ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основное отличие реферата от реферируемого текста – отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свертывание).
При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.
Обычно объем реферата как учебной работы от 5 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название вуза, название факультета и кафедры, на которой выполняется данная работа, название реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию и ученую степень проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.
ЭССЕ (франц. essai – опыт) – очерк (научный, исторический, публицистический)1, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
Эссе как вид учебной деятельности – самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.
Задачей эссе является информация или объяснение, а основной отличительной особенностью – краткость. И хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц.
Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.
Специфика жанра эссе
-
Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. -
Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. -
В эссе ярко выражена авторская позиция. -
Авторский стиль – требование жанра.
Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.
Тип эссе | Описание | Примеры тем |
«Описательное» эссе. | Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. | Как выигрывать спор с вашими родителями. |
«Причинно-следственное» эссе | Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: почему? (причина), или каков результат? (эффект). | Плохие отметки (причины и эффекты). Самоубийства подростков (причины и эффекты). |
«Определяющее» эссе | Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами: 1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают. Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика). | Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия). Лучшие друзья (какие они, а какие не...). Снобы (как относиться к ним в обществе). Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни). |
«Сравнивающее» эссе | Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. | Сравнение двух друзей (или родственников). Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями. Знание и понимание |
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе | Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета а) Вы представляете возражения и опровергаете их. б) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения. | Должен ли каждый человек учиться в университете? Должна ли быть цензура на телевидении? Должны ли студенты учиться и одновременно работать? |
Литературный анализ | Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы. | Каков конфликт в ____: скорее внешний или внутренний? Отношения ненависти и любви между двумя героями. Насколько важна символика в раскрытии значения в ____. |
Анализ характера | Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения. Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней. | Опишите основных героев в ___ . Каковы основные черты характера главного героя в ___? Что привело ___ к отчаянию? |
Критерии оценки эссе
-
Тезисы вначале эссе сформулированы четко и ясно, в основной части развивается их аргументация, и в заключении четко и прямо сформулированы выводы, которые соотносятся с заявленными вначале эссе тезисами. -
Эссе четко структурировано и логично выстроено. -
Соблюден баланс между теоретической и практической частями (интерпретацией, применением теории к проблеме, обсуждаемой в эссе). Считается нормой, если одна треть будет посвящена теории, а две трети ее применении в практике. -
В эссе использована основная и дополнительная литературу по курсу. -
Работа не является плагиатом.
Примерные критерии для оценки эссе | ||
| минимального качества | отличного качества |
Содержание и позиция | не дается контекста или не излагается определенная позиция |
|
Полнота | документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов |
|
Доказательство | большая часть используемой информации неточна, проблема не понята |
|
Изложение | нет организации; механические ошибки серьезно затрудняют понимание |
|
Аннотация (лат. annotatio) – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., часто с критической оценкой ее1.
Аннотация характеризует текст с точки зрения содержания, формы, читательского назначения и других особенностей, дополняющих библиографическое описание.
Аннотация должна быть написана простым языком без использования ненужных и малопонятных терминов. Она должна в сжатой форме сообщать, о чем говориться в тексте и какую пользу от его прочтения можно получить, т.е. какие теоретические и/или практические знания дает это произведение, и какие требования к читательским знаниям предъявляет.
Основными источниками при подготовке аннотации являются:
-
титульный лист, содержащий выходные данные; -
содержание (оглавление и сама описательная часть оригинала); -
выводы; -
предисловие; -
послесловие; -
примечания автора; -
графики и таблицы в тексте.
По своему содержанию аннотации бывают следующих основных типов: описательные, реферативные, критические, рекомендательные, методические, педагогические и др.
Наибольший интерес для учебной работы представляют описательные аннотации – краткое описание содержания текста с помощью безличных конструкций в форме краткой справки или описания. Она может быть составлена на любой вид печатного произведения. Обычный объем описательной аннотации 300-500 знаков, т.е. в среднем аннотация содержит 3-4 предложения на любую печатную статью вне зависимости от ее размера. Текст описательной аннотации должен состоять из трех частей:
-
Вводная часть с выходными данными: название аннотируемого материала, фамилия автора, год издания, место издания, номер, объем (количество страниц, иллюстраций, таблиц). -
Описательная часть: два-три основных положения, наиболее характерных для данной статьи. Они должны содержать в себе тематику (если она не раскрыта в названии), цель данной работы и область применения, а также способы, с помощью которых достигаются поставленные автором цели. -
Заключительная часть, где содержаться отдельные особенности изложения материала, а иногда выводы.
Аннотация не имеет абзацев и начинается с существа вопроса или с вводных фраз, например: «Рассматриваются, исследуются, даются, показываются, содержатся и т.д.».
Аннотированием называется процесс составления кратких сведений о печатном произведении (книге, статье, докладе и т.д.), позволяющих судить о целесообразности его более детального изучения. При аннотировании учитывается содержание произведения, его назначение, ценность и направленность.
При аннотировании можно рекомендовать использовать следующую последовательность действий:
-
Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста. -
Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки). -
Если «да», прочтите подзаголовки. -
Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы. -
Если «да», прочтите подписи под ними. -
Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст.
Наиболее распространенными ошибками при составлении аннотаций являются следующие:
-
Использование шаблонных словосочетаний и отдельных слов: «Автор рассматривает…, в статье сообщается …». -
Повторение темы заглавия печатного произведения без необходимых уточнений. -
Употребление сложных синтаксических конструкций, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. -
Частное повторение родительного падежа. -
Бесконтрольное употребление местоимений «этот, тот», которое мешает правильно понять смысл.
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Различают следующие виды контрольных работ: аудиторные и домашние, текущие и экзаменационные, письменные, графические и практические, фронтальные и индивидуальные.
Отличительной чертой письменной контрольной работы является ее большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета, уровня общего развития студентов.
Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.
Контрольная работа – это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки.