Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основное отличие реферата от реферируемого текста – отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свертывание).

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

Обычно объем реферата как учебной работы от 5 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название вуза, название факультета и кафедры, на которой выполняется данная работа, название реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию и ученую степень проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.

ЭССЕ (франц. essai – опыт) – очерк (научный, исторический, публицистический)1, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.

Эссе как вид учебной деятельности – самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Задачей эссе является информация или объяснение, а основной отличительной особенностью – краткость. И хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц.

Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.

Специфика жанра эссе

  1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

  2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

  3. В эссе ярко выражена авторская позиция.

  4. Авторский стиль – требование жанра.


Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.


Тип эссе

Описание

Примеры тем

«Описательное» эссе.

Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие.

Как выигрывать спор с вашими родителями.

«Причинно-следственное» эссе

Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: почему? (причина), или каков результат? (эффект).

Плохие отметки (причины и эффекты).

Самоубийства подростков (причины и эффекты).

«Определяющее» эссе

Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами:

1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают.

Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика).

Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия).

Лучшие друзья (какие они, а какие не...).

Снобы (как относиться к ним в обществе).

Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни).

«Сравнивающее» эссе

Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д.

Сравнение двух друзей (или родственников).

Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями.

Знание и понимание

Аргументирующее

(контр-аргументирующее эссе

Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета

а) Вы представляете возражения и опровергаете их.

б) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения.

Должен ли каждый человек учиться в университете?

Должна ли быть цензура на телевидении?

Должны ли студенты учиться и одновременно работать?

Литературный анализ

Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы.

Каков конфликт в ____: скорее внешний или внутренний?

Отношения ненависти и любви между двумя героями.

Насколько важна символика в раскрытии значения в ____.

Анализ характера

Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения.

Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней.

Опишите основных героев в ___ .

Каковы основные черты характера главного героя в ___?

Что привело ___ к отчаянию?




Критерии оценки эссе

  1. Тезисы вначале эссе сформулированы четко и ясно, в основной части развивается их аргументация, и в заключении четко и прямо сформулированы выводы, которые соотносятся с заявленными вначале эссе тезисами.

  2. Эссе четко структурировано и логично выстроено.

  3. Соблюден баланс между теоретической и практической частями (интерпретацией, применением теории к проблеме, обсуждаемой в эссе). Считается нормой, если одна треть будет посвящена теории, а две трети ее применении в практике.

  4. В эссе использована основная и дополнительная литературу по курсу.

  5. Работа не является плагиатом.




Примерные критерии для оценки эссе




минимального качества

отличного качества

Содержание и позиция

не дается контекста или не излагается определенная позиция

  • четкий тезис или ясное изложение позиции последовательно обосновывается в хорошо организованном эссе;

  • представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация;

  • затрагиваются все важные вопросы;

  • дается анализ и убедительные выводы;

  • нет концептуальных ошибок.

Полнота

документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов

  • равно уделяется внимание всем разделам темы;

  • в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения

Доказательство

большая часть используемой информации неточна, проблема не понята

  • представляется необходимая и точная историческая и/или юридическая, и/или конституционная информация;

  • проблема рассматривается глубоко;

  • используется дополнительная относящаяся к делу информация.

Изложение

нет организации; механические ошибки серьезно затрудняют понимание

  • хорошо организованное эссе;

  • эффективный стиль написания усиливает ответ;

  • используется ясный, точный и/или живой язык.



Аннотация (лат. annotatio) – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., часто с критической оценкой ее1.

Аннотация характеризует текст с точки зрения содержания, формы, читательского назначения и других особенностей, дополняющих библиографическое описание.

Аннотация должна быть написана простым языком без использования ненужных и малопонятных терминов. Она должна в сжатой форме сообщать, о чем говориться в тексте и какую пользу от его прочтения можно получить, т.е. какие теоретические и/или практические знания дает это произведение, и какие требования к читательским знаниям предъявляет.

Основными источниками при подготовке аннотации являются:

  • титульный лист, содержащий выходные данные;

  • содержание (оглавление и сама описательная часть оригинала);

  • выводы;

  • предисловие;

  • послесловие;

  • примечания автора;

  • графики и таблицы в тексте.

По своему содержанию аннотации бывают следующих основных типов: описательные, реферативные, критические, рекомендательные, методические, педагогические и др.

Наибольший интерес для учебной работы представляют описательные аннотации – краткое описание содержания текста с помощью безличных конструкций в форме краткой справки или описания. Она может быть составлена на любой вид печатного произведения. Обычный объем описательной аннотации 300-500 знаков, т.е. в среднем аннотация содержит 3-4 предложения на любую печатную статью вне зависимости от ее размера. Текст описательной аннотации должен состоять из трех частей:

  1. Вводная часть с выходными данными: название аннотируемого материала, фамилия автора, год издания, место издания, номер, объем (количество страниц, иллюстраций, таблиц).

  2. Описательная часть: два-три основных положения, наиболее характерных для данной статьи. Они должны содержать в себе тематику (если она не раскрыта в названии), цель данной работы и область применения, а также способы, с помощью которых достигаются поставленные автором цели.

  3. Заключительная часть, где содержаться отдельные особенности изложения материала, а иногда выводы.

Аннотация не имеет абзацев и начинается с существа вопроса или с вводных фраз, например: «Рассматриваются, исследуются, даются, показываются, содержатся и т.д.».

Аннотированием называется процесс составления кратких сведений о печатном произведении (книге, статье, докладе и т.д.), позволяющих судить о целесообразности его более детального изучения. При аннотировании учитывается содержание произведения, его назначение, ценность и направленность.


При аннотировании можно рекомендовать использовать следующую последовательность действий:

  1. Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста.

  2. Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки).

  3. Если «да», прочтите подзаголовки.

  4. Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы.

  5. Если «да», прочтите подписи под ними.

  6. Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст.

Наиболее распространенными ошибками при составлении аннотаций являются следующие:

  1. Использование шаблонных словосочетаний и отдельных слов: «Автор рассматривает…, в статье сообщается …».

  2. Повторение темы заглавия печатного произведения без необходимых уточнений.

  3. Употребление сложных синтаксических конструкций, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

  4. Частное повторение родительного падежа.

  5. Бесконтрольное употребление местоимений «этот, тот», которое мешает правильно понять смысл.



Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Различают следующие виды контрольных работ: аудиторные и домашние, текущие и экзаменационные, письменные, графические и практические, фронтальные и индивидуальные.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является ее большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета, уровня общего развития студентов.

Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

Контрольная работа – это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки.