Файл: Мониторинг в системе образования понятие, порядок реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности и возможности построения систем мониторинга в образовании

  1. Развитие образования в России приводит к появлению групп пользователей объективной информацией, что дает основание надеяться на широкую востребованность результатов мониторинга.

  2. Сопротивление, неприятие результатов мониторинга возникают не только на основе субъективных факторов, но и объективно - в связи с невозможностью на современном этапе развития образования реализации управленческих решений, принятых на основе объективных данных.

  3. Изменение источников получения информации, произошедшее за последние годы, не решило проблемы информационного обслуживания управления. Решения принимаются на основе неполной, несвоевременной, некачественной информации и почти всегда в условиях ее дефицита, на фоне формального увеличения количества.

  4. Можно выделить несколько основных направлений совершенствования информационного обслуживания: это систематизация информации, повышение ее оперативности, объективности и доступности, которые могут быть решены с использованием мониторинга.

  5. Необходимо разнесение контролирующих и информационно-методических составляющих компонентов мониторинга, отделение оценок образовательной системы от личности руководителя.

  6. Системы мониторинга могут быть построены в рамках различных подходов к оценке работы образовательных систем, основные из которых должны учитывают вклад, процесс и результат. Модели, которые предполагают изучение только результата или процесса, а также построенные на изучении отношения "цель-результат", могут приводить к ошибочным заключениям.

  7. Существует мировой опыт разработки и реализации разных, но одинаково полноценных систем мониторинга в образовании. Единство применяемых здесь подходов - свидетельство общей закономерности: мониторинг в образовании - объективная потребность развития любой современной социальной системы, охватывающей большие группы населения цивилизованных стран, определяющих ведущие тенденции развития мировой культуры.

  8. Для построения систем мониторинга могут быть использованы различные модели образовательных систем или их компонентов.

Успешность нововведений должна быть связана не только с позитивными изменениями в обученности, воспитанности и развитости учащихся. Об эффективности инновационной деятельности можно судить и по изменениям, происходящим в самом педагогическом коллективе — оздоровлению психологической атмосферы, росту профессионализма учителей, смене их теоретических и методических приоритетов, демократизации отношений, состоянию здоровья педагогов и т.п.Так, реализуя идеи гуманно-личностного образования, мы отслеживали в МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского МР РТ, кроме индивидуально-личностного развития учащихся, динамику обучающей деятельности учителей по функциональному и результативно-личностному аспектам (методика «Лидер» Г.И. Хозяинова), доминирующий стиль педагогической деятельности, уровень проявления педагогами оптимизма по отношению к ученикам, характер восприятия ими своих учеников (как личности, ученика, хороший/плохой), доминирующую форму общения (диалогичная, монологичная, смешанная), интенсивность деятельности учителя по упрочению субъектной позиции учащихся в учебном процессе.

Таким образом, соблюдение в целом несложных требований при разработке критериев , их показателей и индикаторов обеспечит разностороннюю и объективную оценку вводимых педагогических новшеств.


1.3. Модель мониторинговых исследований образовательного процесса.
В результате изучения теоретических оснований, используя практический опыт мониторинговых исследований образовательного процесса, можно предложить следующую модель мониторинга, которую рекомендуем к использованию в ОУ.

Модель представлена набором действий (процедур) с обоснованием их необходимости, на базе материалов исследований. Данная модель мониторинговых исследований включает в себя шесть этапов:

1 этап – нормативно-установочный;

2 этап – аналитико-диагностический;

3 этап – прогностический;

4 этап – деятельностно-технологический;

5 этап – промежуточно-диагностический; (уточняющий)

6 этап – итогово-диагностический (завершающий).

Все элементы структурно и функционально связаны связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий руководителя, педагога делает педагогический мониторинг малоценным и не качественным или разрушает всю систему.

Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием, но в функциональном плане действия лица, осуществляющего педагогический мониторинг, подчиняются одному алгоритму.

  1. Нормативно-установочный этап.

Основные действия педагога на этом этапе осуществления мониторинга будет следующие.

  1. разработка локальных актов, сопровождающих мониторинговые исследования

- положение о мониторинге: этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу;

- функциональные обязанности участников мониторинговых исследований.

2) написание приказа по введении мониторинговых исследований в учебную деятельность.

3) определение целей и задач педагогического мониторинга. Очень важно, чтобы цели и задачи были актуальны и выполнимы для данного педагогического коллектива. Формулировка задач должна быть конкретна и опираться на научную трактовку терминологии.

4) определение основных показателей и критериев. Вычленение основных показателей и критериев зависит от конкретных задач педагогического мониторинга. Критерий выступает в роли мерила нормы

, по которому производится оценка.

5) Выбор способа установления реальных достижений (реального уровня) обследуемого объекта, выбор инструментария.

В процессе педагогического мониторинга могут быть использованы в сочетании строго формализованные и мало формализованные методы. К неформализованным методам относятся наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности и т.д.

2. Аналитико-диагностический этап.

Включает в себя следующие элементы:

    1. Сбор информации с помощью подобранных методик.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В обследование можно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность педагога или ребенка к переносу показанных приемов деятельности.

Методы сбора информации:

- наблюдение;

- интервьюирование (беседа)

- опросы – устные и письменные;

- анкетирование;

- тестирование.

2) Количественная и качественная обработка полученных результатов.

Результат в педагогическом мониторинге призван отразить количественную сторону результата преподавания, воспитания и образования, пользуясь качественными оценками: «да-нет», «сформирован-несформирован» и т.д. это отражение выражается критериально – уровневым подходом. В соответствии с разработанными показателями и критериями определяется уровень их развития у каждого педагога или ребенка. Педагог в своей работе должен опираться на психолого-педагогические исследования, в которых разрабатываются уровни проявления тех или иных качеств, и адаптировать их с учетом особенностей развития детей.

3) Выработка педагогического диагноза.

В качестве логического инструментария при выработке диагноза выступает причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных.

При выработке педагогического анализа педагог, руководитель должны совершить ряд аналитических действий:

- сравнить результаты, полученные при обработки методик, применявшихся в ходе обследования объекта педагогического мониторинга;

- установить и проанализировать причинно-следственные зависимости, которые определили данное состояние объекта мониторинга;

- выработать и сформулировать диагноз.

Полученный диагноз должен служить основой для дальнейшей разработки педагогического прогноза, а также связанных с диагнозом и прогнозом коррекционных мер.


3.Прогностический этап.

Целью прогностического этапа являются прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта. В соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом состояния объекта пед.мониторинга происходит разработка плана педагогических коррекционных мер.

Содержание и методика коррекционной работы с педагогами определяется, исходя из профессионального уровня педагогов.

  1. Деятельностно-технологический этап

На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция педагогического процесса. При этом следует помнить, что данная работа не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Другой аспект коррекционной работы связан с устранением причин пробелов или отставаний, тормозящих развитие ребенка, или ослаблением их влияния.

В качестве средств коррекционной работы могут выступать различные виды практической деятельности. Главное требование к применяемым методам и формам развивающей работы то, что они должны строиться в соответствии с психофизиологическими особенностями детей.

5. Промежуточно-диагностический (уточняющий) этап.

Основная задача этого этапа – проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с «нормативными показателями», установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно-развивающей работы.

Дальнейшее проектирование развития объекта педагогического мониторинга обуславливается выявленными при анализе на данном этапе пробелами и отставаниями. Оно предполагает:

- конкретизацию задач с учетом достигнутого уровня развития;

- определение способов реализации данных задач;

- устранение причин, тормозящих развитие объекта мониторинга;

- предположение о возможных затруднениях и вариантах педагогического воздействия.

6. Итогово-диагностический (завершающий) этап.

Этот этап является завершающим в цикле педагогического мониторинга. Его задача – получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности.

При этом руководитель или педагог, осуществляющий педагогический мониторинг, должен выполнить следующие действия:

- оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;


- сопоставить полученные материалы с первоначальными;

- сделать выводы, умозаключения о соответствии выбранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;

- определить эффективность проведенной работы на основе логического анализа.

1.4 Мониторинг педагогических нововведений
Для любого директора школы введение в образовательный процесс каких-либо педагогических новшеств всегда связано с определенным риском. Это вполне объяснимо — инновационные процессы подвержены действию законов необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды (Н.Р. Юсуфбекова) и сопротивления нововведениям (С.Д. Поляков). И чем они масштабнее и радикальнее, тем больше мы ожидаем негативных последствий. Например, не будут получены в полном объеме ожидаемые результаты или их достижение потребует дополнительных усилий учителей и учащихся. Новое может вызвать к себе отрицательное отношение родителей.

Введенная инновация может «не вписаться», не прижиться к традиционной системе. Отслеживать изменения призван мониторинг педагогических нововведений. Собранная, обработанная и проанализированная информация позволит вовремя вскрыть нежелательное развитие педагогических ситуаций и тем самым предупредить или минимизировать возникающие факторы риска. Спрогнозированные события менее опасны, нежели те, которые заранее не просчитаны.

Определяем критерии оценки.

Анализируя инновационную деятельность школ, мы убедились, что администрация затрудняется в отслеживании хода и оценке ее успешности. Часто собирается явно нета или недостаточная информация. А некоторые школы накапливают такое количество разнообразных сведений, что буквально тонут в них, будучи не в состоянии не только их использовать, но и просто осмыслить. Нередко к тому же оказывается, что из-за неравнозначности, несопоставимости или фрагментарности полученных данных невозможно проследить динамику наблюдаемых педагогических явлений и зафиксировать зарождающиеся тенденции.

Итак, приступая к организации мониторинга, прежде всего следует определить критерии оценки успешности нововведения, а для этого необходимо разобраться в сущности нововведения и в той цели, ради которой оно вводится. Именно в цели инновационной деятельности отражаются представления о конечных ее результатах. В них — отправной момент для поиска критериев оценки.