия. – Москва : Академия, 2016. – 96 с.

  18. Мальцева, Е. Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. Наук / Е. Р. Мальцева. – Москва, 1991. – 23 с.

  19. Пестрикова, Я. А. Особенности формирования навыков связной речи у детей с нарушениями интеллекта / Я. А. Пестрикова, И. Ю. Лебеденко // Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации. – Армавир, 2016. – С. 58–65.

  20. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – Москва : Просвещение, 2016. 200 с.

  21. Родионова, Е. В. Особенности формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта / Е. В. Родионова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 9-1. – С. 75-79.

  22. Рубинштейн, С. Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1999. – 560 с.

  23. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А.Сохин. – Москва : Просвещение, 1984. – 296 с.

  24. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва : Просвещение, 2017. – 144 с.

  25. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. – 2-е изд. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 96 с. 

  26. Шафранская, А. И. Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / А. И. Шафранская // Молодой ученый. – 2023. – № 1(448). – С. 54-56.

  27. Юрловская, И. А. Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития / И. А. Юрловская, М. М. Сатцаева // MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY. – Петрозаводск: Новая Наука, 2019. – С. 6-11.

  28. Янченко, И. В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / И. В. Янченко // Школьный логопед. – 2018. – № 1. – С.17-19.