Файл: Тема 1 социопсихосоматика цели и задачи изучения темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности направленности личности, мотивационно-потребност-ной и познавательной сфер проявляются в способности прогнозировать события и выбирать соответствующие виды деятельности и поведения. Эта способность обозначается как «антиципационная состоятельность» (от лат. anticipatio - предвосхищаю) личности. Антиципация как свойство мышления позволяет предвидеть дальнейший ход событий, поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. На основе знаний больного о своем заболевании, оценки его тяжести и значения для жизни создается программа собственных действий для успешного лечения. В антиципационную программу включается также готовность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному, или лучшему, желательному). Если пациент в своей антиципационной программе нацеливается только на один - желанный - исход событий («это - не онкологическое заболевание, врачи ошибаются»), то реальный факт болезни может стать для него серьезной психической травмой и вызвать неадекватный тип психологического реагирования на болезнь.
Социальное окружение и все обстоятельства, в которых протекает болезнь, являются значимым фактором ВКБ. Известно, например, что люди, находящиеся вдали от дома и своих близких, переносят болезнь гораздо тяжелее, чем дома, страдают от депрессий, страха смерти, становятся недоверчивыми к лечению и тем, кто за ними ухаживает.
Отношение окружающих может иметь различную направленность: от всеобъемлющей моральной и психологической поддержки до полного неприятия больного человека и разрыва с ним отношений, что сказывается на всех этапах формирования ВКБ и динамике заболевания. Это оказывает влияние на степень активности и нацеленности больного на выздоровление.
Влияние условий диагностики и лечения на ВКБ. К медицинским факторам, оказывающим влияние на ВКБ, относятся взаимоотношения больного с медицинским персоналом и воздействие обстановки лечебного учреждения, включая влияние на больного других пациентов, с которыми ему приходится общаться во время пребывания в лечебном учреждении. Отношения, складывающиеся между фельдшером, медицинской сестрой, другими медицинскими работниками и пациентом на протяжении всего периода их общения, оказывают важнейшее влияние на формирование ВКБ.
Особенности личности и профессионального общения медицинских работников с пациентами и их родственниками могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на восприятие пациентом своего заболевания и его отношение к нему. Негативное влияние медицинского персонала на больных происходит при неправильном профессиональном общении и поведении, попытках вмешаться в диагностику и лечение, превышающих их компетентность, склонности подвергать сомнению или отрицать правильность диагноза и лечебных мероприятий. Недостаточная профессиональная компетентность при проведении медицинских манипуляций вызывает сильную негативную реакцию со стороны пациента и часто становится причиной конфликтов, психологической неудовлетворенности качеством лечения, формирования негативного стереотипного образа медицинского работника.
Обстановка медицинского учреждения, особенно психологический климат в коллективе, отношение к пациентам, результаты лечения и авторитет учреждения у населения оказывают значительное влияние на ВКБ пациентов. Неблагоприятный психологический климат в коллективе медицинских работников является фактором возникновения негативных психологических состояний и переживаний пациентов, становится препятствием для оказания качественной медицинской помощи пациентам.
Влияние одних больных на других в период их совместного пребывания в одном медицинском учреждении может быть очень неоднозначным. Оно может быть как прямым, в форме рассказов о различных случаях из медицинской жизни, запугивания неблагоприятным исходом, толкования результатов обследования и т.д., так и косвенным - в виде наблюдения за течением болезни и поведением соседей по палате и отделению. Для обозначения негативной формы этого психологического явления С.С. Либих ввел понятие «эгротогения» и описал его механизм. Эгротогения - это отрицательное влияние одних больных на психическое и физическое состояние других, которое приводит к появлению новых симптомов заболевания или усилению имеющихся.
ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ
В медико-психологических исследованиях описаны определенные типы реагирования личности на болезнь, в которых проявляется специфика восприятия, переживания и отношения личности к своему заболеванию на всех уровнях ВКБ.
В зависимости от отношения к болезни выделяют следующие типы реакции личности на болезнь (Л.Л. Рохлин):
1. Астенодепрессивный тип (меланхолический), при котором наблюдаются эмоциональная неустойчивость, ослабление побуждений к деятельности, ощущение разбитости и подавленности, удрученности и тревожности, все события воспринимаются в мрачных тонах, что обычно неблагоприятно сказывается на течении болезни и снижает успех лечения.
2. Психастенический тип (тревожный) характеризуется тем, что больной полон тревоги, страхов, убежден в худшем исходе, ждет тяжелых последствий. Он одолевает врачей вопросами, ходит от одного к другому. Вспоминает симптомы болезни, бывшие у родных и знакомых, находит у себя их признаки и т.п. и ждет для себя худшего исхода заболевания.
3. Ипохондрический тип проявляется в убежденности в наличии болезни, сосредоточенности на состоянии здоровья, страхе заболевания, упорном злоупотреблении медицинской помощью. Ипохондрические пациенты тяготятся наличием у них дискомфортного состояния и испытывают страх от возможности у себя серьезного, угрожающего жизни заболевания.
4. Истерический тип характеризуется тем, что больной оценивает свою болезнь с преувеличением. Чрезмерно эмоциональные, склонные к фантазированию личности как бы «живут» болезнью, облекают ее в ореол необычности, исключительности, особого, неповторимого мученичества и т.д. Такие больные требуют к себе повышенного внимания, часто обвиняют окружающих в «недопонимании», недостаточном сочувствии их страданиям.
5. Эйфорически-анозогнозический тип отличается тем, что больной невнимателен к своему здоровью, отрицает наличие болезни, отказывается от обследований и медицинских назначений.
6. Анозогнозический тип реагирования проявляется в полном отрицании наличия болезни. Такое «вытеснение» болезни чаще всего бывает при тяжелых, опасных для жизни заболеваниях (злокачественные опухоли, психические заболевания и др.), а также при различных зависимостях (наркомания, алкоголизм и др.). Такие больные либо вообще игнорируют заболевание, либо придают значение менее тяжелым симптомам, ими объясняют свое состояние и лечатся от той болезни, которой сами придают значение.
7. Адекватный (нормальный) тип реагирования характеризуется адекватной оценкой больным серьезности своего заболевания. Пациент подчиняется требованиям лечебного процесса и активно участвует в нем. Адекватность реакции на болезнь в значительной степени зависит от психологической зрелости личности и ее интеллектуальных возможностей.
Ужас - это страх перед неопределенной и неизвестной опасностью. Одной из причин возникновения страха и ужаса является недостаток информации о заболевании, методе обследования, лечении (предполагаемом или проводимом), возможном прогнозе исхода заболевания, что является, по сути, нарушением принципа информированного согласия, действующего в современной медицине.
При очень низкой информированности пациент может бояться почти всего, что с ним делают. В этом случае с ним часто обращаются как с устрашенным ребенком. Это состояние страха может во внешнем поведении маскироваться демонстрацией равнодушия, оптимистичного веселья и т.п.
При наличии неполной информации и частичных знаниях о своей болезни пациент интерпретирует их искаженно, включая в свое представление о болезни устрашающие образы воображения, домыслы, ненаучные знания и предрассудки. Неполная информация воспринимается как недостаточно достоверная, влечет за собой действие различных стереотипов, предполагает использование других источников информации, часто также недостаточно достоверной. При наличии достаточно полной информации оценка и ее интерпретация могут быть односторонними вследствие субъективных факторов (личность больного, уровень его интеллекта и эрудиции).
Серьезной, объективной причиной страха являются имеющиеся заболевания и состояние здоровья больного, условия и методы проводимого лечения. Это может быть, например, страх смерти при тяжелом, трудноизлечимом или неизлечимом при современном уровне развития медицины заболевании (онкологические, рассеянный склероз, обширный инфаркт и др.). В этом случае больному требуется серьезная психологическая поддержка, причем в тем большей степени, чем больше ограничены возможности медицинской помощи.
3.4.5. Психологическая подготовка пациента к обследованию, лечебных мероприятий.
Манипуляция - выполнение желаемых действий или достижение лечебного эффекта при воздействии рук на какую-либо часть тела человека. Как физиотерапевты, так и остеопаты используют различные манипуляции для восстановления нормальной работоспособности тугоподвижных суставов.
При этом необходимо руководствоваться этическими принципами взаимодействия медицинского работника и пациента.
Ведущая роль в утверждении этических принципов поведения и учете индивидуальных психологических особенностей пациента принадлежит врачу. При проведении лечебных, диагностических мероприятий на профессиональном уровне от медицинской сестры требуется высокая профессиональная дисциплина, четкое выполнение всех распоряжений врача. Это одна из основных обязанностей медицинского персонала. При общении с пациентом и выполнении сестринских манипуляций медсестра обязана
§ соблюдать этические принципы поведения,
§ создавать общий доброжелательный настрой,
§ проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам,
§ создавать обстановку доверия между медицинским персоналом и пациентом,
§ способствовать повышению авторитета медицинского врача и ЛПУ.
Правила поведения, совместимые с психологическими и биологическими законами, морально приемлемые для самих медиков и для всех других людей, оформились в науку о профессиональном медицинском долге. Эта наука медицинская деонтология. Деонтология - это практическая реализация основных принципов этики. Общечеловеческие морально-нравственные законы (этика) и правила поведения (деонтология) в медицине определяют друг друга. У разных профессиональных групп свои этические кодексы поведения. Этический кодекс сестринского дела - это уважение к образу жизни, достоинству и правам пациента. Четкие действия и профессиональное выполнение манипуляций оказывают на пациента большое психологическое воздействие. Подготовка пациента к различным медицинским манипуляциям зависит от
Ø установок пациента,
Ø культурного уровня,
Ø знаний,
Ø от характера самого предстоящего исследования.
Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций:
1) Любые сестринские вмешательства имеют отношение к сохранению целостности организма пациента, поэтому сопровождаются переживаниями и отношениями к происходящему вокруг (медицинскому персоналу, окружающей действительности, к самому себе в новой ситуации).
Эмоции, сопровождающие пациента:
- Страх. Сопровождается выраженными признаками соматической реакции: повышение АД, учащенный пульс, дрожание, тик, холодный пот, расширенные зрачки, повышенный мышечный тонус, бледность, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.
Страх может мешать пациенту подготовиться к болезненным процедурам. В итоге пациент всеми способами будет избегать этих вмешательств. Страх осложняет ход обследования, выполнения манипуляции: повышается АД, тахикардия; все это может привести к ошибочному диагнозу, повышенный тонус делает невозможной релаксацию живота, что вызывает трудности при исследовании рефлексов, при введении желудочного зонда, катетера. Пациент пытается защититься от вмешательства руками, что мешает медицинскому работнику, выполнит запланированное.