Файл: Отчет по практике производственной (научноисследовательской работе) ханнанова аделя альбертовна курс 1, семестр 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы: теоретические аспекты исследования связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта позволили сформулировать выводы: связная речь представляет собой развернутое смысловое, логически построенное высказывание, обеспечивающее понимание речи и общение людей. Порождение связного речевого высказывания является сложным процессом, требующим сформированности психических процессов. У младших школьников с нарушением интеллекта связная речь сформирована недостаточно. При этом наибольшие трудности ребенок испытывает при построении связного монологического высказывания в сравнении с диалогической формой речи. Связная речь детей отличается примитивностью, фрагментарностью, неполнотой. Младшие школьники не могут раскрыть полностью тему рассказа, в речевых высказываниях отсутствует точность, обеднены эмоционально-выразительные средства, нарушена логика повествования, отмечаются трудности в установлении причинно-следственных отношений между частями рассказа. Для формирования связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта необходимо проводить своевременную педагогическую работу, которая должна включать в себя обучения диалогической и монологической речи различными, доступными для детей средствами: беседа, игра-драматизация, театрализованная игра, задания по картинам (предметным, сюжетным), сериям сюжетных картин.

Организовано изучение связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы-интерната для детей с ОВЗ с учащимися 2 класса, у которых по заключениям ПМПК отмечается нарушение интеллекта. Для исследования нами были использованы диагностические методики: изучение диалогической речи: методика Р.И. Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку»; изучение монологической речи: методика В.П. Глухова «Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам», методика Т.А. Фотековой «Исследования связной речи».

По результатам диагностики диалогической речи отмечено, что у младших школьников с нарушением интеллекта недостаточно сформировано умение вести диалог, что выражается в следующем: дети не заинтересованы в диалоговом общении, дают краткие ответы на поставленные вопросы, ответы детей не адекватны по своему содержанию поставленным вопросам. Результаты обследования монологической речи младших школьников с нарушениями интеллекта позволили отметить следующее: у детей возникают трудности в построении связного предложения с опорой на картинку. Еще более затруднительным является составление рассказа по серии сюжетных картинок. Дети допускают лексико-грамматические ошибки, искажают смысл рассказа, допускают ошибки в звукопроизношении. Все это негативно сказывается на связности речи. В речи дети не соблюдают логичность, последовательность рассказа. Рассказ является неразвернутым. Самым сложным заданием для младших школьников с нарушениями интеллекта является самостоятельный пересказ без опоры на наглядность, по слуховому восприятию. Детям сложно удержать текст в памяти, что приводит к их неспособности составить связное высказывание.


Проведенное исследование позволило сформулировать выводы: связная речь у младших школьников с нарушениями интеллекта характеризуется следующими особенностями: неумение давать полные, развернутые и адекватные содержанию вопроса ответы; последовательно и логически описывать происходящие события; составлять рассказ с опорой на наглядные материалы с сохранением смысловой целостности высказывания; пересказывать текст без опоры на наглядные материалы; отсутствие самостоятельности в построении диалога и монолога. Гипотеза исследования подтвердилась.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.

Дата: 13.05.2023г.










Аттестационный лист

оценки уровня компетенций, полученных при прохождении

практики производственной (научно-исследовательской)
Ханнанова Аделя Альбертовна
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ»

Курс _____1________________________________________________

Место прохождения практики: Кафедра специальной педагогики и психологии БУПУ им.М.Акмуллы ___

Сроки прохождения практики 13.02.2023 по 13.05.2023 г._____________ ____




Виды работ, выполненные во время практики

Показатели выполнения работ в соответствии с программой практики


Сформированная компетенция

Оценка

1.

Подбор и трансформация научных знаний для проектирования деятельности педагога

Составление списка литературы по проблеме исследования

Представлено в отчете и в 1 главе КР.

ОПК-8.1.




2.

Определение сущности, особенностей и специфики применения психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, суть индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающимся с особыми образовательными потребностями

Разработка плана исследования.

Представлено в отчете и во 2 главе КР.

ОПК-6.1.




3.

Разработка схемы, демонстрирующей компоненты информационно-образовательной среды, обоснование их выделения: Составление плана организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

Разработка плана исследования.

Изучение и описания методик исследования.

Представлено в отчете и во 2 главе КР.

ОПК-3.2. ОПК-3.3.




4.

Выбор форм, методов и технологии организации исследовательской работы

Проведение исследования (констатирующего эксперимента). Представлено в отчете и в главе 2 КР.

ОПК-3.2.




6.

Презентация и защита отчета по практике.

Подготовка курсовой работы к защите.

Отчет по практике на кафедре СПиП.

Защита КР.







ОЦЕНКА




Заключение научного руководителя

Задания НИР выполнены

Проведено: подбор и анализ литературы, подобраны методики исследования, контингент исследования,

В результате проведенной НИР подготовлена 1 глава курсовой работы.

Опубликовано………..

Студент заслуживает оценки …………………………



Научный руководитель ___________________________
Дата 17.05.2023 г.
Приложения.

Статья
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
А.А. Ханнанова
БГПУ им М. Акмуллы г. Уфа
Аннотация. Связная речь, как сложная форма речевой деятельности формируется у младших школьников с нарушениями интеллекта с отличительными особенностями. Недоразвитие связной речи обусловлены непониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, быстрой истощаемостью мотивов к речи. От умения формулировать и высказывать последовательную, грамотную и логичную речь зависит успешность школьного обучения. Поэтому в настоящее время своевременная диагностика развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема в специальной педагогике и психологии. В статье представлены результаты проведения диагностики развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: диагностика, связная речь, младшие школьники, нарушения интеллекта.

Особое место в речевом развитии детей занимает связная речь. Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание между людьми [2].

Ф.А. Сохин считает, что с помощью связной речи постигается уровень общего речевого развития ребенка, охватывающий звуковую сторону, грамматическую и лексическую структуру речи [8].

Существуют два типа связной речи: диалогическая и монологическая. Обе формы связной речи обладают своими особенностями, которые определяют характер их формирования и развития.

А.Р. Лурия выделяет диалогическую речь, как самую первую форму связной речи, которая заключается в обмене высказываниями и развитие которой происходит непосредственно во время общения между двумя и более собеседниками [5]. По мнению А.А. Леонтьева, монологическая речь представляет собой связную речь одного лица, которая обладает коммуникативной направленностью, выражающейся в представлении говорящим информации для слушателей о каких-либо явлениях либо фактах [4].

По мнению Р.И. Лалаевой, у младших школьников с нарушением интеллекта процесс формирования связной речи отличается специфическими особенностями, выражающимися в недостаточных навыках ведения диалогической и монологической речи, недостаточной развитости импрессивной и экспрессивной форм речи [3].


В.Г. Петрова указывает на то, что нарушения монологической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта проявляются более резко и имеют следующие особенности: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи, неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое [7].

Недоразвитие связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта может отрицательно сказаться на развитии всей речемыслительной деятельности, препятствовать овладению знаниями по образовательной программе, ограничить коммуникативные потребности и познавательные возможности. От умения формулировать и высказывать последовательную, грамотную и логичную речь зависит успешность школьного обучения. Поэтому важно правильно подбирать методы формирования связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта.

Я.И Пестрикова считает, что логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта должна проводится с помощью диалогической речи [6]. Автор предлагает такие методы развития диалогической речи, как беседа и приемы театрализации (имитация, пересказы, театрализованные представления, игры-драматизации).

В процессе формирования связной речи у детей с нарушениями интеллекта целесообразно использовать различные задания с опорой на предметные и сюжетные картины, серию сюжетных картин (С.А. Игнатьева, А.А. Лентьев). Р.И. Лалаева считает, что важно уделить внимание работе по развитию у детей смыслового программирования речи, формированию языковых средств для оформления связных высказываний. По мере освоения учащимися пересказа и рассказа текста с опорой на наглядные материалы, необходимо постепенно детей обучать самостоятельному рассказу без опоры на наглядность.

С целью выявления уровня сформированности связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта нами было проведено исследование с 7 обучающимися 2 класса с нарушениями интеллекта.

Для обследования связной речи младших школьников с нарушением интеллекта нами были использованы методики:


- изучение диалогической речи: методика Р.И. Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» [3];

- изучение монологической речи: методика В.П. Глухова «Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам» [1];

- изучение монологической речи: методика Т.А. Фотековой «Исследования связной речи» [9].

По каждой методике нами был проведен количественный и качественный анализ результатов исследования.

По методике «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» Р.И. Лалаевой были получены следующие результаты: 5 младших школьников имеют уровень ниже среднего, у 2 школьников низкий уровень сформированности диалогической речи. У младших школьников с нарушением интеллекта недостаточно сформировано умение вести диалог, что выражается в следующем: дети не заинтересованы в диалоговом общении, дают краткие ответы на поставленные вопросы, ответы детей не адекватны по своему содержанию поставленным вопросам.

Результаты исследования монологической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта по методике В.П. Глухова «Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам» показали следующие результаты: у 2 младших школьников уровень ниже среднего, у 5 школьников низкий уровень монологической речи.

У большинства младших школьников с нарушением интеллекта отмечен низкий уровень сформированности монологической речи при составлении предложений по сюжетным картинам. Дети затруднялись составить связное высказывание по сюжетной картине. У детей отсутствовал ответ. Они не могли сказать, что нарисовано на картинке, что делают персонажи. Такие неполные ответы детей связаны, в первую очередь, с тем, что детям сложно составить самостоятельно высказывание по изображенному, а также сложно удержать в памяти собственные ответы на вопросы для составления одного связного предложения по изображенной на картинке ситуации. Самостоятельность в монологических высказываниях детей отсутствует.

Результаты исследования монологической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта по методике Т.А. Фотековой «Исследование связной речи» показали следующие результаты: у одного школьника уровень монологической речи ниже среднего, у 6 младших школьников низкий уровень сформированности монологической речи. У детей недостаточно сформирована навыки самостоятельного составления рассказа по серии сюжетных картинок с сохранением смысловой целостности и правильного лексико-грамматического оформления. У младших школьников имеются трудности в пересказе текста. Это связано с тем, что детям сложно удержать в памяти полученную информацию, преобразовать ее в процессе осуществления мыслительных операций.