Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые тезисы. Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

При составлении тезисов не принято приводить факты и примеры. Они должны сохранять самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

Изучаемый текст следует прочитать несколько раз, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделить главное, и сформулировать тезисы. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делаются ссылки на страницы или шифры вкладных листов).

По окончании роботы над тезисами необходимо сверить их с текстом источника, переписать и пронумеровать.


Рецензия (лат. recensio оценка) – отзыв, критическая оценка художественного, научного и т.п. произведения, спектакля, кинофильма1, где автор высказывается о качестве содержания рецензируемого объекта, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей.

Структура рецензии может быть различной. Излагая идеи, выводы/доказательства, автор рецензии одновременно выражает свое отношение к излагаемому материалу, дает им свою критическую оценку, а в заключение рецензии делает выводы.

Написание рецензии начинается с записи выходных данные источника, изучения текста и выделения круга вопросов, затронутых в тексте. Определяется характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).

Следует выделить в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности. Установить логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте. Определить актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы. В заключение необходимо сделать вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дается общая оценка текста и сферы возможного применения.


Конспект (лат. conspectus обзор) – краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т.п.2 Это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта), текстуальные (состоящие из цитат), свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы), тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Начинать составление конспекта следует с ознакомления с текстом: прочитать предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделить информационно значимые места текста.

Следующим этапом является библиографическое описание конспектируемого материала, а затем – составление плана текста, который поможет в логике изложения и группировки материала.

Необходимо выделить в тексте тезисы, записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами. Можно использовать реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает...»). Текст автора оформляется как цитата с указанием номер страниц. В заключение рекомендуется сделать обобщение текста конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Конспект-схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в «овал» который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Для составления схемы рекомендуется подобрать факты, выделить среди них основные, общие понятия. Определить ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. Затем сгруппировать факты в логической последовательности и дать название выделенным группам. Заполнить схему данными.



Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему1, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей.

Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении тех или иных учебных курсов и дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

  • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п.

Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.


Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.

Доклады являются одним из видов научной работы студентов. Основной организационной формой при этом выступает студенческая конференция. Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Конференция может проходить в одной академической группе, на одном курсе, на одном факультете. Студенческие конференции могут проводиться с определенной периодичностью, например, ежегодно или один раз в два года и т. д. На таких конференциях, которые, как правило, имеют определенную научную тематику, студенты выступают с докладами, отражающими результаты их собственной научно-исследовательской работы.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Хотя тезисы доклада имеют небольшой объем, написать их бывает значительно сложнее, чем сам доклад, так как при этом необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание.

К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Текст доклада рекомендуется написать аккуратно, без помарок, разборчивым почерком. В конце работы указать используемую литературу. Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ссылками на источник.

Отвечать на вопросы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме.


В изначальном смысле реферат (лат. referre – докладывать, сообщать) – публичный доклад, изложение сущности какого-либо вопроса1.

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья.

Второе значение этого понятия – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, далее будем называть это вид работы «реферат-доклад». Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.


Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Работа над рефератом осуществляется в несколько этапов: формулирование темы (она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию, подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников), составление библиографии, обработка и систематизация информации, разработка плана реферата, написание реферата, публичное выступление с результатами исследования.

Заглавие реферата может определять следующими параметрами: заданной темой реферата-доклада; названием реферируемого документа, если реферируется только один источник и полностью; названием части реферируемого документа, если реферат составляется на часть источника.

Реферат составляется по следующему примерному плану: тема, предмет изучения, цель реферируемой работы; методы проведения исследования в реферируемой работе (если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать), существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам, выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике.

Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения.

Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник. Наиболее удобный способ оформления ссылок при выполнении всех видов письменных работ – после цитаты или упоминания в квадратных скобках указать номер источника по списку литературы, приведенному в конце работы, а через точку после номера указать цитируемые или реферируемые страницы. Например: [2. С. 24-25].

Обычно в реферате избегают вводных, общих фраз (например, «автор статьи рассматривает»), излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к реферирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный прием, названный условно фильтрацией и сжатием текста, который включает в себя две операции: разбивку текста на части по смыслу и нахождение в каждой части текста одного слова, краткой фразы или обобщающей формулировки, выражающих основу содержания (ключевое понятие) этой части.