Файл: Мониторинг в системе образования понятие, порядок реализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Особенности и возможности построения систем мониторинга в образовании
-
Развитие образования в России приводит к появлению групп пользователей объективной информацией, что дает основание надеяться на широкую востребованность результатов мониторинга. -
Сопротивление, неприятие результатов мониторинга возникают не только на основе субъективных факторов, но и объективно - в связи с невозможностью на современном этапе развития образования реализации управленческих решений, принятых на основе объективных данных. -
Изменение источников получения информации, произошедшее за последние годы, не решило проблемы информационного обслуживания управления. Решения принимаются на основе неполной, несвоевременной, некачественной информации и почти всегда в условиях ее дефицита, на фоне формального увеличения количества. -
Можно выделить несколько основных направлений совершенствования информационного обслуживания: это систематизация информации, повышение ее оперативности, объективности и доступности, которые могут быть решены с использованием мониторинга. -
Необходимо разнесение контролирующих и информационно-методических составляющих компонентов мониторинга, отделение оценок образовательной системы от личности руководителя. -
Системы мониторинга могут быть построены в рамках различных подходов к оценке работы образовательных систем, основные из которых должны учитывают вклад, процесс и результат. Модели, которые предполагают изучение только результата или процесса, а также построенные на изучении отношения "цель-результат", могут приводить к ошибочным заключениям. -
Существует мировой опыт разработки и реализации разных, но одинаково полноценных систем мониторинга в образовании. Единство применяемых здесь подходов - свидетельство общей закономерности: мониторинг в образовании - объективная потребность развития любой современной социальной системы, охватывающей большие группы населения цивилизованных стран, определяющих ведущие тенденции развития мировой культуры. -
Для построения систем мониторинга могут быть использованы различные модели образовательных систем или их компонентов.
Успешность нововведений должна быть связана не только с позитивными изменениями в обученности, воспитанности и развитости учащихся. Об эффективности инновационной деятельности можно судить и по изменениям, происходящим в самом педагогическом коллективе — оздоровлению психологической атмосферы, росту профессионализма учителей, смене их теоретических и методических приоритетов, демократизации отношений, состоянию здоровья педагогов и т.п.Так, реализуя идеи гуманно-личностного образования, мы отслеживали в МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского МР РТ, кроме индивидуально-личностного развития учащихся, динамику обучающей деятельности учителей по функциональному и результативно-личностному аспектам (методика «Лидер» Г.И. Хозяинова), доминирующий стиль педагогической деятельности, уровень проявления педагогами оптимизма по отношению к ученикам, характер восприятия ими своих учеников (как личности, ученика, хороший/плохой), доминирующую форму общения (диалогичная, монологичная, смешанная), интенсивность деятельности учителя по упрочению субъектной позиции учащихся в учебном процессе.
Таким образом, соблюдение в целом несложных требований при разработке критериев , их показателей и индикаторов обеспечит разностороннюю и объективную оценку вводимых педагогических новшеств.
1.3. Модель мониторинговых исследований образовательного процесса.
В результате изучения теоретических оснований, используя практический опыт мониторинговых исследований образовательного процесса, можно предложить следующую модель мониторинга, которую рекомендуем к использованию в ОУ.
Модель представлена набором действий (процедур) с обоснованием их необходимости, на базе материалов исследований. Данная модель мониторинговых исследований включает в себя шесть этапов:
1 этап – нормативно-установочный;
2 этап – аналитико-диагностический;
3 этап – прогностический;
4 этап – деятельностно-технологический;
5 этап – промежуточно-диагностический; (уточняющий)
6 этап – итогово-диагностический (завершающий).
Все элементы структурно и функционально связаны связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий руководителя, педагога делает педагогический мониторинг малоценным и не качественным или разрушает всю систему.
Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием, но в функциональном плане действия лица, осуществляющего педагогический мониторинг, подчиняются одному алгоритму.
-
Нормативно-установочный этап.
Основные действия педагога на этом этапе осуществления мониторинга будет следующие.
-
разработка локальных актов, сопровождающих мониторинговые исследования
- положение о мониторинге: этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу;
- функциональные обязанности участников мониторинговых исследований.
2) написание приказа по введении мониторинговых исследований в учебную деятельность.
3) определение целей и задач педагогического мониторинга. Очень важно, чтобы цели и задачи были актуальны и выполнимы для данного педагогического коллектива. Формулировка задач должна быть конкретна и опираться на научную трактовку терминологии.
4) определение основных показателей и критериев. Вычленение основных показателей и критериев зависит от конкретных задач педагогического мониторинга. Критерий выступает в роли мерила нормы
, по которому производится оценка.
5) Выбор способа установления реальных достижений (реального уровня) обследуемого объекта, выбор инструментария.
В процессе педагогического мониторинга могут быть использованы в сочетании строго формализованные и мало формализованные методы. К неформализованным методам относятся наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности и т.д.
2. Аналитико-диагностический этап.
Включает в себя следующие элементы:
-
Сбор информации с помощью подобранных методик.
Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В обследование можно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность педагога или ребенка к переносу показанных приемов деятельности.
Методы сбора информации:
- наблюдение;
- интервьюирование (беседа)
- опросы – устные и письменные;
- анкетирование;
- тестирование.
2) Количественная и качественная обработка полученных результатов.
Результат в педагогическом мониторинге призван отразить количественную сторону результата преподавания, воспитания и образования, пользуясь качественными оценками: «да-нет», «сформирован-несформирован» и т.д. это отражение выражается критериально – уровневым подходом. В соответствии с разработанными показателями и критериями определяется уровень их развития у каждого педагога или ребенка. Педагог в своей работе должен опираться на психолого-педагогические исследования, в которых разрабатываются уровни проявления тех или иных качеств, и адаптировать их с учетом особенностей развития детей.
3) Выработка педагогического диагноза.
В качестве логического инструментария при выработке диагноза выступает причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных.
При выработке педагогического анализа педагог, руководитель должны совершить ряд аналитических действий:
- сравнить результаты, полученные при обработки методик, применявшихся в ходе обследования объекта педагогического мониторинга;
- установить и проанализировать причинно-следственные зависимости, которые определили данное состояние объекта мониторинга;
- выработать и сформулировать диагноз.
Полученный диагноз должен служить основой для дальнейшей разработки педагогического прогноза, а также связанных с диагнозом и прогнозом коррекционных мер.
3.Прогностический этап.
Целью прогностического этапа являются прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта. В соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом состояния объекта пед.мониторинга происходит разработка плана педагогических коррекционных мер.
Содержание и методика коррекционной работы с педагогами определяется, исходя из профессионального уровня педагогов.
-
Деятельностно-технологический этап
На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция педагогического процесса. При этом следует помнить, что данная работа не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.
Другой аспект коррекционной работы связан с устранением причин пробелов или отставаний, тормозящих развитие ребенка, или ослаблением их влияния.
В качестве средств коррекционной работы могут выступать различные виды практической деятельности. Главное требование к применяемым методам и формам развивающей работы то, что они должны строиться в соответствии с психофизиологическими особенностями детей.
5. Промежуточно-диагностический (уточняющий) этап.
Основная задача этого этапа – проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с «нормативными показателями», установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно-развивающей работы.
Дальнейшее проектирование развития объекта педагогического мониторинга обуславливается выявленными при анализе на данном этапе пробелами и отставаниями. Оно предполагает:
- конкретизацию задач с учетом достигнутого уровня развития;
- определение способов реализации данных задач;
- устранение причин, тормозящих развитие объекта мониторинга;
- предположение о возможных затруднениях и вариантах педагогического воздействия.
6. Итогово-диагностический (завершающий) этап.
Этот этап является завершающим в цикле педагогического мониторинга. Его задача – получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности.
При этом руководитель или педагог, осуществляющий педагогический мониторинг, должен выполнить следующие действия:
- оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;
- сопоставить полученные материалы с первоначальными;
- сделать выводы, умозаключения о соответствии выбранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
- определить эффективность проведенной работы на основе логического анализа.
1.4 Мониторинг педагогических нововведений
Для любого директора школы введение в образовательный процесс каких-либо педагогических новшеств всегда связано с определенным риском. Это вполне объяснимо — инновационные процессы подвержены действию законов необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды (Н.Р. Юсуфбекова) и сопротивления нововведениям (С.Д. Поляков). И чем они масштабнее и радикальнее, тем больше мы ожидаем негативных последствий. Например, не будут получены в полном объеме ожидаемые результаты или их достижение потребует дополнительных усилий учителей и учащихся. Новое может вызвать к себе отрицательное отношение родителей.
Введенная инновация может «не вписаться», не прижиться к традиционной системе. Отслеживать изменения призван мониторинг педагогических нововведений. Собранная, обработанная и проанализированная информация позволит вовремя вскрыть нежелательное развитие педагогических ситуаций и тем самым предупредить или минимизировать возникающие факторы риска. Спрогнозированные события менее опасны, нежели те, которые заранее не просчитаны.
Определяем критерии оценки.
Анализируя инновационную деятельность школ, мы убедились, что администрация затрудняется в отслеживании хода и оценке ее успешности. Часто собирается явно нета или недостаточная информация. А некоторые школы накапливают такое количество разнообразных сведений, что буквально тонут в них, будучи не в состоянии не только их использовать, но и просто осмыслить. Нередко к тому же оказывается, что из-за неравнозначности, несопоставимости или фрагментарности полученных данных невозможно проследить динамику наблюдаемых педагогических явлений и зафиксировать зарождающиеся тенденции.
Итак, приступая к организации мониторинга, прежде всего следует определить критерии оценки успешности нововведения, а для этого необходимо разобраться в сущности нововведения и в той цели, ради которой оно вводится. Именно в цели инновационной деятельности отражаются представления о конечных ее результатах. В них — отправной момент для поиска критериев оценки.