ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельный творческий процесс, зависящий от целей и условий проведения исследования, содержания материала, творческой интуиции студента, его опыта. При проведении традиционного анализа студент должен отвечать на следующие вопросы. Что представляет собой материал? Какова форма, вид документа, каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели, с которыми создан документ? Какова надежность документа? Какова достоверность зафиксированных в материале данных? Каково фактическое содержание документа? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Каково оценочное содержание, документа? Ответы на эти вопросы являются наиболее ответственным этапом всего анализа, так как в основном именно здесь студент получает новое знание, которое и составляет результат исследования.
Формализованный анализ (или контент-анализ) позволяет избавиться от субъективности традиционного анализа. Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда качественное содержание делается измеримым, доступным вычислительным операциям. Результаты такого анализа становятся достаточно объективными.
Применение контент-анализа рекомендуется во всех случаях 1)когда требуется высокая степень точности и объективности анализа; 2) когда имеется обширный материал, когда его использование затруднено; 3) когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых источниках, например, при работе с ответами на открытые вопросы анкеты или глубинных интервью.
Формализованный анализ газет может помочь выявить наиболее важные события, ключевые проблемы, которые поднимались журналистами за определенный промежуток времени. Процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Так, изучая тематику культурно-досуговых мероприятий клуба, можно произвести определение процентов по сгруппированным смысловым единицам разного содержания (патриотического, этического, производственного, эстетического и т.д.). Это даст возможность установить, в какой мере имеет место та или
иная направленность в работе клуба.
Данные, полученные при анализе материалов исследования, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности; необходимо, чтобы полученная информация обладала теоретической и практической значимостью. Наглядности результатов анализа обработанных фактов помогает представление: 1) диаграмм, 2) картограмм (комбинация карт и диаграмм или фигурных знаков), 3) таблиц, 4) схем и т.п.
Таким образом, в процессе исследовательской работы формируются знания методологии и методики научных исследований, вырабатываются исследовательские умения. Все это способствует формированию творческого подхода к социально-культурной деятельности, глубокого интереса к будущей профессии.
1.2. Жанры и формы научно-исследовательской работы студентов
Научный стиль обладает всеми особенностями книжного стиля, но имеет ряд характерных черт. Специфика научной речи определяется внеязыковыми факторами – экстралингвистическими. Основное назначение научных текстов – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией – это определяется монологическим характером языка науки.
В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен, он представлен научной литературой, а также учебной и справочной литературой. Содержание и назначение этих видов литературы разнообразно, но их объединяет характер научного мышления. Главной формой его являются понятия, а языковым выражением служат суждения и умозаключения. Это определяет такие его черты, как отвлеченность и обобщенность.
Функционально-стилевая характеристика научного стиля:
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме, однако, с развитием СМИ значимостью роли науки в современном обществе возросла роль устной научной речи. Основные черты и в письменной и в устной форме: точность, логичность, объективность изложения, что определяет выбор лексики, специальной научной или терминологической.
В последнее время все большее место занимает международная терминология. Среди терминов выделяют лексически-полнозначные слова, многозначные, употребляемые в одном значении – терминологическом.
Широко используется абстрактная лексика по сравнению с конкретной. В лексике не используются синонимы, то есть ее состав однороден. Отсутствует разговорная просторечная лексика, нет оценочной лексики. Для лексики характерная точность употребляемых слов, использование терминов специальной области значений. Объективность излагаемой информации выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций. Стремление к логичности изложений материала в научной речи приводит к активному использованию сложных предложений или осложнений (вводные слова, обороты). Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики. Важно правильное четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Существуют особые правила текстовой композиции (жанр научных тезисов). В их структуре выделяются:
преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис.
План (от лат. planus – плоский, ровный) – наметка содержания научного или литературного произведения, статьи, речи1. это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.
План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.
Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда нужно. Возможны два способа работы:
а) составить краткий простой план, а затем, вновь прочитав текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты.
б) разработать простой план, и затем преобразовать его в сложный, группируя пункты плана под общими заголовками.
Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст. Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.
Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о том, что сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.
При составлении плана рекомендуется определить смысловые границы. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам необходимо дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана и убедиться в том, что «поворот» содержания установлен правильно, формулировки точны.
Для облегчения работы, самые важные места в книге необходимо отмечать, используя для этого легко отирающийся карандаш или вкладные листки, стикеры, цветные скрепки и др.
Выписка. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее толкование этому понятию: «Выписка – то, что выписано из какого-нибудь текста, документа»1. Вся сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников, они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.
Рекомендуется делать выписки после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, рекомендуется, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записывать своими словами. Яркие и важнейшие места приводятся дословно.
Запись цитат заключается в кавычки и не искажается. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не рекомендуется обрывать мысль автора.
Тезисы (греч. thesis – положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать2) позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. Процесс их составления дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а иногда и выделением абзацев под одной рубрикой. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения, имеют предметно-логическое содержание и стилистическую частоту. Недопустимо эмоционально-экспрессивные определения и инверсия٭.
Тезисы принято подразделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.
Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.
Формализованный анализ (или контент-анализ) позволяет избавиться от субъективности традиционного анализа. Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда качественное содержание делается измеримым, доступным вычислительным операциям. Результаты такого анализа становятся достаточно объективными.
Применение контент-анализа рекомендуется во всех случаях 1)когда требуется высокая степень точности и объективности анализа; 2) когда имеется обширный материал, когда его использование затруднено; 3) когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых источниках, например, при работе с ответами на открытые вопросы анкеты или глубинных интервью.
Формализованный анализ газет может помочь выявить наиболее важные события, ключевые проблемы, которые поднимались журналистами за определенный промежуток времени. Процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Так, изучая тематику культурно-досуговых мероприятий клуба, можно произвести определение процентов по сгруппированным смысловым единицам разного содержания (патриотического, этического, производственного, эстетического и т.д.). Это даст возможность установить, в какой мере имеет место та или
иная направленность в работе клуба.
Данные, полученные при анализе материалов исследования, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности; необходимо, чтобы полученная информация обладала теоретической и практической значимостью. Наглядности результатов анализа обработанных фактов помогает представление: 1) диаграмм, 2) картограмм (комбинация карт и диаграмм или фигурных знаков), 3) таблиц, 4) схем и т.п.
Таким образом, в процессе исследовательской работы формируются знания методологии и методики научных исследований, вырабатываются исследовательские умения. Все это способствует формированию творческого подхода к социально-культурной деятельности, глубокого интереса к будущей профессии.
1.2. Жанры и формы научно-исследовательской работы студентов
Научный стиль обладает всеми особенностями книжного стиля, но имеет ряд характерных черт. Специфика научной речи определяется внеязыковыми факторами – экстралингвистическими. Основное назначение научных текстов – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией – это определяется монологическим характером языка науки.
В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен, он представлен научной литературой, а также учебной и справочной литературой. Содержание и назначение этих видов литературы разнообразно, но их объединяет характер научного мышления. Главной формой его являются понятия, а языковым выражением служат суждения и умозаключения. Это определяет такие его черты, как отвлеченность и обобщенность.
Функционально-стилевая характеристика научного стиля:
с обственно научный | жанры | монография, статья |
научно-информационный | реферат, аннотация, патентное описание | |
научно-справочный | справочник, словарь, каталог | |
учебно-научный | учебник, словарь, методические рекомендации, лекция | |
научно-популярный | очерк, лекция, статья |
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме, однако, с развитием СМИ значимостью роли науки в современном обществе возросла роль устной научной речи. Основные черты и в письменной и в устной форме: точность, логичность, объективность изложения, что определяет выбор лексики, специальной научной или терминологической.
В последнее время все большее место занимает международная терминология. Среди терминов выделяют лексически-полнозначные слова, многозначные, употребляемые в одном значении – терминологическом.
Широко используется абстрактная лексика по сравнению с конкретной. В лексике не используются синонимы, то есть ее состав однороден. Отсутствует разговорная просторечная лексика, нет оценочной лексики. Для лексики характерная точность употребляемых слов, использование терминов специальной области значений. Объективность излагаемой информации выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций. Стремление к логичности изложений материала в научной речи приводит к активному использованию сложных предложений или осложнений (вводные слова, обороты). Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики. Важно правильное четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Существуют особые правила текстовой композиции (жанр научных тезисов). В их структуре выделяются:
преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис.
План (от лат. planus – плоский, ровный) – наметка содержания научного или литературного произведения, статьи, речи1. это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.
План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.
Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда нужно. Возможны два способа работы:
а) составить краткий простой план, а затем, вновь прочитав текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты.
б) разработать простой план, и затем преобразовать его в сложный, группируя пункты плана под общими заголовками.
Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст. Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.
Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о том, что сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.
При составлении плана рекомендуется определить смысловые границы. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам необходимо дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана и убедиться в том, что «поворот» содержания установлен правильно, формулировки точны.
Для облегчения работы, самые важные места в книге необходимо отмечать, используя для этого легко отирающийся карандаш или вкладные листки, стикеры, цветные скрепки и др.
Выписка. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее толкование этому понятию: «Выписка – то, что выписано из какого-нибудь текста, документа»1. Вся сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников, они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.
Рекомендуется делать выписки после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, рекомендуется, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записывать своими словами. Яркие и важнейшие места приводятся дословно.
Запись цитат заключается в кавычки и не искажается. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не рекомендуется обрывать мысль автора.
Тезисы (греч. thesis – положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать2) позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. Процесс их составления дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а иногда и выделением абзацев под одной рубрикой. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения, имеют предметно-логическое содержание и стилистическую частоту. Недопустимо эмоционально-экспрессивные определения и инверсия٭.
Тезисы принято подразделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.
Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.